Этот текст от мудрой сказительницы может сотворить чудо, если дать ему пространство и время. Рекомендую читать неспешно, как сказку.
О том как начать творить – здесь
Если творческий процесс отравлен или застопорен, женщина кормит душу понарошку. То подбросит душе семинар, то урвет для нее кусочек времени для чтения. Но в итоге никой пищи не получается. Женщина только обманывает себя.
Творческая жизнь умирает из-за того, что мы не заботимся о здоровье реки. Тогда мы сами чувствуем себя точно так же, как гибнущая река: мы ощущаем потерю энергии и усталость. Чтобы это исправить, нужно наполнить основные составляющие творчества:
1. Получать питание
2. Передышка
3. Хор реальных голосов
4. Настойчивость
5. Привязать себя к стулу
1. Получать питание
Вредные загрязнения становятся очевидными, когда женщина отклоняет искренние комплименты по поводу своей творческой жизни. Это могут быть легкие загрязнения, как в том случае, когда она говорит: "Как это мило с вашей стороны – сказать мне такой комплимент", но может быть и большая беда: "А, это старье" или "Должно быть, вы не в своем уме". Возможна и оборонительная реакция: "Разумеется, у меня большой талант, странно, что вы не замечали этого раньше!" То хорошее, что проникает в женщину, бывает мгновенно отравлено.
Нужно научиться принимать комплименты, даже если вначале это выглядит так, будто женщина набрасывается на комплимент, чтобы на этот раз оставить его себе, и смаковать их.
Особой притягательностью для вредных комплексов обладают самые плодотворные, самые революционные и замечательные идеи и самые яркие виды творчества.
2. Передышка
Вам случалось видеть женщину, которая работает как одержимая, а потом вдруг падает духом и не делает больше ни шага вперед? Вам случалось видеть женщину, которая разглагольствует о социальных проблемах, а потом в один прекрасный день бросает все и говорит: "Да пропади оно пропадом!"
В конечной точке неизменно подстерегает усталость. В такие минуты они говорят: "С меня хватит. Я ухожу. Возвращаю свое удостоверение, свой значок, свою форму, свое…" – все что угодно. Они собираются эмигрировать в Новую Зеландию. Они собираются смотреть телевизор, есть соевый творог и никогда больше не смотреть в окно на мир. Они собираются купить дешевые туфли, переехать в поселок, где никогда ничего не происходит, и всю оставшуюся жизнь смотреть только рекламные передачи.
Как бы они ни представляли себе передышку, пусть даже в них говорит обыкновенная усталость и разочарование, я соглашаюсь: "Передышка – дело хорошее, давно пора отдохнуть". В ответ на это они обычно взвизгивают: "Отдохнуть?! Разве я могу отдыхать, когда весь мир катится к черту прямо у меня на глазах!"
Но в конце пути женщина должна отдохнуть, поваляться, снова обрести свой центр. Она должна помолодеть, восстановить энергию. Она думает, что это невозможно, но возможность есть, ведь круг женщин – матерей, учениц, художниц или общественных деятельниц – всегда смыкается, заполняя место тех, кто отлучился, чтобы отдохнуть.
Творческая женщина обязана сначала отдохнуть, а потом вернуться к своей напряженной работе.
3. Хор реальных голосов
Чтобы творческая жизнь текла рекой, нам необходимо общество реальных людей (нет, не так. РЕАЛЬНЫХ), которые нас согревают, которые поддерживают и воодушевляют наше творческое начало. Иначе мы замерзнем.
Питание – это хор голосов, идущих изнутри и снаружи, который замечает, в каком состоянии находится женщина, старается ее подбодрить, а если нужно, и утешить. Не знаю точно, сколько нужно иметь друзей, но уж не меньше одного или двух, которые считают, что ваш дар, в чем бы он ни заключался, – это pan de cielo, хлеб небесный. Каждая женщина достойна слушать хор похвал.
