Советские инженеры и конструкторы могли удивлять не только население собственной страны, но и всю мировую общественность. Построить какую-нибудь крупную гидроэлектростанцию? Пожалуйста. Соорудить московский метрополитен? Тоже без проблем. Отправить человека в космос? Отправили.
А ещё в СССР передвигали дома вместе с жильцами. В этом тоже заслуга советских инженеров. И это не шутка, даже не что-то из разряда научной фантастики, а вполне себе состоявшийся исторический факт. Причём не единичный. Что такое недвижимость? Это имущество признанное в законодательном порядке недвижимым: земельные участки, строения. Но ниже приведены факты, когда недвижимость становится движимостью.
Это сейчас сложно представить, что кто-то вздумает двигать огромную высотку-человейник из стекла и бетона куда-нибудь, а тогда жилые дома двигали, если они мешали градостроительству либо не вписывались в архитектурный облик. Справедливости ради, необходимо отметить, что и дома раньше были поменьше.
Вообще-то идея перемещения мешающей недвижимости далеко не нова. Ещё в XV веке итальянский архитектор Фьораванти в Болонье передвинул 25-метровую колокольню, возведённую из камня, на расстояние в 13 метров. Почти без повреждений. Затем уже в России в начале XIX столетия передвигали деревянную церковь. Потом в 1898 году инженер Федор Осипович передвинул в Москве двухэтажный дом.
Но это всё были "мелочи". По настоящему за перемещение домов взялись в Советском Союзе, когда в 1935 году был утверждён Генплан реконструкции Москвы. В рамках реконструкции столицы требовалось расширить центральные улицы города.
Для этого потребовалось бы снести многие здания, в том числе и архитектурные здания. Разумеется, делать этого не захотели. Наоборот, была сформирована специальная организация по переносу зданий под руководством Эммануила Генделя. Состояла она преимущественно из метростроевцев.
Советские инженеры и рабочие подошли к поставленной задаче со знанием дела и всем пролетарским размахом. Одним из первых "переехал" 5-этажный Г-образный дом на улице Осипенко (Садовническая улица). Гендель предложил "распилить" дом на две части, переместить одну из них и развернуть на 19 градусов. Вся операция по перемещению была завершена в кратчайшие сроки и заняла всего трое суток без учёта подготовительных работ. Самое интересное, что во время "переезда" жители перемещаемой части дома находились... у себя дома!
Похожая ситуация возникла и при строительстве Большого Каменного моста. Постройке нового путепровода помешал пятиэтажный дом в четыре подъезда. Тоже совсем новый. При этом масса самого жилья составляла 7,6 тысячи тонн! Но советские инженеры, как всегда, оказались на высоте. Они приподняли дом на 2 метра и переместили в нужное место. Опять же все жильцы дома вели свой привычный образ жизни. Телефон, водопровод, электричество и газ продолжали работать в обычном режиме.
И это одни из немногих эпизодов. Всего в предвоенные годы в Москве успели переместить 23 здания. Сама операция по перемещению недвижимости занимала от одних суток до шести. Всё зависело от сложности процесса и расстояния, на которое было перенести дом. Больше всего времени занимали подготовительные процедуры – от полугода и более.
Сама процедура "переезда" выглядела так. Несущие стены "переселенца" огораживались металлической рамой для сохранения хрупкой конструкции дома от разрушений. Затем под дом подставлялись мощные домкраты, а дом отрезался от фундамента при помощи специальных тросов. Затем проводилась подготовка прилегающей территории. Сотрудники метростроя пробивали траншеи, заливали их дно бетоном, затем на бетон укладывали шпалы и рельсы. Здание, отделённое от фундамента, установленное на рельсы, могло катиться. Тягу создавали при помощи мощных лебёдок, а сзади дом подталкивали мощные домкраты.
В послевоенные годы советские инженеры научились перемещать даже дома... с подвалами. Примером может послужить перемещение части здания МХТ имени Чехова в 1983 году.