Молодая русская девушка, праздновавшая с друзьями новогодние праздники, совершила святотатство, за что была тотчас жестко наказана.
Все участники вечеринки были шокированы происшедшим, посчитав это не меньше, чем чудом Божьим, а если точнее, то Божьим возмездием.
Это событие имело серьезный общественный резонанс в те годы. И обросло огромными слухами в наше время. На событие отреагировали все инстанции: власти, народ, наука и медицина. Каждая по – разному.
Что же было?
Новогодний праздник
Январь 1956 года. Советское время. Куйбышев (нынче, Самара). Частный дом на Чкалова, 84. Дом принадлежал Клавдии Болонкиной, проживавшей в нем с сыном Вадимом.
Собрались на новогодние праздники молодые люди. Девушки были со своими парнями. Одинокой оказалась только одна – Зоя Карнаухова, работница трубного завода. Должен был прийти ее парень, Николай, но не пришел. Она досадовала, тревожилась, и злилась на него. Состояние ее сердца никак нельзя было назвать смиренным, но раздраженным, злым. Может быть даже чересчур - болезненно злым.
Святотатство.
Зоя была девушкой советского, атеистического, воспитания. От злости и досады, она подошла к иконе святителя Николая, сняла ее со стены, и громко сказала:
«Раз нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!».
Ее подруги, тоже советские девушки, но видимо, более чуткие к духовной жизни, ужаснусь от такого поступка Зои.
«Нельзя ведь, грех!».
Зоя не испугалась и нагло ответила им:
«Если есть Бог, пусть он меня накажет!».
Девушка прижала икону к груди и с бесовским озорством закружилась в пляске.
Жесткое наказание.
За окном сверкнула молния. Девушка намертво застыла. Выражение ее лица было чудовищным. Увидевшие все это молодые люди в страхе разбежались.
Вызванные службы.
Видимо, у кого-то из присутствующих хватило разума не только испугаться, но позвонить и вызвать соответствующие службы: милицию и скорую помощь.
Все попытки сдвинуть девушку с места не увенчались успехом. Нельзя было вырвать из ее объятий и икону святителя Николая.
При этом врачи констатировали у Зои пульс. Прикладывание стекла к губам Зои приводило к его запотеванию. Жива. Но обездвижена.Врачи пытались ввести ей под кожу лекарства, но иглы шприцев ломались. Кожа будто окаменела.
Ночами из уст Зои доносился крик: «Земля горит! В грехах погибаем!».
Крик пугал мать Зои, которая была вызвана сюда, а, также, конную милицию, дежурившую у дома.
Милиционеры, врачи, священники (тоже были приглашены) пытались вырвать из объятий Зои икону, но безуспешно.
Освобожденная икона.
Сделать это удалось только 7 января 1956 года в праздник Рождества Христова. Совершить это смог только один священник – отец Дмитрий (в дальнейшим ставший архимандритом Серафимом Тяпочкиным). Он отслужил водосвятный молебен возле замершей , забрал икону из объятий окаменевшей Зои и поместил икону на место.
Пророческие слова священника.
Далее, отец Дмитрий сказал пророческие слова: «Теперь надо ждать Великого дня» (имея ввиду – Пасху, Светлое Христово Воскресение. В 1956 году Пасха была 6 мая, то есть через 4 месяца.
Кормилец
Окаменевшую Зою, как статую, смогли оторвать от пола и перенести, положить на кровать. К ней подступали с вопросами. Самый главный: как она живет без еды и воды столько времени.
На что та ответила, что ее «кормили голуби». Голуби, в христианском понимании, есть символ Духа Святаго.
Явление святителя Николая.
Много людей привлекло это событие. Очевидцы его говорили, что к Зое приходил какой-то благообразный старичок трижды. Верующие посчитали, что это был сам святитель Николай Чудотворец.
Пасха.
Он была 6 мая 1956 года. Зоя Карнаухова вышла из своего «окаменелого» состояния, но прожила потом на этом свете всего 3 дня и к среде Светлой Седмицы скончалась.
4 реакции на это событие.
Народ.
