Конец мая - чудесная пора! Нас радуют длинные солнечные деньки, незабываемые ароматы черемухи и сирени. Кажется, словно времени стало больше! Мир превратился в море красок и цвета. Давайте поговорим, как поиграть с ребенком прямо на природе в игры, требующие коммуникации (общения).
1. Для чего нужны игры родителей с детьми
Детское развитие - удивительный, постоянно текущий процесс. Все, что маленький человек видит, слышит, чувствует, в чем участвует или за чем наблюдает со стороны - создает для него бесценный капитал: это личный опыт ребенка. Богатый личный опыт облегчает процесс обучения, совершенствует речь, память, мышление.
Особенно важны для ребенка участие в совместных с родителями делах, занятиях и особенно играх. Это создает неповторимую атмосферу тепла, близости, любви, защищенности. Какой же ребенок откажется от игры с мамой, папой? Это - самая приятная, самая желанная деятельность для детишек. Недальновидные взрослые, отмахиваясь от настойчивых просьб малыша поиграть с ним, отказывают и ему, и себе в радости, в обретении доверия друг к другу, забирают возможность лучше развить, обогатить сына или дочку. Мудрые родители поступают как раз иначе.
2. Интонационные игры: развить выразительную речь
Даже еще не умея говорить, малыши хорошо распознают различные интонации. Одной из игр может быть интонационная, с мамой:
-Смотри-ка, этот тополь такой высо-о-о-о-окий! (Сказав, маме надо показать жестом высоту и интонацией голоса акцентировать это).
-А сначала этот тополь был совсем крохотным, ма-а-а-аленьким, еле видным, ни-и-и-изеньким ростком! (Сказав, показать жестом размер как щепотку пальцев и выделить более высоким, "тоненьким" голосом).
Показав рукой ввысь или жест как маленькую щепотку, мама может попросить малыша подобрать подходящее слово для характеристики высоты предмета.
-Посмотри, про какой дом я сейчас попрошу тебя сказать? (Жест ввысь).
-Про высо-о-о-окий! - отвечает ребенок.
-А теперь про какой домик? (жест щепоткой и соответствующая интонация).
-Про домик гнома, про ма-а-а-ленький, ни-и-изенький, - отвечает дитя.
Используя этот рисунок или показывая на грядке (в цветочном горшке) реальный объект, можно попросить "показать голосом", как набирает силу и высоту росток. Показывая на самый маленький всход, ребенок тихо и нежно скажет "ма-а-аленький"; на следующий - громче, с опорой на звук - "побо-о-ольше"; на следующие - с увеличением силы и плотности звука - "еще бо-о-ольше", "еще-еще бо-о-ольше, вырос"!
3. Игры-диалоги с детьми
Такие игры являются творческими. Чтобы они стали увлекательными, возможно, их придется повторять несколько раз в разных вариантах. Но результат того стоит. Узнайте, какие сюжеты и роли нравятся ребенку.
1 вариант. Взрослый может предложить ребенку представить и рассказать от лица слабого и "ма-а-аленького" когда-то ростка, как он дал всход и постепенно стал превращаться в "высо-о-о-окий" каштан, кедр или тополь (заодно усваиваются и названия разных деревьев).
2 вариант. В том же сюжете взрослый может взять на себя роль дождя, ветра и солнца. Тогда игра превращается в театрализацию. "Я, ветер, быстро несусь по воздуху! - таинственно от имени ветра начинает мама. - В моих порывах оказываются и листья, и сухие ветки, и маленькие зерна! Я даже не вижу, куда они падают, несусь да-а-альше!
- А я, - продолжает ребенок, - ма-а-аленькое зерно. Ветер унес меня, закружил и моих братьев. Я упало в почву. Я лежу и не знаю, где я.
- Я дождик! - сообщает взрослый. - Я живу в туче, ее пригнал сюда ветер. Дай-ка я пролью свои капли здесь на землю! Кап-кап (медленно); кап-кап-кап (быстрее), кап-кап-кап (скороговоркой).
-Я, зернышко, промокло! - сообщает ребенок и ежится. - Я стало сырым!
-А я солнце! - говорит мама. - Туча ушла, я снова на небе. Здорово!
-Ой, я подсыхаю! - ответит ребенок. - Спасибо, солнышко, что греешь меня. Ой, я начало прорастать!
Обычно ребенку нравится исполнять все роли по порядку. Но иногда ему хочется "побыть" кем-то одним, например, дождем или ветром. По обоюдному желанию в таких играх можно применять игрушки, лепку, рисование, костюмирование. Сюжеты можно менять, придумывать, брать из рассказов и сказок.