ЧАСТЬ ТРИНАДЦАТАЯ. ЗАГАДКИ ЛИГОВСКОГО КАНАЛА.
Здравствуйте, дорогие друзья! Продолжаем нашу серию статей о мифах и заблуждениях, связанных с Невским проспектом. Эта часть будет посвящена Лиговскому проспекту.
К моменту окончания строительства Лиговского канала Невского проспекта еще не существовало, но уже были завершены обе перспективные дороги - от Адмиралтейства до Новгородского тракта и от Александро-Невского монастыря до того же Новгородского тракта, которые теперь являются неотъемлемыми частями современного Невского проспекта. Лиговский канал в силу своей небольшой ширины оказал очень незначительное влияние на формирование обеих перспективных дорог, а затем и Невского проспекта. Никаких мостов, кроме самых примитивных деревянных и очень коротких для преодоления Лиговского канала а этой его части не требовалось. Поэтому большинство передвигающихся по Невским перспективным дорогам вообще не обращали внимания на этот канал.
Уже в 1890-1892 годах участок Лиговского канала, расположенный по обе стороны Невского проспекта (от Бассейна до Обводного канала), был вначале убран в трубы, а потом и вообще закопан. Поэтому в наши дни Лиговский канал и Невский проспект не пересекают друг друга и не оказывают никакого влияния друг на друга.
Но, как из песни слов не выкинешь, так и из истории мы не можем вычеркнуть период, когда этот канал существовал. Тем более, что именно по Лиговскому каналу проходила визуальная граница двух перспективных дорог. Лиговский канал проходил как раз в месте их стыковки, точнее в месте их несостыковки, прозванном в последствии "изломом".
И именно по Новгородскому тракту, а значит и вдоль канала, все путешественники были вынуждены следовать около 300 метров, чтобы попасть с одной перспективной дороги на другую.
Такой переход с одной перспективной дороги на другую сохранялся до 60-х годов 18 века. Путь, который все совершали для переезда с одной дороги на другую, на современной карте Санкт-Петербурга соответствует участку Лиговского проспекта между площадью Восстания и 1-ой Советской улицей.
Сейчас же под "изломом" Невского проспекта понимают несколько иную дорожную конфигурацию, которая также отражена на представленной выше карте. Об этом мы подробно поговорим буквально в следующей части нашей статьи. А что было причиной такой несостыковки двух перспективных дорог при их строительстве, мы подробно рассказывали в ранее опубликованной части нашей статьи под названием " Легенды и факты о дороге от монастыря".
В соответствии с первоначально заявленными планами мы обязаны хотя бы коротко (если получится) осветить историю этого канала. Тем более, что для этого есть множество поводов. Лиговский канал как никакой другой исторический объект инфраструктуры города окутан множеством мифов и давным давно заложенных в сознание людей заблуждений. Надо признать, что и нам не во всем удалось пробиться сквозь туман ложных свидетельств, буквально окутывающих все, что связано с Лиговским каналом. Многие исторические факты так и остались для нас скрытыми. Но мы, во всяком случае, приложили усилия, чтобы добраться до истины.
В подавляющем большинстве современных публикаций о Лиговском канале приводятся одни и те же сведения, которые подаются как всеми признанные исторические факты.
Так, принято считать, что Лиговский канал был построен в 1718-1721 годах для обеспечения водой фонтанов Летнего сада. Практически везде утверждается, что начинался он от речки Лиги (теперь Дудергофка), стекающей с Дудергофских высот - холмов ледникового происхождения на юго-западе от Санкт-Петербурга. Далее канал был проложен вдоль существующего несколько столетий Новгородского тракта и заканчивался большим накопительным прудом, прозванном в момент строительства "басейном" и расположенном в районе, где сейчас заканчивается современная улица Некрасова (бывшая Бассейная улица). Из этого бассейна вода Лиговского канала поступала по уложенным под землей трубам в фонтаны Летнего сада. После завершения всех работ длинна канала составляла около 23 км. Канал имел ширину по дну - 2-4 метра, по верху русла - около 9,6 метров. Глубина канала была от 1 до 2 метров. Утверждается также, что это самый длинный канал, построенный когда-либо в Санкт-Петербурге. Хотя на момент окончания строительства канала Новгородский тракт, а значит и сам канал проходили далеко за пределами города, в районе окраинных слободских поселений.
Считается также бесспорным, что раз канал брал начало (и получал воды) от речки Лиги, то и свое название он получил по имени этой речки.
Но изучение дошедших до нас карт, планов Санкт-Петербурга и исторических свидетельств вынуждает нас не только усомниться в целом ряде приведенных выше утверждений, но и прямо признать недостоверность многих из них.
Так, не прошло проверку утверждение, что Лиговский канал начинался у речки Лиги, а заканчивался бассейном в районе современной улицы Некрасова. Доминирующая везде версия, что канал получил свое название от имени речки Лиги, до сих пор ничем объективно не подтверждена. Нет неоспоримых доказательств, что речка Лига вообще существовала. А если существовала, то брала свое начало на Дудергофских высотах и прежде или в последствии называлась Дудергофкой. Также нельзя считать установленным фактом, что Лига и Лиговка - это одна и та же река, так называемая в разные исторические периоды. Даже, если речка Лига и существовала, то нет подтверждений, что именно она давала свои воды Лиговскому каналу. И так далее. Подобных сомнительных моментов еще предостаточно. И касаются они не только места начала канала и его именем (в чем мы попробуем разобрать в конце этой части), но и многих других аспектов строительства канала.
