- О том, как стать seo-специалистом с 0 мы рассказываем на своем курсе — все материалы на нем прошли тщательную проверку теми, кто уже работает в агентстве. За 45 занятий и 4 месяца вы точно освоите все необходимое, чтобы самостоятельно вести проекты.
- Для тех, кто еще не решил связать свою жизнь с продвижением сайтов и сомневается — у нас есть бесплатный продукт. Запросив к нему доступ, вы получите курс по Старту в seo, чтобы увидеть начальную информацию о специальности и навыках.
А в этой статье мы попробуем уложить максимум информации в полезном, коротком формате, чтобы вы видели, каким инструментарием оптимизатор должен владеть еще до того, как вы заинтересуетесь любым из курсов выше. Rush Academy — это про пользу!
Зачем seo-специалисту база?
Оптимизатору важно уметь круто продвигать сайты: тогда и клиенты будут платить хорошо и проектов интересных будет много. Но “простого” креатива недостаточно, невозможно прийти на сайт какой-нибудь небольшой компании и предложить руководителю запилить рекламный оффер на весь первый экран, избавиться от которого можно будет только через удаление ОС на компьютере. Конечно, эффект будет, о вашем сайте точно заговорят, но ненадолго. Поэтому оптимизаторы и нужны, их умение погружаться в проект, навык ориентироваться в сложной документации поисковых систем о том, как устроен поиск — это база. В первое время вы можете ориентироваться в многообразии фильтров, опций, правил, информации с помощью справок и чек-листов, но со временем от вас будут требовать большей экспертности, быстрого отклика и правильных решений.
Поэтому мы рассказываем, как стать оптимизатором, которому хорошо платят и дают интересные сайты на продвижение. Делимся опытом агентства, наших выпускников и пользой: что вам пригодится и что точно будете использовать в работе.
HARD/SOFT-SKILLS SEO
Здесь — все то, чем вы должны уметь пользоваться. В блок входят технологии, инструменты, знания, которыми оптимизатор может оперировать хоть ежедневно, включая те, что относятся к нему лично (например, умение общаться). Про сбор семантических ядер и кластеризацию, умение выстраивать правильную структуру сайта и работу со Screaming Frog писать не будем, потому что об этом вам итак из каждого утюга вещают. Лучше напишем про неочевидные вещи, о которых начинающие оптимизаторы (и некоторые Миддлы тоже) подозревают не всегда:
1. Понимать, какой вред могут принести ваши действия для сайта. Да, именно “вред”, а не пользу. Советуем идти от противного — с обоснованием любых позитивных ожиданий от внедрения какого-либо ТЗ вы всегда справитесь! Даже если эти ожидания будут косвенными, например:
→ хотите внедрить на сайте микроразметку → ожидаете улучшения ранжирования, за счет влияния на сниппет. Но польза здесь косвенная, ведь разметка может и не оказать существенного влияния, особенно если размечать все “бездумно”. Микроразметка помогает поисковой системе лучше понимать сайт, но повлияет ли разметка футера или логотипа на ранжирование? Google итак знает, что у сайта есть футер и лого, зато оптимизатор гордо рапортует, что сделал очередное “полезное” ТЗ и все заshema`чил. В такой ситуации куда полезнее было бы разметить хлебные крошки или время и дату мероприятия, но пока руки дойдут до нужных блоков разметки могут пройти месяцы — дел ведь всегда много.
Напротив, понимая, как внедрение какой-то фишки (или откладывание внедрения) может сказаться негативно, вы всегда можете обосновать текущую ситуацию своему заказчику или вовремя продумать стратегию.
→ Вводите на сайте бесконечную прогрузку материалов в блоге? → Знаете, что поисковому роботу нужна и пагинация тоже, иначе могут быть проблемы с индексацией внутренних ссылок со страниц, которые бот получить не может → ставите ТЗ программисту на внедрение → profit!
Всегда стоит помнить, для чего вы что-либо делаете, какую пользу и урон могут нести ваши действия для проекта.
