На современной бирже школьных языков латынь (и древнегреческий, естественно) котируется крайне низко. Устаревший предмет, лишняя нагрузка для мозгов. Лишняя ли?
Я попробую рассказать, почему для нас латынь - полезный язык, вполне себе живой, хоть на нем никто и не говорит, а еще почему он нравится нашим детям.
Цельная, понятная система знаний
Все предметы, которые мы даем в школе, мы анализируем с точки зрения “системности”: насколько понятна эта система знаний детям, насколько полезна для них - и насколько качественно мы можем ее дать в рамках школы.
В целом мы придерживаемся следующей идеи: математика, физика, химия, биология, история, языки - это все автономные системы знаний, и чем больше дети о них узнают, тем лучше. Потом смогут выбрать те любимые, с которыми будут работать дальше, в старшей школе и вузах.
Некоторые системы знаний - например, философия и медицина - очень классные, но в школе мы их не можем дать полноценно - и речь не только о дефиците времени, но и о готовности детей воспринимать те или иные блоки информации.
Когда мы учим латынь, перед нами предстает великолепная система устройства языка. Она начинает раскрываться сразу же, с первого урока, и результат от занятий будет виден уже через пару месяцев. Ведь здесь мы изучаем язык, прежде всего, для того, чтобы посмотреть, как он устроен.
Польза для изучения других языков
Язык - это инструмент, которым мы пользуемся постоянно, каждый день, всю нашу жизнь. Мы даже думаем словами. Именно поэтому, на мой взгляд, понять логику языка так важно. Логику родного языка, кстати, увидеть намного сложнее, потому что этой системой мы пользуемся интуитивно: чтобы говорить, нам не нужно вдумываться в то, как мы это делаем.
В латыни, как и в любом другом иностранном языке, - наоборот. Но зато потом, когда эта система будет усвоена, ребенок сможет сравнивать ее с каждой новой языковой системой, которую будет изучать. Сравнивать намного проще, чем учить с нуля. Мозг уже готов к тому, что языки чем-то похожи - и чем-то отличаются друг от друга.
Умение видеть смыслы
Чем больше языков мы знаем, тем больше смыслов (слоев, значений) мы видим в том языке, на котором говорим сами. Ни один язык не развивается автономно. Он всегда испытывает влияние других языков - соседних или более важных по статусу.
По разным историческим причинам заимствований и калек (переведенных заимствований) из латыни и древнегреческого у нас - сотни и тысячи.
И если мы знаем, что слово “эволюция” буквально значит “развитие”, и что изначально речь шла именно о разворачивании рукописных свитков, - это по крайней мере делает нашу жизнь интереснее. Примерно как по лесу бывает интереснее ходить, когда знаешь, как называются растения вокруг.
“Присвоение” истории и культуры
В 5 классе дети начинают проходить историю Древнего мира, и Рим - в том числе. Как дать ребенку почувствовать предмет, “присвоить” его? Конечно, нужно показать Астерикса и Обеликса. Но посмотрите на ребенка, когда он вдруг понимает, что прочитав про Галлию, которая разделяется на три части, он прочитал самого Цезаря. Это же чистый восторг! Именно за таким восторгом мы и готовы идти вместе с детьми в любые исследовательские дали.
Итак, наша взрослая позиция понятна: латынь развивает аналитическое мышление, позволяет активно использовать метапредметный подход, прокачивает умение видеть связи. Мы голосуем “за”. А дети?
Детям, как я уже говорила, нравится. И вот почему:
- Понятная и простая (да-да) система. Латынь, действительно, - не самый сложный язык, и дети отмечают это в анкетах, которые мы просили их заполнить
- Хороший учебник. Мы пользуемся учебником, который применяет популярную сейчас по отношению к “мертвым” языкам коммуникативную стратегию. То есть учимся все равно разговаривать на языке, как на любом другом живом. Сужу по себе: одно дело - просто заучивать слова и правила, а другое - сразу использовать их на практике.
Общение с интересным взрослым. Наша латинист специализируется на истории Древнего Рима. Она любит и историю, и язык, и заражает детей своим интересом. Это для нас - основа продуктивных учебных процессов.
- Кто-то находит себя! В вашем классе, действительно, может оказаться один или два человека, у которых на занятиях латынью будут хищно загораться глаза. Возможно, перед вами - будущие лингвисты, люди, близкие к математикам, но любящие находить логику и связи именно в языке. Поприветствуйте их! Вы даете им возможность раскрыть себя для будущего. Это круто. И это очень вдохновляет.
Желаю вам удачных экспериментов с древними языками!
И спасибо нашей группе 5-6 за помощь в подготовке этого материала!