С осени прошлого года застройщик домов для детей-сирот в райцентре Саракташ Оренбургской области бился как рыба об лед, потому что энергетики не оформляли необходимую документацию на три восьмиквартирных дома в переулке Рыбный. Новоселам, большая часть которых - дети-сироты, не открывали лицевые счета, чтобы они могли получать квитанции и платить за потребленную электроэнергию. Но стоило в дело вмешаться журналистам, а следом и следователям, как вопрос решился в течение дня.
В начале осени прошлого года 16 детей-сирот Саракташского района справили новоселье в 8-квартирных домах по переулку Рыбный. Единственным участником аукциона на обеспечение жильем детей-сирот был индивидуальный предприниматель Артур Узенбаев, появившийся на строительном рынке сравнительно недавно. В отличие от многих случаев в Оренбуржье, когда жилье для сирот сдают где-нибудь на окраине, тут все в шаговой доступности - неподалеку школа и детсад. Застройщик специально выбирает развитые микрорайны с социальной инфраструктурой, потому что сироты достойны жить не на отшибах, и у них тоже есть дети, которым нужно посещать образовательные организации.
В самих квартирах, которые для сирот сдали с чистовой отделкой и больше положенного по нормативу метража, дорогие обои, качественные межкомнатные и входные двери, красивый кафель в ванной, белоснежный ламинат, акриловые ванны и даже теплый пол. Не часто в социальном жилье встретишь такую роскошь. Видно, что в эти стены строители вложили душу, а не делали тяп-ляп, пытаясь сэкономить на отделочных материалах.
Как рассуждает сам застройщик, попытка сэкономить, порой, обходится дороже, ведь жилье возводится не исключительно для сирот и переселенцев, а поэтому надо делать так, чтобы недвижимость потом можно было продать. Кстати, квадратные метры обычным покупателям здесь обошлись дороже, чем бюджет приобретал для детей-сирот. Все квартиры отличаются друг от друга, ремонт специально сделан разный, чтобы был выбор, например, по цветовой гамме обоев.
В подъездах тоже залюбуешься чуть ли не коваными перилами на лестничных площадках. В общем, все были довольны: 2/3 квартир раздали сиротам, 1/3 продали. Стоимость одной сиротской квартиры в данных домах обошлась районному бюджету более чем в 1,6 миллиона рублей. Все бы было идеально, если не вмешалось одно но... По мере того, как новоселы стали обживать свои квартиры, и когда за первый месяц им пришли платежки за другие ресурсы, они обнаружили, что среди них нет квитанций за электроэнергию.
Обратились в "Энергосбыт", но открывать им лицевые счета там отказались. Как позже выяснилось, все дома, сданные в эксплуатацию после 1 января 2021 года, по закону должны быть оборудованы так называемыми интеллектуальными приборами учета электроэнергии с автоматической передачей показаний, а сданная в 2022 году новостройка была оборудована обычными электроприборами учета. Вот и вышла загвоздка. Но дело в том, что в период всевозможных санкций на момент сдачи домов так называемых "умных" электросчетчиков не было в свободной продаже, поэтому при приемке дома все согласились, что в непростых условиях придется сделать исключение из правил.