Найти в Дзене

Бывший нигерийский сенатор осужден за торговлю людьми с целью изъятия органов

Оглавление

Ике Экверемаду (Ike Ekweremadu), бывший сенатор и вице-президент Парламента Нигерии, и его жена, Беатрис Экверемаду, были осуждены в Великобритании за торговлю людьми с целью изъятия органов. Их признали виновными в эксплуатации 21-летнего мужчины, которого они привезли в страну, где собирались выдать за своего племянника и использовать как донора почки для своей дочери, страдающей от почечной недостаточности.

Торговля органами — это одна из форм торговли людьми, хотя о ней очень редко говорят. Данный случай показывает, что для торговли органами могут использовать те же методы вербовки и принуждения (в данном случае, обман и изоляция), что и для принудительного труда или секс-эксплуатации.

В Великобритании незаконно платить кому-то за донорство органа. Однако семье Экверемаду и их сообщнику были предъявлены обвинения именно по статье о торговле людьми — в рамках британского Акта о современном рабстве. По мнению прокуратуры, обвиняемые занимались «организацией или содействием приезду» в страну с целью эксплуатации, что соответствует торговле людьми.

Как вскрылось преступление

В мае 2022 года молодой парень пришел в полицейский участок Лондона. По его словам, его привезли в Великобританию из Нигерии, где заставили пройти медицинские тесты, на которые он не давал согласия, и значения которых не понимал. После того как британские врачи отказали ему как потенциальному донору, он убежал из больницы и несколько дней провел на улице.

На записи с камеры в полицейском участке видно, что он плакал и находился в состоянии крайнего стресса, когда пытался объяснить, что произошло. Он сказал: «Я не знаю, где я. Я три дня спал на улице, искал, кто мне может помочь. Спасите мою жизнь».

Он рассказал, что его привез в Великобританию мужчина, с которым он познакомился в Лагосе. Это был Обинна Обета, врач, который работал на Экверемаду, а сейчас также предстал перед судом как соучастник. Обета предложил молодому человеку хорошо оплачиваемую работу за границей. О том, что он нужен как донор, никто не упоминал. Об изъятии почки он узнал только в лондонской больнице.

«Он привез меня в больницу, чтобы почки вырезать. Там врач сказал, что я слишком молод. Но он сказал, что если не здесь, то он отвезет меня в Нигерию, чтобы вырезать их там», — рассказал пострадавший.

По его словам, в больнице его поставили перед фактом — он должен согласиться на операцию. За это ему обещали заплатить около 2 400 фунтов стерлингов, что ему казалось огромной суммой, и устроить для него возможность работать в Великобритании. Его также учили, что говорить британским врачам — он должен был назваться родственником семьи Экверемаду и сказать, что он сам вызвался помочь своей двоюродной сестре.

В больнице его постоянно сопровождали переводчик и больничный сотрудник, судя по всему, подкупленный Экверемаду. Однако он решился сбежать, и так он впервые оказался на улицах Лондона. Он даже не знал, в каком городе находится.

Что насторожило врача

Доктор Питер Дюпон (Peter Dupont) заявил в суде, что он отказал в разрешении на донорство, потому что «разница в уровне богатства» и низкая информированность потенциального донора бросались в глаза и серьезно обеспокоили врача. Кроме того, состояние здоровья молодого человек делало изъятие почки слишком рискованным для него самого.

«Он казался гораздо моложе 21 года. Я пытался расспрашивать о его мотивации, но он отвечал короткими фразами и отдельными словами. Казалось, что он вообще не понимает, на что соглашается. Обычно потенциальные доноры рассказывают о своих отношениях с реципиентами, о том, почему для них важно им помочь. Я не услышал ничего подобного от этого молодого человека», — рассказывает Дюпон.

Дюпон написал заключение, в котором рекомендовал однозначный отказ в донорстве, как рискованном и «потенциально связанным с финансовым принуждением». В суде он заявил: «Всегда надо беспокоиться о том, что донору могли пообещать денежную или любую другую награду. Даже если сам донор это отрицает. Мы врачи, мы не ФБР или ЦРУ. Мы не можем провести расследование. Нам приходится полагаться на наш профессиональный опыт и знания о возможных тревожных сигналах и рисках в этой ситуации».

Что дальше

По словам прокурора в суде, чета Экверемаду и Обета обращались с пострадавшим и другими потенциальными донорами как с «вещами — наборами запасных частей, которые можно приобрести». Для них это была «эмоционально холодная коммерческая сделка». Поведение бывшего политика продемонстрировало «привилегированность, нечестность и лицемерие», – заявил прокурор.

Суд присяжных признал их виновными, приговор им пока не вынесен, но потенциально им может грозить срок вплоть до пожизненного. Это первый случай в Великобритании, когда судебный процесс о торговле людьми был связан с изъятием органов.