2. Уметь продумывать алгоритмы тестов. Чтобы понять, хорошо ли у вас получается ваша работа, нужно тестировать себя. И речь здесь не о том, чтобы отвечать на вопросы про seo в какой-нибудь Google-форме для любознательных, а о том, как ведет себя сайт после ваших действий: насколько ситуация на поиске поменялась? Сколько ссылок принесли пользу? Увеличилось ли время, которое посетитель проводит на страницах?
Поставьте себя на место заказчика, когда он получает от вас множество задач на внедрение, стратегию продвижения и запрос на бюджет. Вы должны не только обосновать эти изменения, но и объяснить в процессе, насколько дела сайта улучшились. Если вы думаете, что отчета о проделанной работе будет достаточно, у нас для вас плохие новости. Всегда отслеживайте, что было с показателями “до” и что стало “после”, а в некоторых случаях, проводите A/B тестирование, замеряя реакцию конкретной аудитории на новшества. Хотите изменить структуру корзины в интернет-магазине, потому что вам кажется, что иконка корзины должна быть в центре — тестируйте!
3. Формулировать мысли и задачи понятным языком. Даже начинающий оптимизатор должен уметь доносить свои профессиональные “вердикты” так, чтобы клиент понимал, что от него нужно и почему. Чем более короткую, не информативную форму общения вы выберете, тем выше вероятность, что клиент от вас устанет: уйдет туда, где ему будут понятны все нюансы действий с его проектом.
Здесь не стоит путать понятия: если вы готовы часами общаться с руководителем бизнеса о том, чем Пингвин отличается от EEAT — это плохо, потому что вы тратите свое время зря. Но если на вопрос клиента о том, чем важна иерархия заголовков <H1>/<H2> на сайте вы ответите: “так принято”, будет не ок.
Когда оптимизатор может работать с формулировками, ему легко справляться не только с обоснованием своих действий, но и с возражением клиентов. Параллельно, хорошо бы прокачивать умение говорить на публике (выступления на конференциях и вебинарах), делать хорошие информативные отчеты и презентации.
Помните, что над сайтом кроме вас работают и другие люди: дизайнер, программист, контент-менеджер. Если вы умеете внятно доносить свои мысли до исполнителей, вы экономите время для всех участников этого процесса.
4. Уметь не только в seo, но и в смежные вещи, по типу прототипирования интерфейсов и сайтов, разбираться в маркетинге (хотя бы поверхностно), понимать, как правильно должен строиться текст и структура текста. Подумайте, что удобнее заказчику: нанять вас и еще десять специалистов, или вас и еще четверых? Конечно, это не значит, что стоимость ваших услуг должна быть дешевой, здесь вы сами регулируете цифры. Но показать клиенту, что вы можете дать техническое задание для дизайнера, в котором опишите структуру предполагаемого сайта с иерархией заголовков, блоков и страниц — показать вашу экспертность.
*о людях-оркестрах расскажем как-нибудь в другой статье. Но хотим напомнить, что во всем важен баланс. Если вы приходите на курс Старт по Seo и вам кажется, что там слишком много материала, вам нужно пересмотреть подход к этой профессии. В работе вам точно придется учиться разбираться с ошибками верстки:
- почему заголовки на сайте имеют не верный размер?
- что происходит со стилями ссылок после нажатия?
- почему отказы на мобильной версии идут в рост?
С ошибками разметки — тоже к вам:
- не получится сказать, что у вас лапки, даже если есть программист. Он не обязан быть в курсе всех деталей в обновлении микроразметки, он может изучить документацию, но не станет оптимизатором вместо вас!
- не выйдет сказать, что вы понятия не имели о возможности разметить в поиске блок с ценами!
- как только у конкурентов появятся картинки в сниппете, заказчик придет с вопросом, что нужно сделать, чтобы у него было также!
С контентом, в котором правильное соотношение пользы / ключей / заголовков — опять к вам:
- это вы даете техническое задание копирайтеру;
- это вы доказываете контент-маркетологу, что у вас просадка по конкретным запросам, которые “хотелось бы” пнуть контентом сверх его плана;
- это вы следите за актуализацией старых статей, дополняя их нужными ключами.
Безусловно, какие-то обязанности и навыки могут быть “смежными”, касаться не только вас. Но как только вы начинаете растить свою экспертность, повышается спрос на вашу работу, а значит, идет в рост оплата вашего времени, ваша ценность.