Юмор приводит в действие механизм мысли.
Марк Твен
Чувство юмора формируется в детстве. В каком смысле формируется? Ведь многие считают, что это «предустановленная программа». Возможно, но шутки бывают разными: умными и тонкими, плоскими и пошлыми — даже если одни над ними смеются, другим может быть противно. У юмора тоже есть своя этика. Нам гораздо симпатичнее человек, чьи шутки понятны и смешны для большинства людей, не задевают ничьи чувства. И вот такое чувство юмора можно воспитать! На него влияет окружающая среда — семья, школа, круг общения, работа...
Но всё начинается — с детства, то есть с мамы и папы.
Когда у детей появляется чувство юмора?
- Однозначного ответа нет, но примерно с 1,5 — 2 лет ребёнок замечает, какие его действия вызывают смех у родителей, и начинает повторять их. Смеётся над шутками мамы и папы, связанными с «несоответствующими действиями». Например, обычно суровый папа вдруг начинает забавно пританцовывать, а мама вместо шляпы надевает дуршлаг. Постепенно малыши и сами начинают совершать такие действия, скажем, разговаривать по банану, как по телефону.
- Между двумя и тремя годами дети начинают использовать язык в игровой манере — неверно называя знакомые предметы, объекты и события. Например, ребёнок в этом возрасте может намеренно назвать руку ногой или кошку собакой и засмеяться.
- Примерно с трёх лет начинается стадия «концептуального противоречия». В этом возрасте дети уже понимают, что такое группы объектов, скажем: все кошки пушистые, с ушами и усами, говорят «мяу». Ребёнок может нарушить несколько атрибутов категории, ему покажется крайне смешной гавкающая кошка в рыбьей чешуе, корова, взобравшаяся на дерево или крокодил в ванне... Попробуйте переиначить колыбельную: «Птички уснули в пруду, рыбки заснули в саду», ваш малыш наверняка захохочет!
- Где-то с семи лет ребёнку становятся доступны абстрактные формы юмора. Он уже может многое представить в голове, ему не обязательно видеть наглядное подтверждение, а достаточно вообразить. Дети в этом возрасте могут выстроить цепочку событий, которая привела к тому или иному результату. Что даёт возможность видеть самые разные нестыковки, даже тонкие противоречия. Ребёнку становятся доступны игра слов, каламбуры.
Добрый весельчак или противный остряк?
Плоха та шутка, от которой кости болят.
М. де Сервантес
Зная, над чем смеётся ваш малыш, вы сможете легко рассмешить его и громким смехом поддержать его шутку. Но, как мы уже говорили, шутки бывают разными, поэтому важно:
- подавать хороший пример: если вы сами не смеётесь над длинным носом тёти Светы, то и ребёнок не станет высмеивать недостатки одноклассников;
- учить ребёнка эмпатии: «не говори другим того, что не хотел бы услышать в свой адрес»;
- старайтесь отмечать, над чем смеётся ребёнок: если над чем-то обидным, злым или неприличным, не запрещайте ему это делать, а постарайтесь объяснить, почему это плохо.
- вместе смотреть мультфильмы и читать книжки, цитировать хорошие шутки из них и повторять смешные действия.
Помните, что чувство юмора формирует среда. Создайте же её — весёлую, познавательную, красочную и добрую, прямо как книжки «Абраказябры»!
Читаем и смеёмся!
Вот несколько забавных цитат из наших книг:
«Я хочу собаку! Собака — друг человека. От неё пользы видимо-невидимо. Она будет дом охранять. От грабителей, — с казал Миша.
— Ха-ха! — рассмеялась Маша. — Ни один грабитель в наш дом не полезет. Потому что у нас грабить нечего. Ни золота, ни бриллиантов нет.
— А мы найдём клад, откопаем его и положим на самое видное место. Тогда все грабители сразу сбегутся и полезут к нам в дом. Тут-то и нужна будет собака! — доказывал Миша.»
(«Маша, Миша и говорящая рыба»Марины Улыбышева)
«За дверью робко топтался Лев Ромашкин. Это был симпатичный и рассеянный юноша, которому больше подходила фамилия, чем имя. Невероятно скромный, он совсем не походил на царя зверей».
(«Волшебная кондитерская Генриетты Булкиной»Анастасии Лютиковой)
«Хорошо, когда твоя мама — крокодилица. В бытовом плане, конечно, не очень: крокодилица немного неуклюжая. Бьёт чашки, тарелки. Не потому, что злая — просто лапки коротенькие. Но зато в школе — красота. Тебя боятся абсолютно все! Даже директор — страус Вениамин Платонович Песков. Не тебя конкретно. А что твоя мама рассердится на что-нибудь и придёт в школу. Вы когда-нибудь пробовали общаться с сердитой мамой-крокодилицей?»
(«ЧереПашка идёт в школу»Светы Нагаевой)
А ещё у нас в книжках смешные картинки, некоторые даже «говорящие»:
(«Дотянуться до Луны» Ольги Дворняковой)
И напоследок о пользе чтения...
Лайка Берт рассказывает о своём предке Весёлом — участнике полярной экспедиции Ивана Папанина.
«Что, приятель, не понимаешь, зачем это нужно? — улыбнулся Иван Папанин. — Мы с ребятами очень любим в свободное время слушать музыку и играть в шахматы. А чтение книг человека всегда украшает.
Весёлый спорить не стал. Читать, правда, дед не умел: некогда ему было этому учиться. Да и грамотных собак на острове Рудольфа не имелось. А вот я — могу! Со мной мама занималась по учебникам младшей внучки хозяина. Всё-таки книги — замечательное изобретение людей! Большое им спасибо за них! И ещё — за алфавит!»
(«Пятеро на льдине» Анна Уродовских)