4. Настойчивость
Бывает, что мы пытаемся реализовать творческую идею, а она почему-то ускользает, становясь все более запутанной и экстравагантной. Мы не проявляем необходимой настойчивости, потому что нам некогда все записать и организовать или потому, что нас отвлекает такое множество других дел, что мы теряем идею и не можем найти ее снова.
Женщина может и сама все испортить, если станет разглагольствовать о своих идеях, пока из них не улетучится весь творческий дух. Или не окажет сопротивления тем, кто растаскивает необходимые для творчества инструменты и материалы. Или если будет бесконечно начинать и бросать, позволяя всем, даже коту, вмешиваться, когда им вздумается.
Бывает также, что окружающие проявляют невнимание или неуважение к нашему творческому процессу. Наша задача – объяснить им: когда у нас появляется "такой взгляд", это не значит, что мы пустота, которую необходимо заполнить.
Это значит, что мы держим на кончике пальца огромный карточный дом идей и тщательно соединяем все карты, используя крошечные хрустальные косточки и капельки слюны. Если нам удастся перенести это сооружение на стол так, чтобы оно не рухнуло и не развалилось, мы сможем воплотить наяву образ незримого мира. Заговорить с нами в такой миг – значит разбить нам сердце.
5. Привязать себя к стулу
Если не усвоить навыки организации, то планы разваливаются на тысячи кусков. Причина этой проблемы может заключаться в том, что женщина слишком наивно воспринимает собственную экстраверсию: она думает, что, сделав несколько движений, сумеет чего-то добиться. Это все равно что вылепить руки скульптуры, оставив ее без ног и головы, и считать работу законченной. Женщина чувствует свое несовершенство.
Иногда женщине мешает собственная интроверсия: она хочет, чтобы все получалось само собой просто потому, что она так пожелала. Она думает, что пришедшая ей на ум мысль сама по себе хороша и не требует внешнего воплощения. Только при этом она все равно чувствует себя обездоленной и неполноценной.
Делайте то, что вас окрыляет, независимо от того, чувствуете ли себя сильными или нет, ощущаете свою готовность или нет.
Если это необходимо, привяжите себя к мачте, к стулу, к письменному столу, к дереву, к кактусу – к месту своего творчества. Очень важно, хотя, как правило, мучительно, уделять творчеству необходимое время, не увиливать от трудных задач, неизбежных в стремлении к мастерству. Истинно творческая жизнь может проявляться по-разному.
Для этого необходимо настоять на своем раз и навсегда и сказать: "Творческая жизнь мне дороже, чем пособничество собственному угнетению".
Если бы мы жестоко обращались со своими детьми, к нам заявились бы сотрудники Службы защиты детей. Но нет ни творческого патруля, ни душевной полиции, которые вмешаются, если мы будем постоянно морить голодом собственную душу. Есть только мы сами.
_______________
В циклах здоровой творческой жизни женщины бывают периоды, когда река творчества на время исчезает под землей, все равно какое-то развитие происходит. Это время вынашивания. И ощущение при этом совсем иное, чем во время духовного кризиса. Про период вынашивания читайте здесь.
_______________
Этот текст – цитаты из книги Клариссы Пинкола Эстес «Бегущая с волками».
Благодарю, что дочитали. Если вы хотите поддержать регулярный выход постов, поставьте лайк и подпишитесь на канал, пожалуйста.
Изображение: Анри Матисс – Мастерская художника
Анри Матисс выстраивает павильон-мастерскую на вилле под Парижем. При этом, он не ограничивал свою творческую энергию стенами одного пространства, он писал абсолютно везде — на временно снятой вилле или в гостиничном номере. Для него не существовало ограничений в виде холста и красок — если художник чувствовал вдохновение, он брал в руки уголь и делал наброски прямо на стене, как, например, в отеле Regina в пригороде Ниццы.
Когда я смотрю на мастерскую Матисса, я понимаю, что могу сама создать себе место для творчества и свой творческий мир.