130 подписчиков

Поверхностное моделирование резиновой уточки.

137 прочитали

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет. И это я ещё сильно упростил исходную модель, чтобы не затягивать урок, может быть когда-нибудь сделаю более приближенный к оригиналу вариант, а сейчас традиционно отбрасываем большую часть декоративных элементов и немного меняем размеры, чтобы не нарушать авторских прав. В качестве прототипа была взята игрушка от Munchkin.

Уточка с термодатчиком от Munchkin
Уточка с термодатчиком от Munchkin

Туловище

Создаём новую деталь. Строим эскиз на плоскости XY. Строим из начала координат эллипс с размерами, как на рисунке. Строим из начала координат горизонтальную прямую. Далее либо усекаем половину эллипса, либо разбиваем его на две части и меняем стиль нижней части на тонкую линию. Выходим из режима эскиза.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-2

Строим новый эскиз на плоскости XY. Строим из начала координат эллипс с размерами, как на рисунке. Снова разбиваем или усекаем горизонтальной прямой. Выходим из режима эскиза.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-3

Строим новый эскиз на плоскости ZX. Создаём коническую кривую с коэффициентом 0,5. Расставляем размеры, как на рисунке. Выходим из режима эскиза.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-4

Если задаётесь вопросом откуда такие размеры, эта кривая строилась методом подбора на основе фотографии игрушки, а на реальном производстве строилась бы по эскизу дизайнера. Тут самое важное, чтобы она ушла за габарит внешнего полуэллипса — это важно в дальнейшем построении.

Переключаемся на набор «Каркас и поверхности», запускаем команду «Кривая по двум проекциям».

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-5

Указываем коническую кривую и внешний полуэллипс. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-6

Если бы эллипс был не усеченным, то кривая по двум проекциям создалась бы замкнутой. Если бы длина конической кривой была бы меньше, чем габарит полуэллипса, то создалась бы только та часть, где находились бы проекции обоих кривых, поэтому коническая кривая построена с запасом. Эскизы с конической кривой и внешним полуэллипсом можно скрыть, они нам больше не потребуются.

Строим новый эскиз на плоскости ZX. Проецируем в эскиз вершины кривых, лежащие в этой плоскости. Строим на этих точках две конические кривые с коэффициентом 0,5. Расставляем размеры, как на рисунке. Выходим из режима эскиза.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-7

Запускаем команду «Точка на пересечении». Строим точки на пересечении плоскости ZY с кривой по двум проекциям и с малым полуэллипсом.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-8

Строим новый эскиз на плоскости ZY. Проецируем построенные ранее точки. Строим на этих точках коническую кривую с коэффициентом 0,4. Выравниваем точку пересечения касательных с верхней точкой по вертикали. Ставим размер, как на рисунке. Выходим из режима эскиза.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-9

Запускаем команду «Поверхность по сети кривых». Указываем кривую по двум проекциями малый полуэллипс. Переключаемся на «Кривые (V)». Указываем все три конические кривые слева направо, начиная с самой большой. Раскрываем группу команд «Сопряжения».

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-10

Щелкаем по границе 2, затем по плоскости ZX, указываем условие — «Перпендикулярность».

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-11

Щелкаем по границе 4, затем по плоскости ZX, и также указываем условие — «Перпендикулярность». Все сопряжения заданы — создаём поверхность.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-12

Запускаем команду «Соединение кривых».

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-13

Указываем левую (большую), затем правую коническую кривую. При необходимости смените направление, чтобы кривая располагалась сверху, как на рисунке. Для первой кривой устанавливаем условие — Перпендикулярно, для второй — Гладкое. Включаем опцию «Общее натяжение». Устанавливаем натяжение — 0%. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-14

Запускаем команду «Сплайн по точкам». Указываем верхнюю точку средней конической кривой. Запускаем подкоманду «Построить точку».

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-15

Строим точку на пересечении плоскости ZY и соединения кривых.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-16

Выходим из подкоманды.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-17

Кликаем по первой строке таблицы координат вершин. Выбираем способ «Сопряжением». Указываем среднюю коническую кривую. Устанавливаем условие «По касательной».

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-18

Кликаем по второй строке таблицы координат вершин. Выбираем способ «Сопряжением». Указываем плоскость ZX. Устанавливаем условие «Перпендикулярно». Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-19

Запускаем команду «Поверхность по сети кривых». В прозрачном дереве указываем кривую по двум проекциям и соединение кривых. Переключаемся на направление V.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-20

Указываем последовательно: верхнюю вершину левой (большой) конической кривой, сплайн и верхнюю вершину правой конической кривой.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-21

Щелкаем по границе 3, затем по плоскости ZX, и также указываем условие — «Перпендикулярность». Все сопряжения заданы — создаём поверхность.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-22

Запускаем команду «Сшивка поверхностей». Указываем обе поверхности. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-23

Голова

Строим новый эскиз на плоскости ZX. Строим дугу и горизонтальный отрезок со стилем осевая. Выравниваем дугу по отрезку и расставляем размеры, как на рисунке. Выходим из режима эскиза.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-24

Запускаем команду «Поверхность вращения». Указываем эскиз с половиной окружности, устанавливаем угол 180 градусов. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-25

Переключаемся на набор «Твердотельное моделирование», запускаем команду «Масштабировать».