Нет достоверных данных ни об авторе проекта канала, ни о целях и задачах строительства этого канала. То есть мы не знаем, ни кому принадлежит сама идея построить этот канал, ни кто разработал его инженерный проект. Нам неизвестно даже, для чего вообще этот канал начали строить. И чтобы во всем этом разобраться, надо попробовать докопаться до реальных, а не выдуманных кем-то фактов. И так, приступим.
В современной публицистике доминирует версия, что Лиговский канал был построен по проекту инженера Г.Г. Скорнякова-Писарева для подачи воды в фонтаны Летнего сада. Причем, во многих статьях на эту тему даже дается пояснение, что строительство этого канала является результатом конкуренции двух русских инженеров того времени. Якобы, инженер Скорняков-Писарев позавидовал успеху своего коллеги инженера-гидравлика В. Г. Туволкова, построившего канал-водовод для фонтанов Петергофской (Петродворцовой), царской летней резиденции, поэтому разработал и предложил Петру I свой проект нового канала для подводки воды к фонтанам Летнего сада.
Но так ли это было на самом деле? Никто не сомневается, что В.Г. Туволков и Г.Г. Скорняков-Писарев существовали как подлинные исторические фигуры. Но, какое они имели отношение к обеим водоводным системам, и могли ли между собой конкурировать в инженерных вопросах и в целях общего карьерного успеха?
Василий Григорьевич Туволков действительно был одним из первых русских инженеров со специализацией в гидравлике (водной механике, как тогда говорили). Он, несомненно, сыграл ключевую роль в изысканиях, в подготовке проекта и в руководстве ведением работ по строительству водовода к фонтанам Петергофа (Петродворца). Но в те годы он был лишь начинающим инженером, только прибывшим в 1719 году после обучения за границей. Датой начала строительства Петергофского водовода считается 1720 год, когда приступили к работам по прокладке Ропшинского канала. В 1720 году Василию Туволкову было 23 года, и это был первый проект, в котором он участвовал. При этом сама идея Петергофского водовода принадлежала вовсе не ему, а непосредственно Петру I, который не только приказал искать источники для снабжения фонтанов Петергофа водой, идущей самотеком с местных возвышенностей, но и сам приложил немало личных усилий для этого. А Василий Туволков оказался хорошим специалистом, который в нужное время попал в поле зрения царя и смог грамотно воплотить в жизнь задумки царя.
Что касается Григория Григорьевича Скорнякова-Писарева, то он был "выходцем" из прежде возглавляемой самим Петром I бомбардирской роты гвардии Преображенского полка и на протяжении многих лет пользовался доверием царя. В 1697 году он, тогда еще рядовой бомбардир, по личному указанию Петра I был направлен с группой молодых и именитых дворян на обучение математике, механике и инженерному делу в Италию, а затем в Пруссию. О дальнейших успехах тех дворянских детей на поприще наук, нам не известно. А Скорняков-Писарев после возвращения в Россию в 1699 году стал преподавать эти науки в циферных школах, Навигацкой школе и Морской академии, а также написал одну из первых в России книг по механике. Но преподавательское поприще Скорнякова-Писарева в те годы часто прерывалось - Петр I постоянно привлекал Скорнякова-Писарева к участию в военных походах тех лет. Скорняков-Писарев сумел отличиться и в Полтавской битве, и при взятии Выборга и во время осады Риги. За умелое управление артиллерией и хорошую организацию снабжения войск он ни раз удостаивался благодарностей царя и повышался в чинах. Поручались Скорнякову-Писареву и деликатные поручения "государственной важности". В декабре 1718 года с разрывом буквально в 5 дней выходят два царских именных указа. Согласно одному из них Г.Г. Скорняков-Писарев "за верные труды в бывшем тайном розыскном деле" получает чин полковника, 200 крестьянских дворов и каменный дом на Васильевском острове. А вторым указом Скорняков-Писарев назначается надзирать за строительством Лиговского канала. Такое совпадение вряд ли случайно. Поэтому скорее всего Скорняков-Писарев получил "в надзор" все работы по строительству Лиговского канала не за свои инженерные знания (в наличии которых мы не сомневаемся), а совсем за другие таланты. Этот указ дает нам дату начала строительства Лиговского канала и определяет роль Скорнякова-Писарева в осуществлении этого проекта. Очевидно, что никаких технических документов об инженерном устройстве канала Скорняков-Писарев сам разрабатывать был не должен, а в его обязанности входил лишь надзор за ведением всех работ. Более того, буквально через пару месяцев Петр I назначает Скорнякова-Писарева ректором Морской академии. А в мае 1719 года ему царем также поручается и надзор за работами по устройству бечевника (пути движения грузовых барж на конной тяге) от Ладоги вдоль Волхова. При всех этих обязанностях заниматься лично технической документацией порученных ему "в надзор" проектов Скорняков-Писарев вряд ли мог. Поэтому надо признать, что авторство разработки инженерного проекта строительства Лиговского канала приписывается Скорнякову-Писареву скорее всего ошибочно.
С ректорством в Морской академии у Скорнякова-Писарева явно не задалось. Из-за его строгости и суровых требований ученики буквально пускались в бега. А вот "надзором" Г.Г. Скорнякова-Писарева за работами по строительству Лиговского канала Петр I, вероятно, остался доволен. Во всяком случае, в 1722 году, сразу по окончании прокладки основной части русла канала, Скорняков-Писарев получает звание генерал-майора и назначается Петром I обер-прокурором Сената. О такой карьере самые высокопоставленные вельможи могли только мечтать.
