Найти тему
artoholic.кино

«Энни Холл»: любовь случается нечасто

1977 год. После череды абсурдистских комедий («Хватай деньги и беги», Любовь и смерть» и т.д.) Вуди Аллен выпускает мелодраму, которая все еще не лишена юмора, но копает глубже в межличностные отношения людей. «Энни Холл» считается главной картиной американского режиссера, его Magnum opus’ом. Именно в ней Аллен изобрел универсальную формулу, которой он будет придерживаться всю свою карьеру, — неврастеник влюбляется в девушку, вечно философствует, наслаждается видами города (чаще всего Нью-Йорка) и навещает психоаналитика в попытке разобраться в себе и своих чувствах. Такой троп будет еще не раз использоваться и трансформироваться, и именно он станет визитной карточкой постановщика, выделяя его на фоне огромного количества однообразных приторных мелодрам, в которых happy end неизбежен. 

Кадр из фильма «Энни Холл»
Кадр из фильма «Энни Холл»

По сюжету комик Элви Сингер (Вуди Аллен) рассказывает нам историю собственной несостоявшейся любви.  Энни Холл (Дайан Китон) — немного ветреная, но обворожительная девушка, — центр притяжения всего повествования. Именно с ней Элви знакомится в начале ленты, и по ходу всего фильма мы видим развитие этих отношений. Множество хронотопов, перемешанных между собой, позволяют проследить динамику их взаимодействия на разных стадиях (кстати, много позднее похожий прием будет фигурировать в ленте Марка Уэбба «500 дней лета»). Это позволяет нам увидеть вполне себе классическую любовную историю под другим углом, с перспективой в несколько недель или месяцев, отчего заурядная линия смотрится по-новому. 

Кадр из фильма «Энни Холл»
Кадр из фильма «Энни Холл»

Еще одной фишкой картины стало перманентное ломание четвертой стены: Элви Сингеру будто тесно находиться в рамках картины, отчего он вечно норовит поговорить со зрителем, найти поддержку со стороны человека, который следит за повествованием через него самого. Фокальный персонаж в данном случае играет даже более важную роль, чем обычно в фильмах, поскольку мы должны не только сопереживать протагонисту, но и всячески участвовать в действии (насколько это возможно, конечно). А уж в вовлеченности в процесс Аллену не откажешь. Он может и пошутить в камеру, и поговорить по душам, и переспросить у зрителя то, что он сам слышал меньше минуты назад. Более того, в какой-то момент, когда происходит диалог между Элви и Энни, включаются субтитры, которые озвучивают мысли главного героя. В какой-то момент можно даже задаться вопросом: «А не я ли тот аналитик, к которому Сингер постоянно ходит?». 

Помимо зрителей, к себе в голову Элви также пускает и других поситителей. Есть сцена, где его лучший друг Роб (Тони Робертс) и Энни наблюдают за эпизодом из детства персонажа Аллена. Он показывает им свое «потряхивающее» воспоминание, когда у семейства Сингеров собрались гости. А потряхивающее оно из-за того, что те жили под американскими горками на Кони-Айленд. Отсюда собственно и та нервозность, что преследует Элви всю его сознательную жизнь. К этому еще примешиваются натянутые отношения с родителями и непонимание в школе. Такой вот винегрет, с которым герой все никак не может разобраться, и от которого так много проблем с девушками. 

Кадр из фильма «Энни Холл»
Кадр из фильма «Энни Холл»

Картина «Энни Холл» во многом автобиографична, отчего все происходящее кажется более натуралистичным. Герои Аллена — это сам Аллен, который буквально проецирует все происходящее у себя в голове на экраны. Оттого многим лента может прийтись не по вкусу, поскольку если вам не нравится личность режиссера, то и полюбить его фильмы едва ли удастся. Да и постоянное самоцитирование в последующих лентах способно вызвать некоторое недоумение. Однако, если абстрагироваться от всех этих факторов, то кино Вуди Аллена дарит именно тот опыт, за которым многие ходят в кинотеатры. Это небольшое, развлекательное, но в то же время вдумчивое полотно, которое помогает ненадолго уйти в эскапизм, а затем с совершенно спокойной душой из него вынырнуть. Да и в конце концов, где еще вы услышите столько фрейдистских шуток? Ла-ди-да… 

Автор: Кирилл Титов