Найти в Дзене
Блог Энмеркара

Магия Арбателя

«Истинный маг предназначен к своему служению уже в утробе матери. Другие же, те, кто сами решают заняться магической работой, — несчастны

(Арбатель)

Среди эвокативных, по сути своей, способов, опробованных Церемониальной Магией, особое место занимает Арбатель — Великий Пантакль, управляющий так называемыми «Олимпийскими» духами. Книга, описывающая соответствующие подходы, так и называется — Магический Арбатель (Латинский вариант заглавия — Arbatel de magia veterum). Рукописей «Арбателя» не существует. В выходных данных первого издания указан город Базель, 1575 год.

-2

По общепринятому представлению, само название книги «Арбатель» является именем Духа или Ангела, (окончание — ель или эль, как правило присутствует в ангельских именах), хотя Дух или Ангел с таким именем неизвестен. Это название свидетельствует о том, что, как это часто бывает в Церемониальной Магии, книга явилась следствием собеседования с Духом, сообщившим Магу определённые правила и принципы.

Арбатель состоит из семи седмиц афоризмов, которые содержат множество поучений и правил жизни Мага, а также изучения Магии, эти правила весьма продуманы и возвышенны.

«Переход человека от обычной жизни к магической является ничем иным, как пробуждением от сна этой жизни к яви той. Ибо все, что происходит с несведущим человеком в обычной жизни, происходит и со знающим и способным проявить свою волю магом. «

Наибольший интерес представляет третья «седмица» афоризмов, которые описывают Олимпийских Духов, обитающих на небесном своде и среди звезд; согласно влиянию звезд, между этими сущностями (которых, по привычке, именуют Ангелами) распределяются обязанности по управлению миром.

-3
«Небожителей и обитателей небесных светил называют Олимпийскими Духами. В их обязанности входит объявление Предначертания Судьбы, управление всеми событиями, насколько Бог им позволяет: ибо ничего, ни Злой Дух, ни Злая Судьба не могут причинить вред тому, кто находится под сенью Всевышнего. Поэтому если какой-то из Олимпийских Духов учит и сообщает о том, что предсказывает его звезда, он никак не может повлиять на дальнейшие события без Божьего соизволения. «

Всего насчитывается 196 Олимпийских Епархий: Aratron управляет 49 областями, Bethor— 42, Phaleg— 35, Och— 28, Hagith— 21, Ophiel— 14 и Phul— 7.Каждый дух «надстраивается» над предыдущим, и управляет количеством «областей» на 7 большим. Эти Епархии называются видимыми; равно как все, что относится к Трансцендентальной Магии, может быть описано именно в Семи Главах Arbatel, так и эти семь чисел, кратных таинственному числу семь, должны символизировать количество Духов и их полномочий. Далее говорится, что Олимпийские Духи правят поочередно, каждый по 490 лет, ведь постоянное закрепление за каждым из них собственной сферы привело бы к путанице.

-4

Важно отметить, что в магической традиции, вслед за гностическими учениями, Планетарные Духи или Архонты рассматривались как весьма могущественные сущности.

Средневековые книги по магии вообще нередко обращаются к Планетарным Духам. К примеру, Аратрон (Aratron) (атрибутированный в «Арбателе» как Дух Сатурна) упомянут в «Заклятой книге Гонория» (XIII век), «Энхиридионе» папы Льва, а ссылка на Духа Солнца Оха (Och) содержится в дневниках английского мага второй половины XVI века Джона Ди, в которые включены отчеты о его мистических практиках. Скорее всего Ди знал «Магию Арбателя», ссылка на нее содежится в его сочинении «Книги тайн» (Mysteriorum Libri). Кроме того, Ди, взаимодействовавший с Духами Промежутка, несомненно, отмечал и влияние Архонтов, которых, однако, он идентифицировал как «ангелов».

-5

По принятому описанию,  Олимпийсике духи управляют конкретными ведомствами и сферами деятельности материального мира  «естественным» путем, но вне границ своих «епархий» они те же самые действия совершают с помощью магии.

Так Och, повелитель всего, что связано с Солнцем, контролирует образование золота или развитие золотоносных жил в недрах земли — это говорит о том, что он является Главным Минералогом в природной иерархии. Он также руководит быстрым изготовлением золота химическими способами, то есть он — Покровитель Алхимиков. И, наконец, он мгновенно получает золото с помощью Магии.

«Каждый Управитель способен делать то, что соответствует его природным умениям не так быстро, если материал требует времени на подготовку, но он может действовать немедленно, если подготовки не требуется«.
-6

При этом Арбатель утверждает, что Олимпийские Духи различают Магов, что отличает этих духов от других Гоэтических сущностей:

«Посредственным магам они посылают духов, которые повинуются им только в определенных делах: но псевдо-магов они совсем не слушают или обманывают их, посылая к ним демонов»«Каждый Управитель действует совместно со всеми своими Духами, сообразно своему назначению, то есть, всегда одним и тем же способом«

Каждый олимпийский дух имеет свой магический символ, являющийся его Печатью или подписью, этот символ содержит в себе его “истинное” имя. Однако Арбатель замечает, что знание символа духа не дает автоматически власти над ним, и это противоречит общепринятой магической доктрине. Дух может быть вызван только при помощи молитвы, обращенной к Богу, с просьбой прислать его. Для того чтобы такая просьба была удовлетворена, требуются глубокие размышления и истинная любовь к Богу.

-7

Имеющими силу могут быть лишь те имена, о которых оператору стало известно непосредственно от Ангелов, но и эти имена редко остаются действенными более сорока лет. Таким образом, говорит Арбатель, тому, кто воспользуется этим магическим руководством, лучше действовать, опираясь на полномочия Духов, а не на их имена; если же оператору предопределено постичь Магическое Искусство, то все разделы этого искусства непременно сами откроются ему.

«Каждый знак, полученный от Духа для определенной цели, эффективен только для нее и именно на конкретный период времени. Пользоваться знаком надо в день и час, когда он был дан, что соответствует определенному Планетарному Духу. «

Более того, имена не являются определенными, неизменными или истинными, вследствие чего они различаются у разных авторов, что в свою очередь зависит от того, каким именно путем получено знание.

-8

Арбатель содержит, как и другие источники Церемониальной Магии, достаточно подробные указания по созданию Магического круга.

Правила жизни Мага, отмеченные в «Арбателе», также многочисленны. При этом они относятся как к сфере морали, так и самой сути жизни. Как видно из эпиграфа к данной статье, Арбатель считает Магию врождённым свойством человека, и его указания направлены именно на регламентирование жизни таких, «прирождённых», Магов.

«любой может понять, рожден ли он для Магии, и если да, то для какой ее разновидности»«человеку необходимо заглянуть в себя, чтобы познать себя, и понять, что в нем — смертно, а что — бессмертно, что в нем относится к его личным свойствам и что — к общим«

Многие из этих указаний незаслуженно игнорируются современными магами:

«Главнейшее правило Магии — знать, что каждому человеку следует взять у помогающего ему Духа, а от чего — отказаться. ««Следует позаботиться, чтобы одни опыты не смешивались с другими; каждый должен быть простым и обособленным от других«

Наконец, закончить этот краткий обзор хотелось бы цитатой, содержащей, на мой взгляд, квинтэссенцию Арбателя:

«обрати внимание на все, что происходит в повседневной жизни, и ты убедишься, что все в мире наполнено Магией»
-9

Источник: Блог Энмеркара
Книги Энмеркара - https://masters-heart.org/knigi-enmerkara
Подписывайтесь на наш телеграмм канал "
Сердце Мастера", чтобы следить за активностью.