При таком доверии и открытой поддержке царя, у Скорнякова-Писарева не было никакой необходимость с кем-либо конкурировать как на инженерном поприще, так и в продвижении по карьерной лестнице, тем более соперничать с мало кому известным начинающим инженером Василием Туволковым. Не мог Скорняков-Писарев и стремиться повторить успех строительства Петродовцового водовода. +++Работы по строительству Лиговского канала начались на год, а то и полтора раньше, чем началось строительство Ропшинского канала, а значит, и самой Петродворцовой водоводной системы. Получается, на момент начала строительства Лиговского канала системы подачи подачи воды в фонтаны Петродворца еще не существовало даже в проекте, поэтому завидовать и подражать тогда было просто нечему.
Из всего изложенного следует, что Скорняков-Писарев был близким Петру I человеком, возглавлявшим по поручению царя многие серьезные и ответственные проекты. Но сам Скорняков-Писарев технической стороной этих проектов не занимался. В его компетенцию входил только надзор за ведением всех работ и ответственность за "обеспечение требуемого результата в установленные царем сроки". А, поскольку никаких альтернативных фамилий нигде и никем не предлагается, получается, что мы не знаем, кто на самом деле был автором инженерной части проекта строительства Лиговского канала.
Для тех, кто совсем плохо себе представляет, как должны были выглядеть технические документы, необходимые для строительства канала, приведем одну страничку из подобного проекта. Это значительно более поздний проектный чертеж устройства моста через Лиговский канал. Он относится к 1795 году, но что-то подобное должно было существовать и в 1719 году, когда только приступали к работам по самому каналу. Сначала прорабы, а потом и сами рабочие должны были получить точное задание: где надо прокопать русло канала, какую глубину и ширину надо при этом обеспечить. К сожалению, таких документов мы не знаем, в доступных нам архивах хранятся документы по Лиговскому каналу, начиная только с 1772 года.
Нельзя исключить, что проекта строительства Лиговского канала в современном понимании этого слова, как единого письменного документа со всеми проработками инженерно-технических аспектов строительства, в 1719 году не было. Была просто идея. Она была одобрена царем и взята в работу. Из дошедших до нас писем и указаний царя тех лет можно сделать вывод, что Петр I живо интересовался строительством Лиговского канала. Но нет никаких сведений, что Скорняков-Писарев или кто-то другой представлял царю на рассмотрение какой-либо завершенный письменный проект. В то же время без технических документов обеспечить единообразное строительство такого протяженного гидросооружения было просто невозможно. Но как тогда все было организовано на самом деле, нам неизвестно.
Некоторые современные публикации на тему строительства Лиговского канала сопровождаются иллюстрациями в виде фотокопий страниц технической документации из якобы существующего в недрах российских архивов проекта Лиговского канала. Но то, что при этом приводится,- это обмерные чертежи Лиговского канала, выполненные в 1795 году. Эти чертежи не имеют отношения к первоначальному проекту канала и выполнены спустя 75 лет с момента его завершения. Нам кажется рассматривать их нет смысла, поскольку мы не знаем, какие изменения канал претерпел с инженерной точки зрения за прошедшие к тому времени годы.
Поэтому мы не считаем возможным использовать эти документы для обсуждения технических аспектов первоначального проекта Лиговского канала.
До наших дней не дошел не только инженерный проект Лиговского канала. Как не покажется кому-то странным, нам даже неизвестно, для каких функциональных целей был построен этот канал, и чем была обоснована необходимость строительства столь значительного, а значит, и весьма дорогостоящего гидротехнического сооружения. Причем, в этих вопросах нет ясности и согласия даже среди ученых-историков.
Одни историки считают, что Лиговский канал был действительно специально построен для снабжения фонтанов Летнего сада, а остальные способы его использования были придуманы позже. Другие полагают, что канал был прокопан для осушения земель вдоль Новгородского тракта, который к тому времени пришел в полную неустроенность из-за большого количества следовавших в Санкт-Петербург тяжело груженых телег. Этот старинный торговый тракт на окраинах Санкт-Петербурга проходил по низменным зонам и буквально раскисал после обильных дождей. Подсыпка песка и укладка новых фашин уже не помогали, требовались более радикальные меры. Вот и решили прокопать канал. В других местах такой подход всегда приносил желаемые результаты. И надо признать, что и в этот раз это решение сработало - после прокладки Лиговского канала Новгородским трактом пользовались еще более 150 лет, пока он окончательно не трансформировался в Лиговский проспект. А заявленная цель использования канала - для снабжения фонтанов Летнего сада водой - была придумана для красивой подачи проекта строительства канала царю. Третьи считают, что канал был специально построен для снабжения чистой питьевой водой район переведенческих слобод, население которых в те годы была уже значительным, а с источниками чистой воды было плохо. Для того, чтобы вода в канале не застаивалась и всегда была проточной, канал было решено запитать родниковыми водами с ближайшей к городу возвышенности. А подавать воду канала в фонтаны Летнего сада было предложено, чтобы решить проблему стока постоянно прибывающей в канал воды.
По мнению четвертых канал начали строить в качестве транспортной артерии - для доставки баржами строительного камня для возведения и облицовки зданий в центральной части Санкт-Петербурга. И лишь потом придумали подавать воду канала в фонтаны. И, наконец, есть пятая группа историков, которые считают, что Лиговский канал изначально строился одновременно для всех указанных целей.
