Найти тему
Русский и Литература

Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание". Два сочинения моих учеников. №12 ЕГЭ по литературе

Оглавление

Может ли город быть героем романа? Если речь идёт о произведении Ф.М. Достоевского, то однозначно может! Давайте накануне ЕГЭ порассуждаем об этом. Предлагаю вам ознакомиться с двумя сочинениями моих учеников на тему: «Образ Санкт-Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»». Разобрать именно это произведение я решила не случайно. На ЕГЭ оно встречается с завидной периодичностью. И также часто ребята теряют баллы за слишком поверхностные рассуждения и отсутствие требуемых терминов. В предложенных ниже сочинениях того и другого хватает. Хотя… судите сами.

Первая и вторая страницы сочинения Анастасии
Первая и вторая страницы сочинения Анастасии

Сочинение Юрия

Многие классики русской литературы восхищались красотой и величественностью Санкт-Петербурга. Однако совершенно иначе город предстает перед нами в полифоническом романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В произведении Северная столица является одним из действующих лиц.

С первых страниц философского романа читатель погружается в душную от камня и палящего солнца атмосферу «вонючего и пыльного» Петербурга. Стоит отметить, что столица – не совсем реальна, это двойник настоящего города, который появляется в сознании Родиона Раскольникова. Он описан как город трущоб и бедноты, а его атмосфера давит на главного героя. Петербург в «Преступлении и наказании» похож на Лондон из произведений Ч. Диккенса, чьи романы с увлечением читал Ф.М. Достоевский. Петербург, как и Лондон, город контрастов.

Писатель использует огромное количество выразительных средств при описании Санкт-Петербурга. Например, цветопись, играющая огромную роль в создании психологизма. Самый распространенный цвет – желтый. Например, «жёлтенькие обои» в комнате Родиона Раскольникова, грязно-жёлтые фасады домов, «пожелтевшая кацавейка» старухи-процентщицы, «желтый билет», по которому работает Соня Мармеладова, желтый камень на перстне Лужина, желтые лица и желтая мебель. Эти грязные оттенки усиливают ощущение болезни, душевного расстройства, давят на героев и заставляют их чувствовать себя неуютно, неустойчиво. Такому мрачному и желчному цвету противопоставлены светлые тона, например, голубой и зеленый, но их значительно меньше в романе. Они связаны с образом Сони Мармеладовой: с её «замечательными голубыми глазами» и зеленым шейным платком.

В произведении также важна звукопись. Звуки в «Преступлении и наказании» совсем не мелодичны. Например, скитания Раскольникова по трактирам, во время которых слышны крики и возгласы пьяных людей, проходы бывшего студента мимо строительных бригад и лесов, сопровождаемые визгом пил и ударами молотков. Плеск воды в каналах вызывает тоску и тревогу. Музыкальный фон романа неотделим от темных и грязных улиц Петербурга и состояния души главного героя.

Стоит отметить и время года, во время которого развивается сюжет произведения. Это лето. В городе царит удушающая жара, которая также воздействует на персонажей.

Таким образом, Ф.М. Достоевский показывает, каким выглядит Петербург в глазах Раскольникова. Это город трущоб и бедноты, а не пышных дворцов и архитектурных памятников. Это место, высасывающее из героев жизнь.

3 и 4 страницы
3 и 4 страницы

Сочинение Анастасии

Местом действия психологического и социально-философского романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский выбрал Петербург. Главный герой жил в Столярном переулке, в котором было 18 питейных заведений. Рядом находился Вознесенский проспект знаменитый кабаками, трактирами и винными погребами.

В романе приводится большое количество бытовых подробностей, внешний и внутренний вид домов, точные расстояния, описано сколько ступеней и этажей. Однако Петербург является не только фоном, но и сложным образом-символом, действующим лицом романа.

-3

С самого начала город предстаёт в неприглядном обличии: «вонь из распивочных», грязь, пыль, жара, духота, назойливый, болезненный жёлтый цвет. Автор осознанно усилил неприятные приметы города, придавая ему черты современного Вавилона – библейского символа столпотворения народов, физического и нравственного разврата.

Петербург представлен благодаря городским пейзажам: «отвратительный грустный колорит» городского дня, Васильевский остров, вечерний Петербург, утро перед самоубийством Свидригайлова, интерьерам: квартира старухи-процентщицы, проходная комната Мармеладовых, «клетушка» Раскольникова, «сарай» Сони. Уличные сцены: встреча с девушкой в разорванном платье, удар хлыстом на Николаевском мосту и подаяние, шарманщик и толпа женщин у распивочной, смерть Катерины Ивановны, раздавленный Мармеладов.

Кроме того, существует тесная связь между городом и главным героем. Насколько надуманными, призрачными являются идеи Раскольникова, настолько же фантастичным изображён город в романе. Это какой-то урод, созданный больным сознанием героя. Родион равнодушен к пейзажам: «...духом немым и глухим была полна для него эта пышная картина». В целом город противопоставлен живой природе, которая также не радует героя: «ощущения перешли в болезненные и раздражающие». Оно и понятно: Родион болен. Лишь перед его «выздоровлением» жара и духота исчезают, смытые ливнем.

Неотъемлемой частью Петербурга являются интерьеры, символизирующие мёртвое пространство. Это и каморка-«шкаф», «гроб», «сундук» Раскольникова, и похожая на сарай комната Сони. В них, как и на улицах города, не хватает воздуха и едва помещается убогая мебель. Каждая из них - уменьшенная копия большого города, продолжающая и усиливающая его гнетущее влияние на человека.

-4

Петербург наполняется огромным количеством людей, которые сливаются в злобную бесчувственную толпу, которая следит за всем. Она появляется и во сне Раскольникова и злобно смеётся над попыткой героя убить старуху.

Можно сделать вывод, что Петербург в романе – «это город полусумасшедших... Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». В этих словах Свидригайлова слышится голос самого Ф.М. Достоевского, считавшего детище Петра I ярким примером бездумного насаждения русским европейских идеалов, которые оторвали народ от его «почвы».

Подготовила Анна Терехова