Найти тему
Шпаковский вестник

У педагога по вокалу Светланы Нартовой 38 детей. И все поют

Дверь кабинета распахивается, оттуда выпархивает девочка, а следом проводить ученицу выходит педагог по вокалу Светлана Нартова. Девочка с порывистой искренностью обнимает учителя, целует в щеку со словами «Светлана Николаевна, я вас люблю, до свидания!» и убегает.

Светлана Нартова не только сама увлечена пением, но и смогла передать любовь к музыке своим детям и множеству воспитанников. Кроме того, педагог дарит подопечным уверенность в себе и счастье творить.

Работает Светлана в Доме культуры имени В.И. Книга в Михайловске, где руководит народной студией эстрадного вокала «Ассорти» и студией «Звёздный дождь». В холле на стене – четыре полки, заставленные кубками.

– Откуда Вы родом и как появилась такая страсть к пению?

– Родилась я в Михайловске. Затем мы переехали в поселок Солнечнодольск – папу пригласили работать на строительстве ставропольской ГРЭС. Он был газоэлектросварщиком высокой квалификации. К сожалению, папа погиб в автокатастрофе, когда мне было девять лет. В Солнечнодольске я закончила школу, и потом приехала в Ставрополь поступать в училище.

Закончила Ставропольский колледж искусств, а потом факультет оркестрового дирижирования Краснодарского университета культуры. Вокалом бредила с детства, с трёх лет пела, но на вокальное отделение меня не взяли – тогда не брали до 18 лет, а я только восьмой класс закончила. Предложили выбор: хоровое дирижирование или оркестровое. Так как я была аккордионисткой, то выбрала последнее. В университете заметили, что я пою, и пригласили на факультет общественных профессий. У меня была мечта – поступить в московский вуз на артистку мюзикла. Был красивый высокий голос, способности. Эта мечта не сбылась, зато получилось связать свою жизнь с музыкой. Некоторое время работала директором музыкальной школы в селе Летняя Ставка Туркменского района. Когда мы с супругом переехали в Михайловск, то сразу пошла в сферу культуры.

– Что именно преподаёте?

– Эстрадный вокал. Основа обучения пению – академическая. Это как работа на станке для хореографа – иначе не будет танца. Наш «станок» – фортепиано. Без поднятого нёба, изучения академических правил ничего не получится.

Крайние слева дочери Марина и Юлия
Крайние слева дочери Марина и Юлия

– У Вас трое детей. Они тоже поют?

– Сразу оговорюсь – детей у меня много! Сейчас 35 воспитанников. А родных трое и уже трое чудесных внуков. Мои дети поют с детства. Дочери – больше в эстрадной манере, а сын – в академической. Средняя дочь Марина была «не поющая» совсем, зато сейчас она входит в число 25 лучших самодеятельных артистов России. Старшая дочь Юлия преподавала вокал, хотя у неё два высших образования совсем другого профиля. Владислав исполняет модернизированную оперу – это современное направление в музыке. Оно популярно в Италии, Испании, а в России не так хорошо известно. Мы десять лет с ним к этому шли. Владислав живет в Москве, работает в дирекции РЖД России начальником IT-отдела. Заканчивает аспирантуру по направлению высокоскоростных магистралей. В своем увлечении музыкой ему повезло выступать на больших сценах: в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, на концертах с Николаем Басковым, Тамарой Гвердцители, Львом Лещенко, в тысячном хоре с Иосифом Кобзоном.

-3
-4
-5
-6
-7

– Как это ему удалось?

– Он закончил Российский университет транспорта – крупнейший отраслевой вуз нашей страны. Там принято поддерживать талантливых студентов, направлять их на концерты, конкурсы. Сын лично общался с легендарной Александрой Пахмутовой. Причём у неё дома: пели у рояля, она угощала пирожками собственного приготовления. Однажды Владислава пригласили на ночной концерт в метро к юбилею Московского метрополитена. Александра Николаевна была за роялем, а Влад пел с оркестром.

Марина Саидова
Марина Саидова

– Вы сказали, что дочь Марина была «не поющая». Музыкальные способности, слух можно развить?

