Владимир Гиляровский и Константин Станиславский, оказывается, связаны друг с другом. И фильм Карена Шахназарова "Хитровка: Знак четырех", который уже можно посмотреть в российских кинотеатрах, наглядно показывает, что у этих двух людей из совершенно разных кругов общества могло быть много общего. В том числе, и совместное расследование загадочного убийства…
Владимир Гиляровский, герой фильма "Хитровка: Знак четырех", – человек разносторонне талантливый, но прославился он, в первую очередь, как репортер-исследователь. Антон Чехов отзывался о нем не иначе, как о "царьке московских репортеров". Гиляровский – тот, кого бы в современном мире именовали стрингером. За свою жизнь в каких изданиях он только не работал: "Московский листок", "Русские ведомости", "Русское слово", "Русские мысли", "Голос Москвы". Охотно выполнял любые редакционные задания: утром Гиляровского могли отправить на встречу с представителями высших слоев общества, где подавали шампанское, а вечером он с удовольствием исследовал легендарную Хитровку.
Репортажи Владимира Алексеевича простой люд ценил за их своевременность, правдивость, оперативность и насыщенность деталями. Зачастую он одним из первых (если не первым) оказался на месте происшествия. Если речь шла о пожаре, то бросался помогать спасать скарб и людей. Гиляровский стал единственным, кому удалось опубликовать репортаж о давке на Ходынском поле, произошедшей в дни торжеств по случаю коронации императора Николая II. Самые известные его публикации: пожар на фабрике в Орехово-Зуеве в 1882 году, железнодорожная катастрофа на станции Кукуй в 1883-м, рассказ о положении рабочих спичечных фабрик тоже в 1883-м, эпидемия холеры, случившаяся в 1892-м.
До журналистики Владимиру Гиляровскому пришлось пройти долгий путь. В юности с учебой у него совсем не складывалось. В 1865 году в возрасте 10 лет поступил в Вологодскую гимназию, но осилить программу не смог, из-за чего остался на второй год. В 1871-м, неудачно сдав очередной экзамен, молодой человек и вовсе решил не возвращаться домой – и сбежал. Перебрался в Ярославль, где устроился работать бурлаком – 20 дней шел с лямкой по Волге от Костромы до Рыбинска. Затем какое-то время в Рыбинске трудился крючником. После решил попробовать себя на военной службе – поступил вольноопределяющимся в Нежинский полк. В 1873-м его направили в Московское юнкерское училище, где Гиляровский продержался всего месяц, его отчислили за нарушения дисциплины. Осознав, что служба на данном этапе жизни – не его стезя, будущий журналист и писатель попробовал себя в профессии истопника, работал на белильном заводе, рыбаком, табунщиком, наездником в цирке и даже пожарным.
В 1875 году оказался в театре – выступал в разных городах страны. Когда в 1877 году началась Русско-турецкая война, Гиляровский вновь пошел в армию – служил на Кавказе, затем в охотничьей команде. По итогам его наградили Знаком Отличия Военного ордена Святого Георгия IV степени и светлобронзовой медалью "За Русско-турецкую войну".
Впервые произведение, написанное Гиляровским, напечатали в 1873-м – в вологодском гимназическом сборнике. Несмотря на то, что он много писали (стихи, очерки и зарисовки), публикаций практически не было. В 1881 году автор перебирается в Москву, где устраивается на работу в театр Анны Бренко, но нежелание сидеть на одном месте вновь берет верх. Теперь Владимир Алексеевич решает полностью посвятить себя литературе. Так его увлечение рассказами вылилось в сотрудничество с различными изданиями. В 1889-м его и вовсе назначили заведующим московским отделом петербургской газеты "Россия". Воспользовавшись служебным положением, он издал здесь свои собственные материалы, в частности, об истинных мотивах покушения на сербского короля Милана Обреновича. К слову, после этого разразился большой скандал. Гиляровский не боялся писать на острые темы, из-за чего его прозвали "королем репортеров".