Таким образом, и среди ученых нет единства по вопросу целей строительства канала. Сразу скажем, что не можем присоединиться ни к одной из указанных выше версий. По этому аспекту истории строительства канала у нас больше вопросов, чем ответов.
Кто-то из читателей скажет: "Какие могут быть сомнения?! Канал много лет использовался для подачи воды в фонтаны Летнего сада, значит для этого и строился!" Но не все так просто.
Начнем с того, что накопительный бассейн и идущие от него к фонтанам трубы были построены лишь в 1725-1727 годах, то есть более, чем через пять лет после завершения работ по строительству основной части канала. И все эти годы канал уже существовал и для каких-то целей использовался. Кроме того, опыт подачи вод Лиговского канала в фонтаны Летнего сада трудно признать удачным. Силы напора воды оказалось недостаточно для обеспечения высоких сильных струй, какие хотел бы видеть Петр I в своем любимом детище - Летнем саду. Известно, что Петр до конца своей жизни оставался недоволен этим проектом, но не хотел отказываться идеи подачи воды в фонтаны Летнего сада из этого канала, надеясь, что в конце концов все недостатки получится устранить.
При этом остается необъясненным целый ряд моментов. Совершенно непонятно, зачем, вместо того чтобы проложить канал прямо к Летнему саду, обеспечив при этом максимальный угол уклона и силы водотока, канал завели в большой накопительный резервуар в районе, называемом "Пески". Этот район тогда являлся одной из самых высоких точек в ближайших окрестностях Санкт-Петербурга, а сейчас находится в центре города. И только потом вода из накопительного бассейна должна была поступать в фонтаны по проложенным под землей трубам. Это все привело к существенному сокращению перепада высот, а движение воды по трубам из-за турбулентности еще более снижало скорость и силу водного потока.
К тому же, этот проект практически ничем не отличался уже построенного водовода к фонтанам Летнего сада от Черной речки. Черная речка стекала с Пулковских высот (также холмов ледникового происхождения в окрестностях Санкт-Петербурга), протекала по низменной практически безлюдной местности и впадала в Неву у Александро-Невского монастыря. В нижнем течении Черная речка называлась речкой Волковкой, а у самого монастыря - Монастыркой. Пулковские высоты по своей высоте и геологии ничем принципиально не отличаются от Дудергофских высот. От Волковки (Черной речки) в районе Александро-Невского монастыря был построен канал, проходивший вдоль Невской перспективной дороги. Канал доходил до Новгородского тракта, а дальше опять же по подземным трубам вода из него подводилась к водоподъемным башням Летнего сада.
Этот способ подачи воды в фонтаны Летнего сада также в принципе ничем не отличался от проекта использования вод Лиговского канала. Однако, уже практически завершенный проект водовода от речки Волковки был по неизвестным нам причинам признан бесперспективным и заброшен. До сих пор никем не объяснено, почему надо было отказываться от этого водоводного канала и строить намного более длинный, трудозатратный и более дорогой Лиговский канал. При рассмотрении Лиговского канала в качестве специально построенного водовода к фонтанам Летнего сада не надо забывать, что фонтаны работали не постоянно. Всю зиму и обычно по ночам фонтаны не функционировали. А куда в эти периоды девалась постоянно прибывающая в канал вода? Куда она сливалась, когда не подавалась к фонтанам? Накопительный резервуар, так называемый "басейн", не мог принять неограниченное количество воды. Так куда сливали избыток воды? Нигде в публикациях о канале об этом аспекте нет ни слова. Известно, что позже воду из Лиговского канала стали подавать в пруды Таврического сада, а от туда она стекала в Неву. Но Таврический сад был разбит по велению Екатерины II лишь в период строительства одноименного дворца, примерно в 1785 году. А куда вода из бассейна уходила все годы до этого? Без ответа на все эти вопросы очень трудно уловить инженерную логику и целесообразность строительства Лиговского канала в качестве водной артерии, предназначенной для снабжения водой фонтанов Летнего сада.
Прочие упомянутые выше версии возможных целей строительства Лиговского канала также вызывают множество вопросов.
Известно, что Лиговский канал прокладывали по линии одной из придорожных канав, существовавших задолго до этого вдоль Новгородского тракта. Нет сомнений, что прокладка канала действительно позволила осушить земли, по которым проходил Новгородский тракт. Но для этих целей необязательно было выкапывать полноценный канал и тем более не было никакой необходимости подавать в него проточную воду из источника, находившегося в 15 км от города. Достаточно было просто сильно углубить придорожные канавы и укрепить их стенки деревянными щитами. Кроме того, с версией о строительстве Лиговского канала для осушки низменных участков вдоль Новгородского тракта никак не стыкуются информация, что значительная часть канала проходила по специально построенной насыпи. Как осушать трассу дороги с помощью канала, который находится выше уровня самой дороги?
Имеются свидетельства, что во второй половине 18 века Лиговский канал использовался для снабжения Московской стороны чистой питьевой водой и по всей длине канала были устроены посты (деревянные будки), где находились люди, специально следящие за чистотой воды в канале. Да, такие данные есть. Но подтверждает ли это, что для этих целей канал и строился первоначально? И почему для этого надо было запитывать канал водой с Дудергофских высот? Неподалеку от русла канала петляла уже упоминавшаяся нами выше Черная речка. Она брала свои воды от родников Пулковских высот и протекала практически по безлюдной местности. Что делало ее воды чистыми и вполне пригодными для потребления людьми. Именно ее водой (в нижнем течении - речки Волковки) пользовались все насельники Александро-Невского монастыря. И нет никаких сведений о случаях заболеваний в монастыре из-за качества воды.