– Конечно! Марине было не дано от рождения, как говорится, «медведь на ухо наступил». Всем Бог дает разные дарования. Владислав начинал петь со средними исходными данными, так сейчас у меня мороз по коже идёт, когда его слышу. А Марина совсем ничего не могла, но ей очень хотелось. Она упорно занималась и плакала, когда не получалось. И добилась результатов. Сейчас у неё шикарный мощный голос с красивым тембром, даже не знаю, с кем сравнить. Возможно, Людмила Зыкина, только в эстрадном плане.

-9

– Какие цели Вы ставите перед собой как педагог?

– Моя задача не в воспитании профессионалов, а в том, чтобы дети не болтались на улице и нашли любимое дело. Наши дети особенные! Они очень чувствительные, эмоциональные, творческие. Когда идёт «Солдатский конверт», они плачут. Поверьте, когда дети растут с музыкой, у них другая душа. Мои воспитанники выбирают для исполнения песни Магомаева, Кобзона, Долиной и других классиков эстрады. Да, мы поём и современные вещи, но дети сами тянутся к высокому.

-10

– Каких исполнителей любите Вы?

– Для меня Муслим Магомаев – легенда, кумир. Я знаю весь его репертуар, историю жизни. Люблю непревзойденного Дмитрия Хворостовского – голосище, великая душа! Как жаль, что он так рано нас покинул. Учусь преподаванию на уроках Любови Казарновской. Много слушаю современных оперных певцов – Джоша Гробана, Алессандро Сафина. Люблю классику и стараюсь привить детям вкус к хорошей музыке.

-11

– У вас не педагогическое образование. И тем не менее Вы отличный преподаватель.

– Наверное, у меня это в крови. Я даже хотела учиться на педагога. Моя мама была учителем начальных классов, отработала сорок лет в школе. Помню, она деток выстроит, носы им вытрет, шапки поправит, шарфики завяжет. Я тоже люблю детей, даже когда они шалят, не слушаются. И они мне отвечают взаимностью: мы обнимаемся, смеемся и плачем, они доверяют мне свои секреты. Приятно, что родители отпускают деток со мной в поездки.

В 2012 году мы побывали в шести странах: Польше, Германии, Чехии, Бельгии, Франции и Нидерландах. Пели в театре на Монмартре в Париже! Со мной было 24 ребёнка и ни одного родителя!

– Как Вы считаете, детям необходимы поездки?

– Буквально недавно мы вернулись из Сочи, где проходил Всероссийский конкурс «Синяя птица». Привезли оттуда 17 лауреатов первой степени и 12 – второй степени. Родители – главные помощники, всегда поддерживают своих детей. Я понимаю, что поездки, особенно сейчас – это дорого. Но детям нужно выезжать, выступать на разных сценах, видеть других сверстников. Это помогает расти. Дети перестают бояться и, когда возвращаются, – им наша сцена как дом родной.

В прошлом году ездили в Москву на международный конкурс «ART OPEN WORLD». Привезли кучу наград. Мы часто бываем на этом конкурсе, в 2014 году именно на нём отбирали артистов на Чемпионат мира по футболу. Моя ученица Ксения Дмитриева победила и выступала в Ростове-на-Дону на открытии Чемпионата. Так что конкурсы – это возможность себя проявить. Ведь пробиться на эстраде очень тяжело, везде требуются большие деньги, никто этого не скрывает.

– Кстати, о перспективах. Как избежать разбитых надежд и честно сказать ребёнку, что шансы на большой успех ничтожны?

– Дети сами это понимают со временем. У нас огромная страна, в которой масса талантливых людей, конкуренция зашкаливает. Есть и бюрократия. Помню, когда мы приехали поступать в Москву с 17-летним сыном. Он стоял напротив Большого театра и говорил: «Я всё равно здесь буду петь!» Конечно, я ему напомнила о тысячах поющих в метро. Это жёстко, но правда. Поэтому мои дети получили другое образование, не музыкальное. Старшая дочь училась на факультете бухучета, анализа и аудита, потом на культурологии и журналистике. Средняя закончила юридический.