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-26

Включаем способ масштабирования по осям системы координат. Вводим коэффициенты по осям X и Y – 1,2, а по оси Z – 1. Центр масштабирования смещаем по оси X на 15 мм, по оси Z на 52 мм. Если направление центра будет неправильным — поставьте перед числом минус. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-27

Запускаем команду «Смещённая плоскость». Указываем плоскость XY. Устанавливаем расстояние 52 мм. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-28

Создаём эскиз на смещённой плоскости. Строим окружность, выравниваем её по горизонтали с началом координат. Ставим размеры, как на рисунке. Выходим из режима эскиза.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-29

Переключаемся на набор «Каркас и поверхности», запускаем команду «Разбиение поверхности». Указываем как поверхности: поверхность вращения и верхнюю поверхность по сети кривых. В качестве секущего объекта только что построенную окружность. Меняем направление на обратное. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-30

Запускаем команду «Удалить грани». Отключаем опцию «Сохранить целостность». Указываемые отсеченные окружностью части поверхностей. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-31

Запускаем команду «Поверхность соединения». Указываем усеченные рёбра обоих поверхностей. Устанавливаем условие «Гладкое» для обоих рёбер. Включаем опцию «Общее натяжение» и устанавливаем натяжение 0%. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-32

Клюв

Строим новый эскиз на плоскости ZX. Строим отрезок и расставляем размеры, как на рисунке.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-33

Поверхности были скрыты, чтобы эскиз было лучше видно.

Запускаем команду «Плоскость через точку перпендикулярно ребру». Указываем отрезок и его верхнюю вершину.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-34

Создаём на перпендикулярной плоскости эскиз и просто проецируем в него начало координат плоскости (точку пересечения плоскости и отрезка). Выходим из режима эскиза.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-35

Запускаем команду «Смещённая плоскость». Указываем перпендикулярную плоскость, устанавливаем расстояние 21 мм. При необходимости меняем направление, чтобы плоскость была направлена внутрь. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-36

Создаём на смещённой плоскости эскиз. Проецируем точку из прошлого эскиза. Строим два горизонтальных отрезка, меняем им стиль на тонкую линию, выравниваем их левые вершины со спроецированной точкой по вертикали. Задаем размеры, как на рисунке. Правые вершины отрезков можно не образмеривать, они не имеют значения.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-37

Поверхности и элементы каркаса были скрыты, чтобы эскиз было лучше видно.

Строим две конических кривых с коэффициентом 0,5. Задаем совпадение левых вершин между собой, а правой вершины каждой кривой с левой вершиной соответствующего отрезка. Задаем касательность левых вершин конических кривых между собой, а правых — с отрезками. Выравниваем между собой по вертикали точки пересечения касательных конических кривых и точку пересечения левых вершин конических кривых. Задаём размер, как на рисунке. Выходим из режима эскиза.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-38

Всё лишнее скрыто, чтобы эскиз было лучше видно.

Запускаем команду «Поверхность по сечениям». Указываем в дереве эскиз с точкой и эскиз с коническими кривыми. Устанавливаем режим начального сечения — купол, задаём коэффициент купола — 2. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-39

Из-за включения режима купола произошло смещение поверхности за линию симметрии. Уберём его. Запускаем команду «Усечение поверхности». Переключаемся на режим «Усечение исходной поверхности». Указываем поверхность по сечениям в качестве усекаемой поверхности, а плоскость ZX как секущий объект. При необходимости меняем направление. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-40

Теперь усекаем лишние части поверхности клюва и головы. Указываем поверхность вращения в качестве усекаемой поверхности, а поверхность по сечениям как секущий объект. При необходимости меняем направление. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-41

Теперь указываем поверхность по сечениям в качестве усекаемой поверхности, а поверхность вращения как секущий объект. При необходимости меняем направление. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-42

Зеркалирование и доработка деталей

Запускаем команду «Смещённая плоскость». Указываем плоскость ZY. Устанавливаем расстояние 10 мм, при необходимости меняем направление. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-43

Создаём эскиз на этой смещённой плоскости. Строим эллипс. Выравниваем и образмериваем его, как на рисунке. Выходим из режима эскиза.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-44

Запускаем команду «Разбиение поверхности». Указываем как поверхность: поверхность вращения. В качестве секущего объекта только что построенный эскиз. Меняем направление на прямое. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-45

Запускаем команду «Сшивка поверхностей». Указываем сшивку и три построенных поверхности. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-46

Запускаем команду «Зеркальный массив». Указываем последнюю сшивку и плоскость ZX. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-47

Запускаем команду «Заплатка». Указываем оба открытых нижних ребра поверхностей. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-48

Запускаем команду «Сшивка поверхностей». Указываем предыдущую сшивку, её копию и заплатку. Ставим галочку «Создать тело». Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-49

Запускаем команду «Скругление». Указываем ребро заплатки. Устанавливаем способ с постоянной хордой. Вводим размер хорды 4мм. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-50

Устанавливаем способ дугой окружности. Указываем ребро между поверхностями по сети кривых. Вводим радиус 5 мм. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-51

Указываем ребро между головой и клювом. Вводим радиус 2 мм. Создаём объект.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-52

Самостоятельно раскрасьте полученную модель. Получается такой результат.

Думаете будет детский урок?) Нет, впереди куча разных сложных трёхмерных кривых и поверхностей, легко не будет.-53