«Кто агрессор?» Это зависит от того, какой из этих карт вы верите.
- У картографии есть первородный грех: мы ожидаем от карт правды, но они не могут не лгать нам.
- Немногие карты иллюстрируют эту проблему лучше, чем эта пара, предлагающая зеркальное отображение одной и той же геополитической ситуации.
- На одной карте коммунизм атакует Свободный мир. С другой стороны, Америка стремится разрушить Рабочий Рай.
Основной изъян коренится в самой ткани картографии. Мы верим, что карты говорят нам правду, но они не могут не лгать нам. Ложь начинается со стандартной плоскостности карт. Как это хорошо подходит для округлости Земли? Это не так. Некоторое искажение уже подразумевается.
Субъективность карты — это фича, а не баг
Но большая ложь — это упущение и включение. Что есть на вашей карте, а чего нет? Это очень субъективные решения, сделанные невидимым картографом. Другими словами, все карты предлагают искаженное, частичное представление о мире. Для картографов это не баг, а фича. Для читателей карт это должно стать стимулом к беспрестанной бдительности.
Иногда субъективную точку зрения трудно заметить. Тем не менее, немногие карты столь же откровенны в своих предрассудках, как этот комический дуэт. Сделанные с разницей в год, показывающие одну и ту же часть мира и посвященные одной и той же теме — коммунистический и некоммунистический мир — они не могли бы быть более диаметрально противоположными, даже если бы попытались.
Все карты предлагают искаженное, частичное представление о мире.
На одной карте коммунизм представляет собой опасную заразу, выплескивающуюся из своей и без того огромной родной базы, угрожающую поглотить остальную часть земного шара. Как выживет Свободный мир? С другой стороны, Советский Союз и его социалистические союзники окружены вражескими силами, их воинственные стрелы вызывающе вонзаются в мягкое подбрюшье мирного Рабочего Рая.
Первая карта появилась в журнале «Тайм» 2 января 1950 года. Все в ней подчеркивает дисбаланс между упомянутыми в названии «Двумя мирами» — огромным, сплоченным коммунистическим блоком и рассеянием небольших прозападных стран. Проекция карты, ориентированная на Северный полюс, подчеркивает и без того огромные размеры Советского Союза. Расположенные в центре серп и молот придают зловещий оттенок жирному красному цвету суши СССР.
От него исходят лучи, охватывающие самые последние расширения коммунистического царства: Монголию, большую часть Китая, Восточную Европу и… Финляндию. (После Второй мировой войны финны находились под сильным советским влиянием, но в значительной степени сумели сохранить свою независимость.) Большинство голубых стран цепляются за западную окраину Европы или восточную окраину Азии. США, самый важный, самый крупный и самый могущественный член зарождающейся антикоммунистической коалиции, намеренно отодвинуты за горизонт.
Цель карты ясна: произвести впечатление на читающую американские журналы силу и размер их идеологического противника в зарождающейся холодной войне.
Зеркальный мир
Изучение другой карты похоже на шаг в зеркальный мир. Здесь коммунисты не расширяются; они под атакой. Советы не агрессоры; американцы наступают. Просоветская карта представляет собой плакат, изданный в 1951 году Коммунистической партией Франции. Его название переводится как: «Вот американские базы по всему миру».
Советский Союз (URSS , согласно его французской аббревиатуре), Китай и «страны народной демократии» в Восточной Европе являются целью десятков стрел, летящих в социалистические режимы со всех сторон, в том числе из-за Северного полюса. Только Монгольская Народная Республика временно защищена от нападения, так как она защищена двумя своими соседями-гигантами.
Откуда эти стрелы? Легенда карты не оставляет сомнений:
«Два миллиона американских солдат готовятся к войне за пределами Америки во всех странах мира, со своими генеральными штабами, своими флотами, своими танками и своими самолетами».
Красная Армия и ее разнообразные союзники, напротив, слишком хороши для их же блага:
«После поражения Гитлера ни один солдат из Советского Союза или какой-либо из стран народной демократии не произвел ни одного выстрела за пределами своей страны».
Всегда спрашивайте: кто сделал эту карту и почему?
Оба заявления подкреплены цитатами соответственно президента Трумэна («Политика США должна заключаться в нанесении внезапных ударов») и генерала Макартура («Советская военная позиция по существу оборонительна»). Сценарий на карте ставит перед западной аудиторией ключевой вопрос: кто агрессор? Кто (является) угрозой? Да ведь это империалистические янки, конечно. Карта ясно говорит об этом.
Подобные карты были основополагающими элементами зеркального мировоззрения, господствовавшего во время холодной войны. В наше время это зеркало треснуло. Бинарная логика холодной войны уступила место более «многополярному» отношению к истине.
Из-за этого маловероятно найти две современные карты, столь же четко противоположные друг другу, как эта пара середины прошлого века. Но главный урок остается в силе: все карты лгут. Каждая карта субъективна. Всегда спрашивайте: кто сделал эту карту и почему?