А вот речка Дудергофка, от которой по устоявшемуся мнению брал воды Лиговский канал, чистотой вод не отличалась. Дело в том, что еще в 1714-1716 годах для нужд Адмиралтейства и в целом Санкт-Петербурга на Дудергофских высотах была построена Дудоровская бумажная мельница (в последствии Красносельская бумажная фабрика). Она брала воду для нужд своего производства именно из речки Дудергофки, и сбрасывала отработанные воды в нее же чуть ниже по течению. И все вредные стоки попадали в речку выше места ее соединения с Лиговским каналом. Это значит, что потом промышленные стоки попадали в канал.
Кроме того, как мы уже упоминали, Лиговский канал проходил прямо по краю очень оживленного Новгородского тракта. А тогда весь транспорт был гужевым. Вы представляете себе эту дорогу, по которой в день проходят буквально сотни телег? И куда девался весь навоз от бесчисленных лошадей? Правильно, смывался дождями прямо в канал. Другого пути стока просто не было. Правда, мы уже отмечали, канал, возможно, проходил по специально сооруженной насыпи и круглосуточно и круглогодично промывался быстротекущей водой. Но полностью защитить воды канала от навозных стоков и болезнетворных микроорганизмов все равно было невозможно. И как это могло сочетаться с забором из канала питьевой воды? Более того, а куда потом эта смытая вода шла? Правильно, в фонтаны Летнего сада. И как запахи отходов бумагоделательного производства и конского навоза сочетались с фонтанами летней царской резиденции? И как к этому всему относился сам царь и его высокопоставленные гости? Как-то эти проблемы могли решаться и, возможно, решались, (та же насыпь, в теле которой вероятно проходил канал), но все равно утверждать, что воды канала были настолько чисты, что их можно использовать в качестве источника питьевой воды, или подавать в фонтаны царской резиденции, мы бы не взялись. Что-то здесь не так. Можно еще как-то допустить, так само собой исторически сложилось. Но очень трудно представить, что все это было именно так и задумано, что при всех перечисленных выше очевидных негативных моментах Лиговский канал был специально построен для снабжения населения питьевой водой или для подачи воды в фонтаны. Что-то мы не допонимаем. Или мы очень плохо представляем себе ту эпоху и неправильно оцениваем, как в то время люди и даже царственные особы относились ко всем этим проблемам. А посему и задаемся вопросами, которые, возможно, вовсе не волновали инициаторов строительства Лиговского канала.
Не все понятно и с другими возможными версиями целей строительства и использования Лиговского канала. По воспоминаниям современников Лиговский канал использовался и как транспортная артерия. Во всяком случае какое-то время. Утверждается, что по Лиговскому каналу с помощью барж на конной или бурлацкой тяге доставляли тяжелые грузы, которые невозможно было доставлять в город телегами. По нему, в частности, проводили баржи с отделочным бутовым камнем (пудожским туфом) из каменоломни, расположенной в 2 км от Дудергофских высот. В подтверждение этого авторы этой версии использования канала ссылаются планы Санкт-Петербурга где в районе современной железнодорожной станции Дачное, якобы, видно раздвоение канала на два параллельных русла. Два параллельных русла не нужны ни для снабжения водой фонтанов Летнего сада, ни для снабжения населения городских окраин питьевой водой. Но такая развилка очень похожа на то, как был позже организован разъезд встречного транспорта на однопутных железных дорогах и, еще позже, разъезд вагонов городской конки. На первый взгляд все звучит очень логично и убедительно. Но, во-первых, мы планов с раздвоение канала не нашли; а, во-вторых, версия использования Лиговского канала в качестве транспортной артерии не будет иметь право на существование, пока не будет дан ответ на один вопрос - зачем надо было прокладывать транспортный канал, который вел в сторону от центра города? Практически все каменное строительство шло на Адмиралтейском, Васильевском и Петроградском (Городовом) острове. А транспортная артерия, по которой должны были, якобы, доставлять в центральные районы города камень, была почему-то проложена по отдаленным от города окраинам и заканчивалась в районе, где ничего кроме переведенческих слобод тогда не было.
Непонятно также, почему канал протянули до весьма отдаленного района Пески, когда в своей первой трети канал пересекали дороги, доходившие до самого центра Санкт-Петербурга. На месте этих дорог 18 века ныне существуют Вознесенский и Московский проспекты. То есть трассы этих дорог петровского времени востребованы до сих пор. Зачем тогда было продолжать строительство канала еще на 10 км дальше по малолюдным окраинам? Вразумительных ответов на эти вопросы сторонники транспортных целей строительства канала не приводят.
В заключение обсуждения темы целей строительства Лиговского канала от себя можем добавить, что никаких выводов и собственных версий мы делать не будем. У нас нет ответов на все вопросы и сомнения. А потому предлагаем дождаться чей-то более компетентной и аргументированной версии.
А теперь перейдем к не менее запутанным и не менее интересным темам - откуда начинался Лиговский канал и где заканчивался, а также, как и от чего получил свое имя.
Причем, начнем эту тему с конца. Точнее, с вопроса, где заканчивался Лиговский канал. Просто на этот вопрос можно ответить достаточно быстро. Мы уже выше высказывали свои сомнения, что Лиговский канал заканчивался накопительным бассейном. Фонтаны не могли функционировать постоянно. А водоводная система, в которую вода поступает самотеком, это не водопровод. Ее нельзя включать и выключать по желанию. Если вода не поступает в фонтаны, она должна еще на что-то расходоваться или куда-то стекать, иначе накопительный бассейн давно бы просто переполнился. Поэтому смотрим на планы Санкт-Петербурга, относящиеся к периоду уже после окончания строительства Лиговского канала. На двух совершенно разных планах, датируемых одним 1738 годом без всяких шансов на другую трактовку зафиксировано, что Лиговский канал имел продолжение и за бассейном.