Люди обычные отнеслись к этому событию, как к какому-то мистическому, непонятному явлению. Много людей приходило тогда к дому 84, но милиция не пускала никого. Потом, много лет (и до сих пор) сюда привозили гиды на экскурсии группы туристов и рассказывали об этом непонятном событии.
В народе это событие получило название: «Зоино стояние».
Церковь и верующие.
Священники и люди верующие отнеслись к этому событию, как в возмездию Божьему за святотатство. Хотя и говорили, что Зоя была прощена. Видимо, раскаялась. И уже раскаявшейся ушла в Небесные обители.
Церковь признает «зоино стояние», служила молебны святителю Николаю у дома Клавдии Болонкиной, в котором произошло событие. Сама икона святителя, участвовавшая в событиях, находится в храме Иоанна воина.
Власти.
То было время советское, атеистическое. Мистический случай никак не вписывался в интерпретацию материалистической идеологии марксизма – ленинизма.
Непорядок? Если что-то не вписывается в картину мира, надо это что-то удалить, чтоб не мешала картине? Логика была такой.
На 13-ой областной конференции КПСС от 20 января 1956 года 1-й секретарь обкома КПСС Михаил Ефремов официально заявил, что люди распространяют лживые слухи. Ничего не было. Милиция никого не пускала на место происшествия.
В газете «Волжская коммуна» был напечатан фельетон, высмеивающий народные суеверия. Были применены и другие идеологические приемы, чтобы «доказать»: случая не было. Все нормально. Даже удалили все сведения о Зое Карнауховой. Да, и человека такого не было. Все ложь. Правдой является только то, что заявляет КПСС. Остальное - ложь.
Нет Бога, нет случая, нет Зои Карнауховой, а народ глуп и суеверен, если верит во все это. Вот был подход властей. Знакомо?
Были предприняты и административно – идеологические меры: раз народ суеверен, значит слабо просвещен в марксизме – ленинизме. Просветить срочно и прочно. Что было сделано.
Наука.
Врачи- психиатры описали явление, в котором находилась Зоя Карнаухова (которой, по версии властей, вообще не существовало, но для науки, видимо, нашлась) – как кататонический ступор.
Приписали девушке, также, одну из форм шизофрении (очень удобная болезнь в психиатрии (Блейлер, Крепелин, Ганнушкин постарались в описании), со слабо прописанной симптоматикой, когда надо кого-то сделать неадекватом, то приписывают ему это заболевание).
Реакция Андрея Кураева.
Она была уже намного позже, когда это событие обросло слухами и легендами.
Кураев сказал так:
«Мы с вами знаем, что есть такой закон психологии – чем дальше во времени от самого события, тем больше подробностей теряется. Сегодня в Самаре это пересказывается уже чуть ли не как художественный фильм, при этом сами рассказчики верят в то, что рассказывают. Я был в Самаре в нулевые годы, но мне не удалось обнаружить каких-то документальных свидетельств этого события».
Реакция КГБ.
Они заинтересовались священником, отцом Серафимом (Дмитрием Тяпочкиным), проводили с ним беседу, чтобы не распространял «заведомо ложную информацию».
Немало количество лет отец Серафим провел в лагерях. Это сделало его менее словоохотливым. Он не любил высказываться по этому происшествию января 1956 года.
Послесловие.
Об этом событии, специально, в те годы не было сохранено никаких данных. Такого не может быть, почудилось – такова была официальная версия властей и партии. Поэтому, событие сильно обросло народными слухами. Многие участники события уже покинули этот свет.
В 2014 году в результате пожара был разрушен дом Клавдии Болонкиной на ул. Чкалова, 84. Тот, в котором столько лет служился молебен святителю Николаю.
На этом месте самарской епархией воздвигнут памятник святителю Николаю. В левой руке святитель держит Евангелие, правой благословляет.
На каменном подножии выбита надпись:
«Явление Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца на месте чудесного события стояния Зои в январе 1956 года». Ежегодно у этого памятника совершаются молебны, по установившейся традиции – 22 мая. Это день памяти святителя Николая, день перенесения его мощей.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.