Истории 305-мм железнодорожного артиллерийского орудия образца 1938 года установленного в музее "Г.О.Р.А." на Поклонной горе в Москве на канале была посвящена отдельная тема.
Статья называлась "Главный калибр Поклонной горы. 305-мм орудие с линкора "Императрица Мария"". Если есть желание, можете прочитать ее, перейдя по этой активной ссылке.
Сегодняшний наш рассказ будет о судьбе человека непосредственно воевавшего на ТМ-3-12 (расшифровывается как транспортер морской, тип три, калибр 12 дюймов) и своим ратным подвигом вместе со своими боевыми товарищами добывавшего для всех нас Великую Победу.
И помог мне в этом случай.
Буквально накануне нашего главного военного праздника к данному экспонату пришла одна женщина и возложила цветы.
Оказалось, что это дочь одного из командиров 9 ОЖДАБ (9 отдельной железнодорожной батареи) начальника второго эшелона, командира второго транспортера 9-й батареи старшего лейтенанта Литвиненко Степана Максимовича.
К сожалению, я не спросил ее имени.
Но согласно имеющимся в сети данным у Степана Максимовича и его жены Елены было две дочери - Алла и Лидия.
Родился Степан Максимович 22 декабря 1910 года в селе Зеленое Пятихатского района Днепропетровской области.
В личной карточке указана Онежская область.
Рано потеряв родителей, до пятнадцатилетнего возраста он скитался по детским домам. Затем закончил рабфак при киевском сельхозинституте. А в мае 1932 года по комсомольской путевке добровольцем направился в училище береговой обороны Морских Сил РККА.
После чего был назначен начальником мастерской 356-мм 11-й железнодорожной артиллерийской батареи.
Затем Степан Максимович становится помощником командира транспортера, а со 2 июня 1939 года уже командиром транспортера в 9-й ОЖДАБ.
Литвиненко принимал активное участие в Советско-финляндской войне 1939 - 1940 годов.
Примечательно, что по имеющимся в интернете данным,
именно 2-й транспортер артустановки ТМ-III-12, которым командовал старший лейтенант Литвиненко и установлен на Поклонной горе в Москве.
В начале Великой Отечественной войны 9-й ОЖДАБ базировалась на острове Ханко откуда вела огонь по вражеским кораблям, участвовала в подавлении финской артиллерии.
После принятия советским командованием решения об оставлении Ханко, началась эвакуация личного состава кораблями в Кронштадт.
3 ноября 1941 года, отряд под командованием капитана 2 ранга В.М. Нарыкова в составе эсминцев "Сметливый", "Суровый", четырех тральщиков, 4 морских охотников и 4 торпедных катеров сумел без потерь добраться до Ханко.
Испытания "Сметливого" в этом рейсе начались еще на берегу.
Финский снаряд попал в носовое орудие миноносца. Начался пожар боеприпасов. И только благодаря смелости двух краснофлотцев, успевших выбросить горящие заряды за борт, взрыва на корабле удалось избежать.
Именно на "Сметливом" и эвакуировался Степан Максимович Литвиненко и его боевые товарищи.
На борт эскадренного миноносца в тот день поднялось 560 человек из числа защитников Ханко.
В конвое следующем в Кронштадт "Сметливый" шел замыкающим. Командовал эсминцем капитан 2 ранга Маслов Виктор Иванович. Скорость кораблей составляла тринадцать узлов.
Погода стала ухудшаться. Поднялся сильный ветер. Волны доходили до четырех баллов. Это сильно осложняло прохождение конвоем выставленного немцами минного поля к северо-западу от острова Нарген (сейчас остров Найссаар), что расположен в Финском заливе северо-западнее Таллина.
И 4 ноября 1941 года в 23.07 у острова Нарген "Сметливый" наскочил на вражескую мину.
От взрыва эсминец потерял ход.
Значительные повреждения получила обшивка. В носовую часть стала поступать вода. Но экипажу удалось буквально за несколько минут поднять давление пара и малым ходом продолжить движение прежним курсом.
И почти сразу последовал новый взрыв.
Вторая мина вызвала детонацию в третьем носовом погребе. Носовая часть корабля оторвалась и минут через двенадцать затонула. При этом на мостике погиб капитан корабля капитан 2 ранга Маслов Виктор Иванович и многие другие командиры и краснофлотцы корабля. Именно тогда и погибли в носовых кубриках "Сметливого" эвакуированные с острова Ханко бойцы. В том числе и Степан Максимович Литвиненко.
В журнале боевых потерь 9 ОЖДАБ, помимо старшего лейтенанта Литвиненко, за эту дату числятся еще несколько фамилий.
Несколько дополнительных фамилий удалось обнаружить и на сайте Министерства Обороны "Мемориал".
"Сметливый" тем временем продолжал бороться за жизнь.
Старался сохранить на плаву то, что уцелело при взрывах. Оставшиеся в живых командиры и матросы корабля под руководством старшего лейтенанта П.И. Иванова смогли укрепить переборки и запустить дизель-генератор.
На помощь терпящему бедствие кораблю уже было подошел советский тральщик Т-205.
Но тут в 23.50 послушно дрейфующий на волнах эсминец коснулась третья мина. И в 00 часов 13 минут 5 ноября 1941 года оставшаяся часть "Сметливого", с поднятыми вертикально гребными винтами, ушла под воду.
Подошедшему тральщику и другим судам из воды удалось спасти 80 членов команды и 270 пассажиров из числа эвакуированных с Ханко советских солдат.
Много лет прошло с тех пор.
Давно уже отгремели последние залпы Великой Отечественной.
Но Подвиг, специально пишу с большой буквы, советских солдат и матросов не забыт.
И если теперь, гуляя по экспозициям музея "Г.О.Р.А." вы подойдете к ТМ-3-12, вспомните добрым словом воевавшего нем командира второго транспортера 9-й батареи ОЖДАБ старшего лейтенанта Литвиненко Степана Максимовича и его боевых товарищей.
А на сегодня все.
Ваш Алекс Путешественник!
# герои войны
# подвиг народа
# великая отечественная война
# поклонная гора
# музей победы