По этому участку канала лишняя вода сливалась из бассейна, попадая в конце в мелкую речушку, которая в свою очередь впадала в Неву. Причем, судя по этим планам, не вызывает сомнений, что это было именно специально выкопанное продолжение канала, а не просто нерегулируемый сток воды из бассейна.
Поэтому можно сделать однозначное заключение, что Лиговский канал заканчивался не бассейном, а достаточно протяженным участком, по которому вода из канала стекала в Неву. И получается, что все утверждения, что Лиговский канал заканчивался бассейном в районе современной улицы Некрасова, однозначно не соответствуют историческим фактам. Очередная растиражированная повсеместно дезинформация.
Теперь перейдем к началу канала. Тут все сложнее, и надо досконально во всем разбираться. На целом ряде планов города конца первой четверти 18 века канал изображается прокопанным лишь до места, от которого до Дудергофских высот еще как минимум 10 км. Из какого источника тогда канал получал проточную воду в то время, нигде не поясняется.
До наших дней дошло одно из писем Петра I, написанное в период его пребывания на Олонецкой вефи, а потому уверенно датируемое историками мартом 1722 года. В нем имеются поручения, касающиеся Лиговского канала: "Туволкову осмотреть места где ближе и удобнее и меньше работы привести Лигу реку в Питербурх". Таким образом, в письме дается поручение уже упоминавшемуся нами инженеру В. Туволкову проработать, как запитать Лиговский канал водой речки Лиги. И это при том, что практически все историки до сих пор считают, что Туколков к строительству Лиговского канала никакого отношения не имел, занимаясь исключительно Ропшинским каналом и вообще всей водоводной системой Петергофа. А тут вот такое указание. Из текста письма можно также сделать вывод, что задача соединения Лиговского канала с речкой Лигой была поставлена лишь год спустя после того как принято считать, что строительство канала было завершено, а Скорняков-Писарев уже получил генеральский чин. Складывается впечатление, что в какой-то момент возникла идея (или необходимость) уже ранее завершенную часть Лиговского канала продлить дальше в поисках нового источника проточной воды. Возможно, это связано с недостаточным уровнем воды в канале, а может с изменением первоначальных целей использования канала. Но это предположения. А к фактам можно отнести только то, что канал начали тянуть в сторону Дудергофских высот не раньше 1722 года.
Мы не знаем, какие инженерные решения Туволков выбрал для исполнения данного поручения после осмотра местности, и он ли руководил дальнейшими работами, то так получилось, что с речкой Лигой канал так никогда и не соединился. И одной из причин этого возможно стала путаница с названиями и местонахождением местных речек, которая возникла еще в допетровские времена. И эта путаница продолжалась и в петровские времена, сохраняется она и в наши дни. И связана она с вопросом, существовала ли на самом деле речка Лига, и, если да, то где она протекала.
Принято считать, что речка Лига не только существовала, но и обозначена практически на всех шведских и прочих европейских картах 17 века.
На этих картах Лига - это весьма значительная река, стекающая с Дудергофских высот и впадающая в Финский залив. Для сравнения можно взять изображенную на тех же картах реку Ижору. Последняя действительно достаточно значительная, весьма протяженная и всем известная река.
По соседству с Лигой на европейских картах не обозначено никаких других речек.
Принято также считать, что именно эту стекавшую с Дудергофских высот достаточно значительную речку Лигу имел ввиду Петр I в своих поручениях инженеру В. Туволкову. Имя "Лига" происходит из балтских языков и именно под таким названием Петр I знал эту речку. Но эта же речка местными славянами называлась Дудоровой или Дудоровкой, а позже (со второй половины 17 века) под влиянием новых шведских господ эту речку стали называть Дудергофкой. И вот именно до этой речки Петр I якобы и велел продлить Лиговский канал, который и получил свое название по балтскому варианту имени этой речки (Лига), поскольку такое название речки знал и использовал сам царь. Но после смерти Петра I примерно с 30-х годов 18 века старое балтское название вышло из обращения и речка стала обозначаться на картах русско-шведским вариантом ее названия - Дудергофкой. Еще позже при составлении карт снова вернулись к использованию прежнего балтского названия этой речки, но оно уже претерпело изменения и стало звучать и писаться как "Лиговка". Вот такая версия царит на просторах интернета и на страницах всевозможных краеведческих публикаций. Естественно не как версия, а как самая что ни на есть достоверная информация.
Но даже на интуитивном уровне сразу чувствуется, что что-то здесь не так, как-то все в этой версии "накручено". И верно, после самой простой проверки деталей становится ясно, что данная версия даже близко не соответствует историческим фактам и географическим реалиям.
Все дело в том, что на самом деле как 17 веке, так и в первой четверти 18 века с Дудерговских (Дудеровских) высот в сторону Финского залива стекали ни одна, а как минимум три речки, и ни одна из них не называлась тогда Лигой. О том, что не было никакой одной значительной реки, стекающей с Дудергофских высот, было прекрасно известно и местному населению. В отличии от шведских карт на подробной русской карте Дудеровского погоста 17 века мы видим очень точно нанесенные водные артерии этой местности.
