Найти тему
Назад в СССР

Когда недвижимость становится движимостью: в СССР передвигали дома вместе с жильцами

Перемещение жилого дома на новое место. Фото из открытых источников
Перемещение жилого дома на новое место. Фото из открытых источников

Советские инженеры и конструкторы могли удивлять не только население собственной страны, но и всю мировую общественность. Построить какую-нибудь крупную гидроэлектростанцию? Пожалуйста. Соорудить московский метрополитен? Тоже без проблем. Отправить человека в космос? Отправили.

А ещё в СССР передвигали дома вместе с жильцами. В этом тоже заслуга советских инженеров. И это не шутка, даже не что-то из разряда научной фантастики, а вполне себе состоявшийся исторический факт. Причём не единичный. Что такое недвижимость? Это имущество признанное в законодательном порядке недвижимым: земельные участки, строения. Но ниже приведены факты, когда недвижимость становится движимостью.

Перемещение здания в Москве. Фото: Александр Сенцов /ТАСС
Перемещение здания в Москве. Фото: Александр Сенцов /ТАСС

Это сейчас сложно представить, что кто-то вздумает двигать огромную высотку-человейник из стекла и бетона куда-нибудь, а тогда жилые дома двигали, если они мешали градостроительству либо не вписывались в архитектурный облик. Справедливости ради, необходимо отметить, что и дома раньше были поменьше.

Вообще-то идея перемещения мешающей недвижимости далеко не нова. Ещё в XV веке итальянский архитектор Фьораванти в Болонье передвинул 25-метровую колокольню, возведённую из камня, на расстояние в 13 метров. Почти без повреждений. Затем уже в России в начале XIX столетия передвигали деревянную церковь. Потом в 1898 году инженер Федор Осипович передвинул в Москве двухэтажный дом.

Но это всё были "мелочи". По настоящему за перемещение домов взялись в Советском Союзе, когда в 1935 году был утверждён Генплан реконструкции Москвы. В рамках реконструкции столицы требовалось расширить центральные улицы города.

Перемещение дома по ул. Серафимовича. Фото: oldmos.ru
Перемещение дома по ул. Серафимовича. Фото: oldmos.ru

Для этого потребовалось бы снести многие здания, в том числе и архитектурные здания. Разумеется, делать этого не захотели. Наоборот, была сформирована специальная организация по переносу зданий под руководством Эммануила Генделя. Состояла она преимущественно из метростроевцев.

Советские инженеры и рабочие подошли к поставленной задаче со знанием дела и всем пролетарским размахом. Одним из первых "переехал" 5-этажный Г-образный дом на улице Осипенко (Садовническая улица). Гендель предложил "распилить" дом на две части, переместить одну из них и развернуть на 19 градусов. Вся операция по перемещению была завершена в кратчайшие сроки и заняла всего трое суток без учёта подготовительных работ. Самое интересное, что во время "переезда" жители перемещаемой части дома находились... у себя дома!

Похожая ситуация возникла и при строительстве Большого Каменного моста. Постройке нового путепровода помешал пятиэтажный дом в четыре подъезда. Тоже совсем новый. При этом масса самого жилья составляла 7,6 тысячи тонн! Но советские инженеры, как всегда, оказались на высоте. Они приподняли дом на 2 метра и переместили в нужное место. Опять же все жильцы дома вели свой привычный образ жизни. Телефон, водопровод, электричество и газ продолжали работать в обычном режиме.

И это одни из немногих эпизодов. Всего в предвоенные годы в Москве успели переместить 23 здания. Сама операция по перемещению недвижимости занимала от одних суток до шести. Всё зависело от сложности процесса и расстояния, на которое было перенести дом. Больше всего времени занимали подготовительные процедуры – от полугода и более.

Здание установлено на рельсы. Фото из открытых источников
Здание установлено на рельсы. Фото из открытых источников

Сама процедура "переезда" выглядела так. Несущие стены "переселенца" огораживались металлической рамой для сохранения хрупкой конструкции дома от разрушений. Затем под дом подставлялись мощные домкраты, а дом отрезался от фундамента при помощи специальных тросов. Затем проводилась подготовка прилегающей территории. Сотрудники метростроя пробивали траншеи, заливали их дно бетоном, затем на бетон укладывали шпалы и рельсы. Здание, отделённое от фундамента, установленное на рельсы, могло катиться. Тягу создавали при помощи мощных лебёдок, а сзади дом подталкивали мощные домкраты.

В послевоенные годы советские инженеры научились перемещать даже дома... с подвалами. Примером может послужить перемещение части здания МХТ имени Чехова в 1983 году.