Ослабление российской валюты до 88 рублей за доллар позволило бы повысить доходы федерального бюджета и не выйти за рамки запланированного дефицита на 2023 год. Но вряд ли власти будут намеренно влиять на курс ради наполнения казны, рассказали Банки.ру опрошенные эксперты.
«Один из способов — ослабление рубля»
Дефицит бюджета с января по апрель составил 3,424 млрд рублей — при плановом на весь 2023 год в 2,925 млрд рублей. За январь дефицит составил 1,76 млрд рублей, в феврале — 821 млрд рублей, в марте бюджет был сверстан с профицитом 181 млрд рублей, в апреле — вернулся к дефициту в 525 млрд рублей.
«Текущие данные не дают возможность выделить устойчивую тенденцию к снижению дефицита на ежемесячной основе. Причиной являются не столько доходы бюджета, сколько непредвиденные дополнительные расходы», — объясняет руководитель направления инвестиционной аналитики Ренессанс Банка Роман Чечушков.
На 2023 год запланированы доходы в размере 26,1 трлн рублей, расходы — 29,1 трлн рублей. На фоне восстановления нефтегазовых поставок во второй половине года доходы бюджета могут приблизиться к прогнозируемому уровню. Но расходы, вероятно, превысят план и могут составить около 33 трлн рублей. Таким образом по итогам года дефицит бюджета может достичь примерно 7 трлн рублей, допускает аналитик. При этом давление на доходы бюджета может оказать сокращение нефтегазовых доходов (на фоне дисконтов на российские нефть и газ и снижения объемов добычи).
Чтобы не выйти за рамки дефицита, необходимо сокращать затраты бюджета, отмечает Чечушков.
«В доходной части Минфин уже ввел дополнительные налоги на "Газпром" в размере 50 млрд рублей ежемесячно. Также разрабатывается проект windfall tax, в рамках добровольного взноса бизнеса в бюджет Минфин планирует привлечь около 300 миллиардов рублей», — напоминает эксперт.
Один из способов повысить поступления налогов в бюджет — ослабление рубля, добавляет аналитик. Прогнозируемый объем доходов предполагает средний курс 68,3 рубля за доллар в 2023 году. С начала года доля нефтегазовых доходов бюджета в общих доходах составляет примерно 30%. Таким образом, в случае ослабления рубля на 10% до уровня 88 рублей за доллар, нефтегазовые доходы могут вырасти приблизительно до 10 трлн рублей, что на 2 трлн больше запланированных.
«При рассмотренном сценарии совокупные доходы бюджета могут оказаться на уровне 29–30 трлн рублей, что близко к поддержанию запланированного баланса доходов и расходов бюджета в относительном выражении на 2023 год», — разъясняет эксперт.
«Такое сложно представить»
Однако специальное влияние на курс ради наполнения бюджета — это выглядит как очень спорная политика в нынешних реалиях, считает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов.
«Во-первых, по-прежнему есть ликвидная часть ФНБ и возможность занимать на внутреннем долговом рынке по повышенным, но достаточно адекватным ставкам», — указывает эксперт.
Во-вторых, ослабление рубля ускоряет инфляцию, а курс исторически — один из самых мощных показателей, влияющих на потребительские и инвестиционные настроения, продолжает Куликов. «Поэтому у управления курсом в интересах бюджета есть неприятные побочные эффекты», — отмечает он.
Использование подобных механизмов будет покушением на автономию ЦБ. «Мне сложно представить такое в нынешних условиях», — заключает эксперт.