На ней изображена лишь сеть небольших речек (почти ручьев), стекающих с разных склонов Дудеровых (Дудерговских) высот. На представленной карте они никак не обозначены, но по другим источникам мы знаем, что они назывались "речка Дудорова" (позже Дудергофка), "ручей Черной" и "ручей Койровской". По соседней долине протекали еще несколько речек, но они были еще меньше и начинались они не на Дудергофских высотах, а из равнинных источников недалеко от Финского залива. Сейчас эти мелкие речки не существуют. Они все в разное время были уничтожены в результате строительства в тех местах огромного количества больших и малых каналов (осушительных, водоводных или транспортных). Самая большая из этих речек, с конца 18 века (возможно и раньше) и до того момента, как навсегда исчезнуть, носила название "Красная". По ее имени было названо много объектов в тех местах. И небольшая деревня, и "кабак Красной", и заливчик в Финском заливе -"Красная Лахта". Но это было позже. А на некоторых картах первой половины 18 века именно эта речка обозначена протекающей через район Лигово и названа "Лиговка".
Для удобства рассмотрения перевернем карту на бок. И убедимся, что картограф при прорисовке этой речки не путает ее ни с одной из речек, стекающих с Дудергофских высот. На карте эта речка ни к Дудергофке, ни к другим речкам, стекающим с Дудергофских высот, отношения не имеет. И обозначена она, как совершенно отдельная, самостоятельно протекающая речка, берущая свое начало где-то на равнине, недалеко от побережья Финского залива.
Получается, что речка, которую возможно в петровские времена называли "Лиговка", а раньше вероятно просто "Лига", существовала в действительности. И именно она скорее всего соответствует речке с названием "Красная" на более поздних картах 19 века. Но как бы она не называлась, с Дудергофских высот она не стекала и брала свои воды из равнинного источника. А поэтому не могла быть целью продолжения Лиговского канала. Для обеспечения фонтанов Летнего сада достаточной высотой струй требовался источник воды, расположенный на значительной высоте относительно уровня Летнего сада. Вероятно, поэтому строители Лиговского канала обошли речку стороной. А это означает, что речка Лига и Лиговский канал никогда не соединялись и Лиговский канал никогда воду из речки Лиги не получал.
А для тех, кого эти объяснения не убедили, и они пытаются все объяснить тем, что большинство карт 18 века и картами-то не были, а очень неточными схемами, приведем фрагмент более поздней, но очень подробно и сильно детализированной карты. На ней четко видно, что исток речки Красной (прежде Лиговки?) расположен почти у самого русла Лиговского канала, но все же на сколько-то метров ближе в Финскому заливу. Выше канала речка продолжения не имеет. Там обозначены только рукотворные канавы.
И так, мы возможно нашли речку Лигу. И она точно к речке Дудергофке никакого отношения не имеет. Но из-за чего такие сложности с названием речки и путаница с местом ее расположения?
А все это вероятно из-за того, что по соседству с этой рекой практически на всех картах обозначено большое поселение Лигово (или Лигова, Ligawa). Оно в этом месте существовало по крайней мере с 16 века. В начале 18 века это поселение сильно разрослось и стало занимать не только левый берег речки Лиги (Красной), но и распространилось вдоль побережья Финского залива в сторону мест, где стекали речки с Дудергофских высот, в том числе и Дудеровка (Дудергофка).
Позже в тех местах возникли и другие населенные пункты с таким именем. Это и "Лигово Новое" (или просто Новое) и "Лиговская".
Так сложилось, что имя первоначального поселения Лигово постепенно распространилось на весь достаточно обширный прилегающий район. Название Лигово этот район носит и в наши дни. Поэтому некоторые современные исследователи считают, что речки с собственным именем Лига никогда не существовало, а этим именем называлось именно поселение Лигово и только поселение. Настоящего названия же этой малой речки практически никто не знал, поэтому ее часто назвали по всем известному поселению - Лиговка.
В пользу этой версии говорит и значение слова "Лига". В балтских языках этим словом обозначается место, где выполаскивают, а потом сушат лен. То есть именем Лига на картах могло быть обозначено место таких работ в низовьях какой-то речки, а потом и сложившийся в этом месте населенный пункт. Не исключено, что потом так стали называть и саму речку. Так и возникла путаница. Но уже более 200 лет в этом месте никакая речка не протекает. Ее просто не стало. А память ни то о речке Лиге, ни то о старинном поселении Лига в тех местах осталась. И продолжает будоражить сознание современных краеведов.
Подведем промежуточный итог. В первой четверти 18 века, когда осуществлялось строительство Лиговского канала, с Дудергофских (Дудеровских) высот стекали ни одна, а три речки, примерно равные между собой по объему водотока и имеющих почти параллельные друг другу русла. Четвертая же, меньшая, имела исток на равнине, и протекла в стороне. Если какая речка и могла ранее носить имя Лига, так вот эта четвертая. Но строители Лиговского канала ею не заинтересовались и обошел ее стороной.
И так, мы установили, что Лиговский канал воду из речки Лиги не получал. Но вода в нем была. Поэтому логично продолжить наше исследование, чтобы установить, до какой речки на самом деле доходил Лиговский канал, и из какой водной артерии он действительно получал свою воду.
В нашем исследовании мы остановились на историческом моменте, когда канал довели до района Лигово. На картах последующих годов канал проходит уже мимо русла речки Лиговки (Красной?), никак не соединяясь с ней. При этом видно, что идет прокладка канала в сторону Дудергофских высот.
