1977 год. После череды абсурдистских комедий («Хватай деньги и беги», Любовь и смерть» и т.д.) Вуди Аллен выпускает мелодраму, которая все еще не лишена юмора, но копает глубже в межличностные отношения людей. «Энни Холл» считается главной картиной американского режиссера, его Magnum opus’ом. Именно в ней Аллен изобрел универсальную формулу, которой он будет придерживаться всю свою карьеру, — неврастеник влюбляется в девушку, вечно философствует, наслаждается видами города (чаще всего Нью-Йорка) и навещает психоаналитика в попытке разобраться в себе и своих чувствах. Такой троп будет еще не раз использоваться и трансформироваться, и именно он станет визитной карточкой постановщика, выделяя его на фоне огромного количества однообразных приторных мелодрам, в которых happy end неизбежен.
По сюжету комик Элви Сингер (Вуди Аллен) рассказывает нам историю собственной несостоявшейся любви. Энни Холл (Дайан Китон) — немного ветреная, но обворожительная девушка, — центр притяжения всего повествования. Именно с ней Элви знакомится в начале ленты, и по ходу всего фильма мы видим развитие этих отношений. Множество хронотопов, перемешанных между собой, позволяют проследить динамику их взаимодействия на разных стадиях (кстати, много позднее похожий прием будет фигурировать в ленте Марка Уэбба «500 дней лета»). Это позволяет нам увидеть вполне себе классическую любовную историю под другим углом, с перспективой в несколько недель или месяцев, отчего заурядная линия смотрится по-новому.
Еще одной фишкой картины стало перманентное ломание четвертой стены: Элви Сингеру будто тесно находиться в рамках картины, отчего он вечно норовит поговорить со зрителем, найти поддержку со стороны человека, который следит за повествованием через него самого. Фокальный персонаж в данном случае играет даже более важную роль, чем обычно в фильмах, поскольку мы должны не только сопереживать протагонисту, но и всячески участвовать в действии (насколько это возможно, конечно). А уж в вовлеченности в процесс Аллену не откажешь. Он может и пошутить в камеру, и поговорить по душам, и переспросить у зрителя то, что он сам слышал меньше минуты назад. Более того, в какой-то момент, когда происходит диалог между Элви и Энни, включаются субтитры, которые озвучивают мысли главного героя. В какой-то момент можно даже задаться вопросом: «А не я ли тот аналитик, к которому Сингер постоянно ходит?».
Помимо зрителей, к себе в голову Элви также пускает и других поситителей. Есть сцена, где его лучший друг Роб (Тони Робертс) и Энни наблюдают за эпизодом из детства персонажа Аллена. Он показывает им свое «потряхивающее» воспоминание, когда у семейства Сингеров собрались гости. А потряхивающее оно из-за того, что те жили под американскими горками на Кони-Айленд. Отсюда собственно и та нервозность, что преследует Элви всю его сознательную жизнь. К этому еще примешиваются натянутые отношения с родителями и непонимание в школе. Такой вот винегрет, с которым герой все никак не может разобраться, и от которого так много проблем с девушками.
Картина «Энни Холл» во многом автобиографична, отчего все происходящее кажется более натуралистичным. Герои Аллена — это сам Аллен, который буквально проецирует все происходящее у себя в голове на экраны. Оттого многим лента может прийтись не по вкусу, поскольку если вам не нравится личность режиссера, то и полюбить его фильмы едва ли удастся. Да и постоянное самоцитирование в последующих лентах способно вызвать некоторое недоумение. Однако, если абстрагироваться от всех этих факторов, то кино Вуди Аллена дарит именно тот опыт, за которым многие ходят в кинотеатры. Это небольшое, развлекательное, но в то же время вдумчивое полотно, которое помогает ненадолго уйти в эскапизм, а затем с совершенно спокойной душой из него вынырнуть. Да и в конце концов, где еще вы услышите столько фрейдистских шуток? Ла-ди-да…
Автор: Кирилл Титов