Найти тему
TÜRKLER için-для ТЮРКОВ

Якутская народная музыка. Тувинская народная музыка.

Оглавление

Якутская народная музыка

Своеобразие музыкальной культуры якутов-саха связано с историческими судьбами народа. Изначально они обитали на юге Сибири (от них сохранился тюркский язык и корни степной культуры). Также сильное влияние имела культура народов Севера.

Вся традиционная музыка якутов-саха, жанровая система подчинена нескольким певческим стилям. Это-дьиэрэтии ырыа, дэгэрэн ырыа и кутуруу. Дьиэрэтии ырыа-высокий стиль, праздничного, торжественного пения. Ему свойственны особые тембровые краски-кылыһах, импровизационность. Дэгэрэн ырыа (подвижная, размеренная песня), характеризуется отсутствием или редькостью украшений, стабильными звукорядами. Кутуруу (шаманское пение) отличается обилием глиссандо и вибрато.

Эпическую жанровую сферу представляют героический эпос олонхо и сказки остуоруйа. С ней же связаны песенно-поэтические импровизации тойук. Олонхо-обьемное произведения содержащие от 1 до 30 тыс. поэтических строк. В стиле дьиэрэтии поют богатыри Среднего и Верхнего миров, в стиле дэгэрэн-другие персонажи. Исполняют сказатели-олонхосути. В остуоруйа речевое интонирование чередуется с мононапевными песенными эпизодами, исполняемые в стиле дэгэрэн. Тойуки-импровизации в стиле дьиэрэтии, исполняются в торжественных случаях.

Лирическую, бытовую сферу составляют этнические жанры: песни любовные-туойсуу ырыата, небные-тангалай ырыата, гортанное-хабарга ырыата, гнусавые-хонгсуо ырыата, колыбельные-биһик ырыата, балагурные-чыбыргах. Для всех этих жанров характерен стиль дэгэрэн.

Обрядовые песни-шаманистские песнопения-импровизации в стиле кутуруу и сопровождении звучанием бубна дюнгер.

Важную роль в семейных, скотоводческих, промысловых обрядах играют алгыс-благопожелания и заклинания, исполняющиеся в стилях дьиэрэтии и кутуруу.

С календарным циклом связаны круговые коллективные песни-танцы оһуохай, исполняются во время праздника Ыһыах.

Инструменты в якутской традиционной музыке: хомус (металлический варган), якутская скрипка (кырыымпа), шаманский бубен (дюнгюр).

А теперь на ваше внимание лучшие образцы якутской традиционной музыки. Ансамбль "Sykkys" на фольклорном фестивале Severnaya Raduga:

Очень популярная в Саха-Якутии и за пределами республики Олёна Уутай исполняет на хомусе и дюнгер композиц. "Зов шамана"

Тоже очень популярный ансамбль "OTYKEN" с этно-композицией "Legend"

Якутская народная песня "Тойук Ысыах":

Этнофольклорный анс. "Добун":

Тувинская народная музыка

Музыкальная культура тувинцев характеризуется наибольшим сохранением подлинных древнетюркских традиций, но есть влияние Центральноазиатских буддийских традиций.

Можно выделить несколько жанровых сфер: 1)нарративная, 2)обрядовая, 3)трудовая, 4)песенно-лирическая, 5)инструментальная

Нарративная сфера это жанры эпоса и сказок. По тувински имеет общее название-тоол. Выделяется манера исполнения-алгынып ыдыр (с использованием сжатой гортани), ырлап ыдыр (пение близко к песни), чугалап ыдыр(речевое интонирование). Тоол нередько сопровождается игрой 4-12 струнной цитре-чадаган или 2 струнной лютне-игил. Известные то-олчу: С.К. Баштак-оол, С.А. Каваакай, О.Н. Маннай, Х. С. Монгуш, Ч.Ч. Оржак.

Обрядовая сфера включает музыку шаманской традиции, лечебные (чалбарыг), скотоводческие заговоры, семейно-бытовой фольклор. Также буддийско-храмовые ритуалы. Семейно-бытовым относятся: погребальные-качыгдал ыры, колыбельные-епей ыры, свадебные-куда ыры, благопожелания-алгыш, проклятия-каргыш.

Трудовой фольклор включает различные трудовые песни, не имеющих специальных напевов и исполняющихся на напевы песенно-лирической сферы.

Песенно-лирическая сфера представлена песнями ыр припевками кожамык и сольным горловым пением хеемей. Ыр и кожамык в музыкальном отношении ангемитонная пентатоника. Этнородовые отношения и любовьная сфера более характерны для кожамык, сфера малой родины-ыр. Ыр предпологает размеренное, неторопливое высказывание с небольшими распевами, бывает узун ыр(протяжн.), кыска ыр(коротк.).

Уникальным феноменом тувинской музыкальной культуры является высокоразвитое искусство сольного 2-голосного пения-хеемей (горловое пение). По тембровым и регистровым признакам имеются несколько стилей горлового пения, это сыгыт, эзингилер, хеемей, борбанадыр, каргыраа.

Благодаря таланту и подвижничеству мастеров Конгар оол Ондар, Монгун оол Монгуш, анс. "Тыва", Алдын-оол Севек и др. тувинское горловое пение стало неотъемлемой частью мировой этномузыки и очень популярно в России и на Западе.

Послушайте великого мастера Конгар оол Ондар с анс. "Эртине":

Популярный исполнитель Монгун оол Монгуш:

Известная народная песня "Эзир-Кара" в исполнении анс. "Тыва":

Алдын-оол Севек поет в стиле каргыраа:

Начын Чореве демонстрирует разные стили горлового пения:

В заключении Тувинский национальный оркестр исполняет народную песню "Доругдайм":

Надеюсь саха-якутская и тыва-тувинская народная музыка вас впечатлила. Оцените мою статью, ставьте лайки. Пишите комментарии. Подпишитесь на канал, чтоб не пропустить очередные выпуски.