А на следующей намного более детализированной карте мы видим, что русло канала, который подписан как "Лиговской", уже подведено к стекающей с Дудергофских высот речке, обозначенной как "Ручей Койровской".
И с этого момента на долгие годы Лиговский канал получает свои воды именно из этой речки (ручья). Спустя несколько лет, вероятно опять же из-за недостаточности силы водотока Койровского ручья для целей использования Лиговского канала, принимается решение продлить Лиговский канал еще дальше - до речки (ручья) Черной. И только еще спустя какое-то время канал прокопали до следующей стекающей с Дудергофских высот речки. И только тогда этой речкой стала Дудергофка (Дудеровка).
Но в месте соединения канала и речки высота прохождения русла Дудергофки оказалось ниже уровня русла канала. В результате вместо того, чтобы давать Лиговскому каналу дополнительную воду, Дудергофка стала наоборот забирать воду из канала. Вода из канала стала просто перетекать в Дудергофку. Тогда было решено срочно поднять уровень Дудергофки, для чего была устроена запруда. Уровень в подпруженной Дудергофке поднялся, и только тогда часть воды смогли через специальный шлюз направить в Лиговский канал.
Большая же часть вод Дудергофки продолжала стекать в сторону Финского залива по своему прежнему руслу. Через какое-то время именно эту часть нижнего течения Дудергофки, от места соединения с Лиговсим каналом и до впадения в Финский залив, стали называть Лиговкой. А верхняя часть (до соединения с каналом) сохранила свое прежнее название - Дудергофка.
При этом более убедительной представляется версия, что Дудергофку в нижнем течении стали называть Лиговкой по подведенному к ней Лиговскому каналу, или по уже разросшемуся в те времена до берегов Дудергофки району Лигово, а вовсе не по имени исторической речки Лиги, факт существования которой. как мы рассказали выше, у многих вызывает большие сомнения. Даже, если речка с именем Лига существовала, то к речке Дудергофке она никакого отношения не имела и передать ей свое название никак не могла.
Из всего экскурса в географию тех мест можно сделать следующие итоговые выводы.
Первое. Речка Лига, если и существовала, то скорее всего была очень небольшой равнинной речкой, протекавшей в стороне от Дудергофских высот.
Второе. Первоначально Лиговский канал не доходил до Дудергофских высот. Потом он был продлен, но его провели, минуя речку, обозначенную на некоторых картах как "Лиговка".
Третье. С того момента, когда канал был продлен до Дудергофских высот, он стал получать воду из Койрова ручья, а затем и из соседнего Черного ручья, и лишь спустя несколько лет канал продлили до речки Дудергофки.
Четвертое. Речка Дудергофка никогда Лигой не назывались и к речке с таким названием никакого отношения не имела. Пятое. После соединения речки Дудергофки с Лиговским каналом нижнюю часть ее течения (ниже шлюза) стали называть речкой Лиговкой. И это название скорее всего произошло от Лиговского канала, а не наоборот.
Шестое. Канал вероятнее всего получил свое название "Лиговской" не по имени полумифической речки, а по названию сильно разросшегося населенного пункта Лигово (Лигова), от имени которого получил свое название и весь район у подножия Дудергофских высот.
И уже не как установленный факт, а в качеств своего особого мнения, хотим довести во внимания читателей следующее свое наблюдение. Если сравнить исторически сложившуюся трассу Новгородского тракта и трассу русла Лиговского канала, то можно достаточно уверенно сделать вывод, что на самом деле ни к каким конкретным речкам, в том числе к Лиге или Дудергофке, Лиговский канал специально не вели. Совершенно очевидно, что трасса канала практически полностью совпадает со сложившейся ранее трассой Новгородского тракта.
Получается, что строители прокладывали канал, просто выкапывая его на всем его протяжении вдоль Новгородского тракта, собирая при этом в канал воду всех речек и ручьев, что им попадались на пути. А как назывались речки и ручьи, и откуда они стекали, строителям было все равно.
Когда канал поэтапно дошел до речки Дудергофки, строительство на этом завершили. Возможно, была достигнута поставленная цель, а возможно воды в канале уже на все нужды хватало. К тому же, за Дудергофскими высотами Новгородский тракт с 30-х годов 18 века стал использоваться со значительно меньшей интенсивностью. Уже сложились более прямые и лучше устроенные дороги, ведущие из столичного Санкт-Петербурга во все концы России.
И в качестве заключения, с приятным чувством можно объявить о развенчании очередных мифов. На самом деле Лиговский канал не начинался от речки Лиги и не заканчивался бассейном в районе современной улицы Некрасова. Большую часть времени своего существования канал получал воду из стекавшего с Дудергофских высот Койровского ручья, и заканчивался далеко за бассейном специально построенным участком со стоком в Неву.
Канал никогда не получал воду из речки Лиги, а потому скорее всего получил свое название не по имени речки, а по названию района через который проходил - Лигово.
Речка Дудергофка и речка Лига - это две разные реки. Лишь после подводки трассы Лиговского канала к речке Дудергофке, она ниже шлюза стала называться Лиговкой. К исторической реке Лиге ни эта часть речки, ни Дудергофка в целом, отношения не имеют.
Вот такие наши выводы. А что Вы думаете по этому поводу? Пишите в своих комментариях.
*** *** ***
Источники информации, карт, планов и изображений, использованных для иллюстраций, указаны в первых частях статьи, или в подписях под приведенными изображениями. Все права на текст статьи и сделанные в нем выводы принадлежат автору. При цитировании фрагментов текста статьи ссылки на канал обязательны.