На всю страну Владимир Алексеевич прославился не только благодаря криминальной хронике, но и из-за своих публикаций на театральную тему. В частности, рецензии на пьесу "На дне" Горького, которую поставил МХАТ. Гиляровский даже принял участие в работе над ней – его, как истинного знатока Хитровки, попросили устроить экскурсию Станиславскому и Симонову (художнику), чтобы те могли почерпнуть материал для оформления спектакля.
Фильм "Хитровка: Знак четырех" как раз и основан на истории знакомства Гиляровского и Станиславского. Режиссер и соавтор сценария Карен Шахназаров идет дальше известных фактов – и превращает популярных персонажей в новую версию Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Вместе Гиляровскому и Станиславскому предстоит раскрыть тайну мертвого индийца.
И если с Владимиром Гиляровским все более-менее понятно, то кто же такой Станиславский? Мир знает его как театрального режиссера, педагога, теоретика и реформатора театра, человека, методике которого по сей день следуют актеры из разных стран, а не только из России. МХАТ Константин Сергеевич основал вместе с Владимиром Немировичем-Данченко, тоже театральным режиссером. В отличие от своего коллеги по фильму, Станиславский появился на свет в богатой семье, связанной родственными узами с Саввой Мамонтовым и братьями Третьяковыми, но фамилия у него тогда была другая – Алексеев. Учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков, а после пошел работать в компанию к отцу. Увлечение театром было предопределено – его в семье почитали: в доме Алексеевых в Москве один и залов специально перестроили под представления, а в их имении в Любовке даже выстроили театральный флигель.
Дебютировал в любительском спектакле по гоголевской "Женитьбе" в 1884 году. Спустя два года Константина Сергеевича избрали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества – там он общался с такими известными людьми, как Петр Чайковский, Сергей Танеев и другими. Позднее, чтобы скрыть от всех свою настоящую фамилию, принял решение взять сценический псевдоним Станиславский. Вместе с певцом и педагогом Федором Соллогубом организовал Московское общество искусства и литературы, вложившись в него финансово. За десять лет работы на сцене общества Станиславский сыграл множество ролей – его начали сравнивать с главными профессионалами императорского театра, причем сравнения, чаще всего, были в пользу Константина Сергеевича.
Как режиссер Станиславский проявил себя позднее. С января 1891 года он начал ставить спектакли самостоятельно. Первыми работами в этом новом качестве для Константина Сергеевича стали "Уриэль Акоста", "Отелло", "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь" и другие. Знакомство с Владимиром Немировичем-Данченко состоялось в 1897 году. Последний пригласил Станиславского обсудить состояние театра в стране. В ходе этой встречи были оговорены задачи их будущего совместного театрального дела и то, как они будут претворять идеи в жизнь. Совместная работа началась летом 1898-го на подмосковной даче в Пушкино. Трупа театра на тот момент состояла из учеников Немировича-Данченко и актеров из Общества искусства и литературы Станиславского. Практически все будущие спектакли они ставили вдвоем.
Своеобразным водоразделом для режиссеров стала пьеса "На дне" Горького – каждый из них видел это произведение по-своему. И если сначала над постановкой Немирович-Данченко и Станиславский работали вместе, то с афиши спектакля свои имена позднее решили убрать. На Константина Сергеевича сильное влияние оказала экскурсия по Хитрову рынку, которую устроил Гиляровский. Из этой экскурсии Станиславский "получил" важные детали, которые он впоследствии использовал в работе над спектаклем. Но, по его собственному признанию, именно Немирович-Данченко "нашел" правильный подход к этой пьесе Горького.
В фильме "Хитровка: Знак четырех" Шахназарова появится не только Станиславский, но и Немирович-Данченко, однако центральными персонажами повествования останутся именно Константин Сергеевич (в исполнении Константина Крюкова) и Владимир Алексеевич (которого сыграл Михаил Пореченков).
Приключенческая кинокартина "Хитровка: Знак четырех" стартовала в российских кинотеатрах 18 мая 2023 года – то есть посмотреть ее можно уже сегодня.