– Для чего в таком случае петь?

– Ко мне чаще всего попадают дети, не поступившие по конкурсу в музыкальную школу. Родители приводят деток, у которых есть заикание, проблемы с речью. Вокал помогает, хотя это не панацея, системно такими проблемами занимаются медики. Но есть у меня ученики, которые пришли «зажатыми», с плохой дикцией. Мои дети все прекрасно говорят, лучше пишут диктанты в школе. Ведь мы проговариваем каждое слово, читаем стихи, скороговорки. Мои ученики не боятся публики. Выпускницы ведут программы, свадьбы, юбилеи. Занятия по вокалу – это дыхательная гимнастика. Она помогает развивать лёгкие, бронхи. Я сама – астматик. Мои врачи даже не могли понять, как это так: симптомы есть, а объём легких на вдохе огромный. Когда узнают, что я певица, сразу становится ясно. Говорят, что «пловцы и певцы – отдельная каста». Наконец, наши дети выше самодеятельного уровня, хотя у нас в программе нет уроков сольфеджио.

– Как вы учите петь без нотной грамоты?

– Становлюсь рядом и пою на ухо каждому. Для многоголосья пропеваю все партии сама под запись, скидываю ученикам на флешки, чтобы учили дома. Это моя методика. Помню, как мои девочки выступали в филармонии, пели пятиголосьем. Мне говорят: «Сразу видно – девушки с музыкальным образованием». А они не знают ни одной ноты! Я только улыбнулась.

– Вы поёте дома для себя?

– Нет. И так много работаю голосом весь день. Мы поём, только если собираемся вместе с детьми. Приезжает сын со своей девушкой Елизаветой. Она тоже из мира музыки – солистка Московской филармонии, закончила академию имени Гнесиных, там же преподаёт, выступает в коллективе Надежды Бабкиной. Все вместе мы поём многоголосье, эстраду, народные, оперу. Ещё изредка пою на праздниках, концертах с коллегами. Недавно у меня был юбилей. Зал был полон: родители, ученики, выпускники приехали отовсюду. Концерт шёл четыре часа! Я даже не ожидала – было столько выступающих, поздравлений.

– Больше пения Вы, наверное, любите детей.

– Я их всех боготворю! А сын и дочери – моя награда. В своё время, когда мне было крайне тяжело, они помогли мне выжить. После ухода из жизни супруга я работала на трёх работах, поднимала семью. Девяностые годы: приходилось петь в ресторане, хвататься за любую подработку. Дети прошли со мной весь этот сложный путь. Они ответственные, дружные, сплочённые, очень работоспособные. На юбилей они втайне делали для меня видеоролик. Им по отдельности задали один вопрос: «Какой у мамы был девиз в вашем детстве?» Все трое, не сговариваясь, ответили одинаково: «Нет слова «не хочу», есть слово «надо». Только Владислав добавил ещё одну фразу: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтоб относились к тебе». Все трое выросли глубоко порядочными людьми.

– Что самое главное в вашей профессии?

– Не навредить. И научить любить петь. Чтобы дети пропускали песню через душу. Никогда не забуду, как десятилетний Артём Скляров пел композицию Газманова «Вперёд, Россия!», а жюри встало и пело с ним. Я счастлива, что моих воспитанников знают и любят в Михайловске. Когда я стою под сценой, дирижирую, переживаю, незнакомые люди трогают меня за плечо и говорят, что пришли послушать моих детей!

Помню, как я пришла работать в Дом культуры. Меня накрывала эйфория выступлений, я пела везде и всюду. Директором тогда была Людмила Николаевна Садовничая, и она мне говорила: «Вот увидишь, придёт время, когда тебе не захочется петь самой, ты будешь намного больше радоваться успехам твоих воспитанников». Это время действительно пришло. Когда поют на сцене мои дети – я плачу от счастья и гордости за них.

Наталья Гребенькова.

Фото из архива газеты «Шпаковский вестник» и личного архива

С. Нартовой