Найти в Дзене
Две Войны

«Этих двух генералов расстреляли перед строем солдат в первые месяцы войны с личной подачи Мехлиса»- что они совершили?

В сентябре 2018 года жительница деревни Лобаново Валдайского района Новгородской области сообщила представителям поискового отряда «Находка», что в 1941 году около её дома своими же был расстрелян советский генерал. Указанное старожилом села захоронение было вскрыто.

По сохранившимся элементам обмундирования и другим косвенным признакам останки были идентифицированы, как принадлежащие генералу Кузьме Максимовичу Качанову (1901-1941), командующему 34-й армией РККА, кавалеру орденов Ленина, Красного Знамени и Заоблачной хоругви (Китай).

22 июня 2019 года они были перезахоронены на воинском захоронении в деревне Исаково Демянского района Новгородской области.

Кузьма Максимович Качанов служил в Красной Армии всю свою сознательную жизнь – с 16-ти лет. К началу Великой Отечественной войны, он уже был генерал-майором, участником гражданской войны в Испании и японо-китайской войны – в качестве военного советника.

«Генерал-майор Качанов справился с весьма сложными задачами в исключительно трудных условиях японо-китайской войны, – говорится в характеристике Разведуправления Красной Армии, – проявленные им лично геройство и мужество в боях под Чанша и Нанкином, где он был дважды контужен, непрерывное и конкретное руководство боевой деятельностью советников, повседневное влияние на ход боевых действий дают основание ходатайствовать о представлении его к правительственной награде» (орден Ленина).

30 июня 1941 года Кузьма Максимович был назначен командиром 24-го стрелкового корпуса 27-й армии Северо-Западного фронта. Это соединение было задействовано в оборонительных боях в районе Даугавпилса и Пскова.

24-й корпус полностью состоял из бывших военнослужащих независимой Латвийской республики. Это были плохо подготовленные части, не имевшие советской техники, вооружённые всеми системами оружия всех марок мира. Снабжение их боеприпасами было не то что сложной, а и буквально невозможной задачей. Штабов не было, средств связи не было, а укомплектованность начальствующим составом составляла всего лишь 12 процентов.

24-й стрелковый корпус генерал-майора Качанова на 9 дней задержал наступление врага у Пушкинских Гор, обороняя в том числе Селихновский мост через реку Великую.

Кузьма Качанов. Фото в свободном доступе.
Кузьма Качанов. Фото в свободном доступе.

3 августа 1941 года Кузьма Максимович получил новое назначение – на должность командующего 34-й армией, которой вскоре пришлось принять участие в контрударе войск Северо-Западного фронта под Старой Руссой.

Контрудар этот не был должным образом подготовлен, и проводился в обстановке острой нехватки многих видов вооружения и боеприпасов.

Сначала Качанову удалось отбросить вражеские части на 40 км. Но после этого в бой вступил танковый корпус Манштейна, наступавший при безоговорочном господстве немецкой авиации. В начале сентября 34-я армия была разбита.

В конце августа – начале сентября 1941 года, под натиском превосходящих сил противника, армия Качанова, потерявшая половину личного состава и 84 процента артиллерийских орудий, была вынуждена отойти на реку Ловать, и отступать далее в район Демянска.

Это отступление вызвало острое недовольство командования. Для выяснения и расследования всех обстоятельств поражения, 9 сентября 1941 года на Северо-Западный фронт прибыла комиссия уполномоченных Ставки Верховного Главнокомандования: Н. А. Булганин, Л. З. Мехлис, К. А. Мерецкова. Фактическим главой этой комиссии, который руководил её работой, был Лев Мехлис.

По его инициативе генерал-майор К. М. Качанов был обвинён в самовольном отводе войск армии без приказа командующего фронтом, в потере управления войсками, в преступном бездействии, и арестован 12 сентября 1941 года.

Военнослужащие 24-го (латышского) корпуса РККА, 1941 г. Фото в свободном доступе.
Военнослужащие 24-го (латышского) корпуса РККА, 1941 г. Фото в свободном доступе.

В воспоминаниях К.А. Мерецкова об этом деле говорится с сожалением. Мерецков высказывает мнение, что Мехлис был слишком скор и крут на расправу в отношении Качанова:

«Мехлис доложил в Ставку о его поведении, и на этом карьера командарма окончилась. На мой взгляд, его судьба могла бы оказаться лучшей, и он ещё проявил бы себя достойным образом. В начале войны многим военачальникам не удавалось сразу наладить дело. Это не помешало им отлично действовать в дальнейшем».

Обвинения в трусости и самовольном отводе войск, по мнению Мерецкова, не соответствовали действительности. На самом деле, К. М. Качанов утратил управление войсками и не владел обстановкой, и не сумел оперативно восстановить управления вверенной ему армией.

В условиях немецкого наступления, у командования 34-й армии отсутствовала связь с командованием фронта. К.М. Качанову приходилось принимать самостоятельные решения, сообразуясь с обстановкой. Именно в этих условиях 7 сентября он отдал приказ № 031, котором предусматривались чисто оборонительные задачи и был спланирован отход частей 34-й армии из намечающегося кольца окружения. Именно этот приказ был поставлен в вину Кузьме Максимовичу при устранении его от командования армией.

Но сути дела это не изменило.

Расстрелянные вместе генералы Гончаров и Качанов. Фото в свободном доступе.
Расстрелянные вместе генералы Гончаров и Качанов. Фото в свободном доступе.

27 сентября 1941 года Военным трибуналом Северо-Западного фронта Качанов был приговорён к высшей мере наказания по статьям 193-2, п. «г», 193-20, п. «б» и 193-22 УК РСФСР, и через два дня расстрелян. Начальник артиллерии 34-й армии генерал Гончаров также был расстрелян перед строем. При Хрущёве их посмертно реабилитировали.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!

А как вы думаете, справедливо ли наказали Качанова?