Кризис новорождённости
Ребёнок привыкает к этому миру, учится дышать, питаться, воспринимать свет и звуки, но ещё не может выразить свои потребности словами. Ребёнок часто плачет и кричит, чтобы привлечь к себе внимание. Или становится пассивным, хотя ему нужно сформировать «комплекс оживления» — эмоциональную и двигательную реакцию при контакте со взрослым: научиться выстраивать зрительный контакт, улыбаться при виде близкого взрослого, гукать, выражать свои чувства через движения головы, рук и ног.
Как действовать родителю:
- обнимайте и целуйте ребёнка — чаще и больше;
- окружите его заботой и вниманием и дайте почувствовать, что он может доверять родителям и миру вокруг.
Кризис первого года
Ребёнок хочет изучать окружающий его мир без помощи взрослых и с исполнением всех своих желаний. Поэтому, когда что-то приходится делать потому, что «надо», это становится поводом для истерик и капризов.
Как действовать родителю:
- поощряйте стремление к самостоятельности, одевайтесь и умывайтесь вместе, чтобы ребёнок чувствовал, что он тоже вовлечён в процесс, а не его одевают и моют;
- не подавляйте эмоции ребёнка, даже плач, — агрессия и негатив помогают ему познавать мир чувств;
- а если вас застала истерика — «Хочу!», — обнимите ребёнка или постарайтесь схитрить и отвлечь внимание. Например, предложите сыграть в интересную игру или сделайте вид, что вас что-то удивило.