Найти в Дзене

Они воевали на ТМ-3-12. Литвиненко Степану Максимовичу и его боевым товарищам посвящается

Истории 305-мм железнодорожного артиллерийского орудия образца 1938 года установленного в музее "Г.О.Р.А." на Поклонной горе в Москве на канале была посвящена отдельная тема.

Статья называлась "Главный калибр Поклонной горы. 305-мм орудие с линкора "Императрица Мария"". Если есть желание, можете прочитать ее, перейдя по этой активной ссылке.

Фото автора.
Фото автора.

Сегодняшний наш рассказ будет о судьбе человека непосредственно воевавшего на ТМ-3-12 (расшифровывается как транспортер морской, тип три, калибр 12 дюймов) и своим ратным подвигом вместе со своими боевыми товарищами добывавшего для всех нас Великую Победу.

И помог мне в этом случай.

Буквально накануне нашего главного военного праздника к данному экспонату пришла одна женщина и возложила цветы.

Оказалось, что это дочь одного из командиров 9 ОЖДАБ (9 отдельной железнодорожной батареи) начальника второго эшелона, командира второго транспортера 9-й батареи старшего лейтенанта Литвиненко Степана Максимовича.

Фотоколлаж автора из собственных материалов и материалов сайта "Память народа" Министерства Обороны. Свободный доступ.
Фотоколлаж автора из собственных материалов и материалов сайта "Память народа" Министерства Обороны. Свободный доступ.

К сожалению, я не спросил ее имени.

Но согласно имеющимся в сети данным у Степана Максимовича и его жены Елены было две дочери - Алла и Лидия.

Родился Степан Максимович 22 декабря 1910 года в селе Зеленое Пятихатского района Днепропетровской области.

В личной карточке указана Онежская область.

Свободный источник. Сайт Министерства Обороны "Мемориал"
Свободный источник. Сайт Министерства Обороны "Мемориал"

Рано потеряв родителей, до пятнадцатилетнего возраста он скитался по детским домам. Затем закончил рабфак при киевском сельхозинституте. А в мае 1932 года по комсомольской путевке добровольцем направился в училище береговой обороны Морских Сил РККА.

После чего был назначен начальником мастерской 356-мм 11-й железнодорожной артиллерийской батареи.

Затем Степан Максимович становится помощником командира транспортера, а со 2 июня 1939 года уже командиром транспортера в 9-й ОЖДАБ.

Литвиненко принимал активное участие в Советско-финляндской войне 1939 - 1940 годов.

Примечательно, что по имеющимся в интернете данным,

именно 2-й транспортер артустановки ТМ-III-12, которым командовал старший лейтенант Литвиненко и установлен на Поклонной горе в Москве.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В начале Великой Отечественной войны 9-й ОЖДАБ базировалась на острове Ханко откуда вела огонь по вражеским кораблям, участвовала в подавлении финской артиллерии.

После принятия советским командованием решения об оставлении Ханко, началась эвакуация личного состава кораблями в Кронштадт.

3 ноября 1941 года, отряд под командованием капитана 2 ранга В.М. Нарыкова в составе эсминцев "Сметливый", "Суровый", четырех тральщиков, 4 морских охотников и 4 торпедных катеров сумел без потерь добраться до Ханко.

Испытания "Сметливого" в этом рейсе начались еще на берегу.

Финский снаряд попал в носовое орудие миноносца. Начался пожар боеприпасов. И только благодаря смелости двух краснофлотцев, успевших выбросить горящие заряды за борт, взрыва на корабле удалось избежать.

Именно на "Сметливом" и эвакуировался Степан Максимович Литвиненко и его боевые товарищи.

На борт эскадренного миноносца в тот день поднялось 560 человек из числа защитников Ханко.

В конвое следующем в Кронштадт "Сметливый" шел замыкающим. Командовал эсминцем капитан 2 ранга Маслов Виктор Иванович. Скорость кораблей составляла тринадцать узлов.

Погода стала ухудшаться. Поднялся сильный ветер. Волны доходили до четырех баллов. Это сильно осложняло прохождение конвоем выставленного немцами минного поля к северо-западу от острова Нарген (сейчас остров Найссаар), что расположен в Финском заливе северо-западнее Таллина.

Остров Найссаар.                                                                                                                  Фрагмент Яндекс карты. Свободный источник.
Остров Найссаар. Фрагмент Яндекс карты. Свободный источник.

И 4 ноября 1941 года в 23.07 у острова Нарген "Сметливый" наскочил на вражескую мину.

От взрыва эсминец потерял ход.

Значительные повреждения получила обшивка. В носовую часть стала поступать вода. Но экипажу удалось буквально за несколько минут поднять давление пара и малым ходом продолжить движение прежним курсом.

И почти сразу последовал новый взрыв.

Вторая мина вызвала детонацию в третьем носовом погребе. Носовая часть корабля оторвалась и минут через двенадцать затонула. При этом на мостике погиб капитан корабля капитан 2 ранга Маслов Виктор Иванович и многие другие командиры и краснофлотцы корабля. Именно тогда и погибли в носовых кубриках "Сметливого" эвакуированные с острова Ханко бойцы. В том числе и Степан Максимович Литвиненко.

В журнале боевых потерь 9 ОЖДАБ, помимо старшего лейтенанта Литвиненко, за эту дату числятся еще несколько фамилий.

Свободный источник. Сайт Министерства Обороны "Память народа".
Свободный источник. Сайт Министерства Обороны "Память народа".

Несколько дополнительных фамилий удалось обнаружить и на сайте Министерства Обороны "Мемориал".

Свободный источник. Сайт Министерства Обороны "Мемориал"
Свободный источник. Сайт Министерства Обороны "Мемориал"
Свободный источник. Сайт Министерства Обороны "Мемориал"
Свободный источник. Сайт Министерства Обороны "Мемориал"
Свободный источник. Сайт Министерства Обороны "Мемориал"
Свободный источник. Сайт Министерства Обороны "Мемориал"
Свободный источник. Сайт Министерства Обороны "Мемориал"
Свободный источник. Сайт Министерства Обороны "Мемориал"

"Сметливый" тем временем продолжал бороться за жизнь.

Старался сохранить на плаву то, что уцелело при взрывах. Оставшиеся в живых командиры и матросы корабля под руководством старшего лейтенанта П.И. Иванова смогли укрепить переборки и запустить дизель-генератор.

На помощь терпящему бедствие кораблю уже было подошел советский тральщик Т-205.

Но тут в 23.50 послушно дрейфующий на волнах эсминец коснулась третья мина. И в 00 часов 13 минут 5 ноября 1941 года оставшаяся часть "Сметливого", с поднятыми вертикально гребными винтами, ушла под воду.

Подошедшему тральщику и другим судам из воды удалось спасти 80 членов команды и 270 пассажиров из числа эвакуированных с Ханко советских солдат.

Много лет прошло с тех пор.

Давно уже отгремели последние залпы Великой Отечественной.

Но Подвиг, специально пишу с большой буквы, советских солдат и матросов не забыт.

Фото автора.
Фото автора.

И если теперь, гуляя по экспозициям музея "Г.О.Р.А." вы подойдете к ТМ-3-12, вспомните добрым словом воевавшего нем командира второго транспортера 9-й батареи ОЖДАБ старшего лейтенанта Литвиненко Степана Максимовича и его боевых товарищей.

А на сегодня все.

Ваш Алекс Путешественник!

# герои войны

# подвиг народа

# великая отечественная война

# поклонная гора

# музей победы