Следующим на нашем пути был на большой открытой площадке, которая является парком Липки, Дмитриевский собор. Дмитриевский собор был основан князем Всеволодом III в 1197 году и предназначался для личного пользования святого мученика Димитрия Солунского. Точная дата строительства храма вызывает много споров и обсуждений. По свидетельству русского историка Николая Воронина, храм был построен в 1194-1197 годах, а согласно обнаруженной в 1990 году историком Т. П. Тимофеевой летописи, датой постройки является 1191 год. Но в других летописях говорится, что икона св. Димитрия была привезена из Византии в 1197 году, эту дату и считают официальной.
С момента своего основания храм много раз перестраивался, но сохранил свою архитектурную доминанту. В 1237 году собор был разрушен и разграблен татарской ордой, впоследствии он горел еще несколько раз. Следующее столетие ознаменовалось реставрацией архитектурного памятника. Новые мастера полностью изменили уникальный собор, который стал постепенно приходить в упадок, терять свою красоту и разрушаться. В XVII веке архитектурный вид храма был изменен, производились различные преобразования, после которых были потеряны многие декоративные элементы. Первоначально собор был окружен небольшими монастырями и башнями, снабжен лестницами и соединен с княжеским дворцом красивым туннелем.
Большая реконструкция была произведена в 1832 году, были снесены некоторые пристройки, соединявшие собор с дворцом. За это время несколько внешних построек было перемещено или полностью заменено на недавно построенные. В 1919 году собор был передан из наследства православной церкви в управление большевикам. Забота о сохранении ценных экспонатов храма была возложена на Владимирский музей.
В 1937 году началась очередная реконструкция, которая продолжалась даже во время Великой Отечественной войны. Чтобы обеспечить уход за уникальными храмовыми украшениями из обработанного камня, необходимо постоянно проводить реставрационные работы. В середине 1970-х годов собор снова закрыли на реставрацию. В период с 1999 по 2004 годы были применены специальные меры защиты древних построек храма. Также был заменен старый крест на куполе.
Наиболее яркой особенностью собора св. Дмитрия являются большие плоские рельефы, расположенные прямо над аркадным фризом под куполом. Разработка этих скульптур представляет собой сочетание многих течений архитектуры того времени. Храм был космополитическим и художественным центром в конце XII века. Для его строительства привлекались известные архитекторы, а также знаменитые мастера с востока и запада.
Большинство украшений собора составляют различные скульптуры. Они изображают животных и растения, фигуры расположены рядами, а в небольших промежутках архитектор разместил сцены христианской жизни. Некоторые скульптуры оформлены декоративными узорами, которые могли быть заимствованы из традиций русского фольклора, а также из христианской богословской тематики.
Внутри мы, к сожалению, не побывали. Как я уже отмечал выше, собор расположен на территории парка Липки, который выходит на Соборную площадь города. В центре площади расположен монумент в честь 850-летия города Владимира. Монумент был заложен 23 августа 1958 года для увековечивания знаменательной даты в истории Владимира, а торжественно открыт лишь 30 октября 1960 года. Монумент был выполнен известным московским скульптором Дмитрием Рябичевым и архитектором Алексеем Душкиным, при участии Мытищинского завода художественного литья и Владимирской научно-производственной реставрационной мастерской. Памятник представляет собой белокаменную 22-метровую стелу, у подножия которой в углублениях граней размещены три трёхметровые бронзовые фигуры, которые символизируют прошлое и настоящее города: древнерусские воин с мечом и зодчий с капителью колонны на коленях, а также современный рабочий с моделью трактора в руках. Над бронзовыми фигурами высечены барельефы, иллюстрирующие важные страницы истории города и его героев.
Чуть в стороне, в самом начале парка им. А.С.Пушкина, есть ещё один памятник, который посвящён Андрею Рублёву. Это последняя монументальная работа известного московского скульптора Олега Комова.
Скульптура выполнена из бронзы на Мытищинском заводе высокохудожественного литья. Таким образом город отдал дань уважения, почтения и огромной благодарности за гениальные работы художника, которые он более всего создал именно во Владимире. В памятнике на соборной площади художник изображен увлечённо сидящим за своей работой. Одет он в простое монашеское одеяние. В одной руке он держит кисть, в другой - иконную доску.
Величественным фоном памятнику является Успенский собор, где хорошо сохранились фрески, выполненные Андреем Рублёвым в 1408 году. Здесь находится самое большое собрание средневековых фресок автора. В отличие от византийской изобразительной школы, придерживающейся определенного сдержанного символизма, Андрей Рублев вложил в свою живопись свое мироощущение. Он дает абсолютно другой смысл картинам страшного суда. Образы его ангелов и апостолов полны мягкости и сострадания, лица их похожи на обычных людей. В отличие от византийского сурового аскетизма, Андрей Рублев использует мягкие линии и естественные цвета.
Во время нашего пребывания вв Владимире в соборе шли реставрационные работы. Мы заказали индивидуальную экскурсию, но пройти по всему зданию не смогли, а только по периметру, где не было строительных лесов. Поэтому и фотографии собора, в основном, внешние. История Успенского собора во Владимире начинается в 1158 году, в момент правления великого князя Владимирского - Андрея Боголюбского. В XII веке Андрей Боголюбский пришёл к власти и превратил городок Владимир в столицу княжества. По его указу данный собор и был построен в качестве главного собора не только столицы, но и всего княжества, в котором венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Строительство храма пришлось на 1158–1160 годы. Успенский собор является первым каменным зданием в городе.
