Если вы сделали мобильное приложение для учёбы или адаптировали под телефоны учебный портал, это не значит, что ваши сотрудники будут ими пользоваться. Мобайл — модный тренд, в который компании вкладываются не задумываясь, а в результате это никому не нужно.
Рассказываем про четыре типичные ошибки, из-за которых так происходит.
Формат не вписывается в контекст работы
В чём проблема. У офисных и «полевых» сотрудников очень разный контекст работы. Одни целый день сидят за компьютером, а встают только на обед или заварить кофе. Другие бегают от склада к кассе, из одного кабинета в другой, много общаются с людьми. И за целый день присядут от силы пару раз — чтобы поесть.
Контекст работы — статичный или динамичный — определяет, сколько времени и в какой обстановке человек пользуется телефоном и компьютером.
Как решать. Чтобы учесть контекст, перед разработкой обучения мы в Center-Game проводим исследование сотрудников. Выясняем, где они привыкли учиться, сколько на это тратят времени, что их мотивирует и демотивирует.
О том, как проводить исследования для корпобучения, — в нашем электронном учебнике для методистов.
Контент не адаптирован под смартфон
В чём проблема. Одинаковый контент для мобильного и стационарного обучения экономит время и деньги. Но это ловушка.
На смартфонах мы потребляем контент короткими отрезками — пока стоим в очереди или на эскалаторе. А ещё нас всё время что-то отвлекает: уличный шум, разговоры других людей. Поэтому сконцентрироваться на лонгриде или длинном видео сложно.
Как решать. Для смартфонов подойдут форматы, с которыми удобно работать на ходу. Это микроконтент, квесты, тесты и тренажёры. Чтобы много взаимодействовать, но при этом не перегружать внимание.
Например, для Российского Красного Креста мы разработали мини-курс в формате интерактивной истории. Пользователи отвечают, как бы повели себя с близкими, и узнают о бережном отношении к людям, которые переживают трудный период.
Обучение проигрывает борьбу за внимание
В чём проблема. Обучение соседствует в телефоне с ютубом, кинопоиском и соцсетями. Все они отлично знают, как отвлечь пользователя на себя, а обучение чаще всего — нет. Может, сотрудник и зайдёт в LMS, но его быстро утащат уведомления в телеграме и новые видео с котиками.
Как решать. Если в телефоне есть LMS, это ещё не значит, что ей автоматически будут пользоваться. Обучение должно быть таким, чтобы пользователи хотели уделять ему больше внимания, чем играм и соцсетям. Соревнование за внимание помогут выиграть:
- темы, которые закрывают реальные потребности аудитории
- интерактивные увлекательные форматы
- геймификация
- UX-дизайн на основе пути пользователя
Непродуманный дизайн
В чём проблема. У пользователей уже есть планка ожиданий к цифровым продуктам: их удобству, красоте, стилю. Понятная навигация, ненавязчивые уведомления и продуманный дизайн помогают тратить меньше когнитивных ресурсов, а значит — больше пользоваться приложением.
Когда в LMS не попадает в эти ожидания, мотивация учиться с телефона падает.
Как решать. При разработке мобильных приложений для обучения мы в Center-Game опираемся на то, как люди держат телефон в руке, куда скорее направляют взгляд, какие цвета легче для восприятия и какими жестами проще пользоваться на тачскрине.
Так получается удобный, стильный и затягивающий дизайн.
Чек-лист: что сделать, чтобы ваши сотрудники учились с телефонов
- Оценить контекст обучения. Точно ли сотрудникам нужно учиться именно с телефонов? Если да, то когда и как они будут это делать?
- Адаптировать контент под телефон. Вместо лонгридов и длинных видео — короткие интерактивные форматы.
- Сделать полезное и увлекательное обучение, чтобы конкурировать за внимание с играми и соцсетями.
- Поработать над интерфейсом приложения или сайта. Учитывать особенности взаимодействия с телефоном, психологии и физиологии пользователя.
Посмотрите, как могут выглядеть приложения, которые учитывают все эти факторы.