Для возведения шестистолпного храма из белого камня высочайшего качества были приглашены лучшие местные архитекторы, а также архитекторы из других стран. Над этим трудились мастера из различных русских городов, а также мастера из Греции, Германии и Рима. По своей высоте, составившей около 32 метров, собор превзошел софийские храмы. Роспись Успенского собора началась в 1161 году. В это время появились живописные ковры из фресок, уникальные витражи, различная утварь, украшенная драгоценностями. Декор фасада представлял собой удивительные лепные орнаменты, а закомары имели рельефные композиции. В западной части собора были лестницы, ведущие к княжеским хорам. Такая пышность внутреннего убранства храма практически не имела конкуренции на Руси.
В 1185 году в Успенском соборе произошел страшный пожар, который практически полностью разрушил здание. Всеволод III - младший брат Андрея Боголюбского, который был у власти в тот период, принял решение восстановить храм и расширить его. В результате реконструкции в Успенском соборе появилось несколько дополнительных галерей, располагавшихся по бокам, а над пристройками были размещены золотые главы. После восстановления заметно увеличились габариты храма. Дополнительные галереи стали служить княжескими усыпальницами (так, мощи Андрея Боголюбского, убитого заговорщиками в 1174 году, покоятся в одной из галерей). Большинство драгоценностей были безвозвратно утрачено во время пожара. Перестроенный храм был полностью видоизменен, однако сохранил свою уникальность.
Так, следующим разрушительным событием в истории Успенского собора стал набег татаро-монголов, происходивший в первой половине XIII века. В 1237 году полчища монголов добрались до Владимира. Великая княгиня Агафья и владыка Митрофан заперлись в здании собора, и в это время войско хана Батыя подожгло их. Все люди, находившиеся в храме, погибли. Члены великокняжеской семьи были канонизированы как Владимирские мученики.
В первой половине XV века в храме появились росписи, выполненные известнейшими и по сей день иконописцами - Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным. Некоторые фрагменты известнейшей фрески "Страшный суд" сохранились до нашего времени. Следующее масштабное обновление прошло в XVIII веке по указу Екатерины II. Главным изменением стал новый иконостас. В XIX веке храм продолжил претерпевать изменения, которые коснулись, в первую очередь, его экстерьера. Так, были построены контрфорсы, расширены окна и модернизирована кровля. На территории Успенского собора были достроены колокольня и придел во имя Георгия Победоносца. С конца XIX века и по сей день собор продолжает реставрироваться.
Возле собора, в парке им. А.С.Пушкина, есть ещё одна скульптурная группа. Памятник, воздвигнутый в честь Владимира Великого и святителя Фёдора, которые официально считаются крестителями Владимирской земли. Монумент был установлен и торжественно открыт 28 июля 2007 года во время празднования 850-летия переноса столицы Руси из Киева во Владимир. Был отлит на Жуковском литейном заводе. В его создании участвовал известный скульптор из Москвы и заслуженный художник России Сергей Исаков. Основные средства на изготовление и установку памятника были выделены Благотворительным Фондом Святителя Николая Чудотворца. Монумент был освящён архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.
Между двумя вышеупомянутыми храмами расположено длинное здание - Музейный центр Палаты. Он расположен в здании Присутственных мест, которое было построено в 1785-1790 годы. Здесь раньше размещалась губернская администрация. Трехэтажное, в строгом классическом стиле здание было построено по приказу Екатерины II архитектором Карлом Бланком.
А на другой стороне Соборной площади в одном из старейших зданий города Владимира, построенном в 1826 году по проекту архитектора В. Дрегалова в стиле классицизма бывший дом Дворянского собрания, расположился "Центр культуры и искусства на Соборной".
В 1834 году в здании открывается первая во Владимире публичная библиотека. С первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945 года здесь развернут госпиталь. В 1947 году это - Дом офицеров Владимирского гарнизона, а с 2012 года здание передано городскому муниципалитету. С этого момента Муниципальное автономное учреждение культуры "Центр культуры и искусства на Соборной" становится центром отражения самых важных событий в жизни города.
Очень интересны на площади и два здания, которые расположены друг напротив друга по разные стороны Большой Московской улицы и выполнены примерно в одном архитектурном стиле. Здание Дома Дружбы было построено в 1907 году на пожертвования владимирских купцов по проекту архитектора Я. Г. Ревякина и представляет собой характерный пример городской общественной постройки, выполненной в формах русского стиля. Похожее на терем и сложенное из красного кирпича, оно декорировано элементами, характерными для древнерусской архитектуры. Здание бывшей Городской Думы представляет собой 2-этажную постройку под металлической четырехскатной кровлей. Центральный фасад завершается двумя небольшими шатрами. Фасады декорированы элементами древнерусских узоров. Украшает здание килевидная арка под балконом на уровне второго этажа. После 1917 года в здании располагался горсовет, а с 1948 по 1985 годы размещался городской Дворец пионеров и школьников. После долгой реконструкции, в 2008 году здесь открылся Дом дружбы, предназначенный для проведения официальных приемов и встречи делегаций.
Другое здание Сбербанка построено в 1993 году и стилизовано под Дом Дружбы. Здание венчает башенка с часами и флюгером.
Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим друзьям и знакомым.