Найти в Дзене
Ёлка Тренд

Брюс Уиллис против Северуса Снегга: как снимали фильм Крепкий орешек

Первая часть фильма «Крепкий орешек» столь же традиционна на новогодних праздниках, как салат оливье, «Ирония судьбы» по телевизору и шампанское. Кто бы мог подумать, что фильм мог получиться совсем другим, а Брюс Уиллис стал бы звездой гораздо позже. Рассказываем, как снимали фильм «Крепкий орешек».

Все началось задолго до съемок. Голливуд проигрывал телевидению с начала 60-х годов. Нужно было снимать что-то грандиозное, не вписывающееся в стыдливые рамки ТВ-цензуры. Одной из первых таких картин стал фильм «Детектив», в котором блистал Фрэнк Синатра, расследующий убийство и противостоящий полицейской коррупции. На тот момент это был безусловный хит, нуждающийся в сиквеле.

За основу продолжения приключений сыщика в исполнении Синатры была взята история из романа Томаса Скортии и Фрэнка Робинсона «Стеклянный ад», в котором речь шла о грандиозном и кошмарном пожаре в небоскребе. Сценаристов вдохновила эта история, и они решили, что в сиквеле «Детектива» главный герой будет противостоять захватившим небоскреб террористам. Но к моменту, когда был написан роман «Ничто не вечно», который процентов на 70 был тем самым «Крепким орешком», Синатра уже расхотел сниматься в продолжении. В романе, кстати герой тоже вынужден был спасать от террористов небоскреб и часть времени отбиваться от них босиком, поскольку в книге он снял ботинки, чтобы помыть ноги для снятия усталости после длительного перелета.

Сменить Синатру вызвался Клинт Иствуд и даже оформил права на картину, но из этого так ничего и не вышло. После к проекту подключился продюсер Джоэл Сильвер. После его вмешательства герой помолодел и являлся в небоскреб уже не для того, чтобы спасти взрослую дочь, а для спасения жены. Сильвер, который накануне спродюсировал «Коммандо» попытался сосватать сценарий Арнольду Шварценеггеру, чтобы превратить его в сиквел «Коммандо», однако Шварценеггер предпочел сыграть в «Бегущем человеке».

Неудачными были попытки привлечь в картину и других крутых звезд того периода. От участия в «Орешке» последовательно отказались Ричард Гир, Сильвестр Сталлоне, Харрисон Форд, Дон Джонсон. И слава богу, поскольку тогда в определенной степени отчаяния продюсеры решили обратиться к актерам третьего эшелона, среди которых был малоизвестный Брюс Уиллис, скорее комедийный актер из сериала «Детективное агентство «Лунный свет», да комедии «Свидание вслепую» с Ким Бесингер. Режиссером картины стал постановщик «Хищника» Джон МакТирнан, который перекроил сценарий, убрав и него всю мрачность и добавив главному герою несуразности и нелепости. МакТирнан отказался и от террористов, заменив их куда более понятными грабителями.

Новый герой стал вполне заурядным, уязвимым, с едким юмором, переживающим из-за разрыва с женой, словом, вполне человечным и понятным, чем герои боевиков со стальной челюстью и мощными мускулами. Уиллис изобразил человека из народа максимально правдиво, до самого финала сохранив толику комичной нелепости.

-2

В качестве антагониста для Уиллиса выбрали британского театрального актера Алана Рикмана (будущего профессора Северуса Снегга из цикла о Гарри Поттере), который вообще не появлялся на больших экранах до того. Рикман был немного выше Уиллиса, старше и аристократичнее, поэтому его воплощение роли главаря банды попало в яблочко. Как и положено злодею, он был коварен и безжалостен, но его умением планировать можно только восхищаться.

Роль Карла, главного подручного Грубера, получил советский танцор балета Александр Годунов – бывший солист Большого театра, который в 1979 году получил политическое убежище во время гастролей в США. В 1985-м он оставил балет и начал пробовать себя в кино. Карл стал его третьей существенной голливудской ролью, и для нее ему пригодились и его статная фигура, и белокурые волосы, и танцевальная подготовка, которая превратилась в экранное боевое искусство.

-3

Жену детектива МакКлейна Холли Дженнаро сыграла актриса Бонни Беделиа, в девичестве носившая фамилию… Калкин. Да-да, знаменитый герой рождественской комедии «Один дома» Маколей Калкин — ее племянник. Актрису взяли на эту роль после протекции Брюса Уиллиса, которому нравилась ее игра.

В фильме вообще было много сюжетных линий второстепенных персонажей. Причина оказалась тривиальна: Уиллис был очень занят днем на съемках «Детективного агентства» и мог сниматься только по ночам. Поэтому его немного «разгрузили», усилив линии второстепенных персонажей, отчего фильм только выиграл.

В сцене гибели Грубера Алана Рикмана очень напугали. Он должен был падать с шестиметровой высоты на страховочную воздушную подушку, однако столкнули его не по команде «раз, два, три…», а гораздо раньше, и потому ужас Рикмана в кадре был абсолютно искренним. Рикмана сбрасывали еще несколько раз, но в фильм попало именно первое падение.

По сценарию, Брюс Уиллис бегал по небоскребу босиком, но из-за опасности порезаться, ему сделали особую «голую» обувь, которая создавала впечатление обнаженных ног, так что вся кровь на его ногах была бутафорией. А иногда бутафорскими были даже сами ноги. Их было проще подменить, чем убедительно загримировать под порезы.

Самой опасной была кульминационная сцена с взрывом вертолета, поскольку незадолго до того на съемках «Сумеречной зоны» из-за аварии вертолета погибли актер Вик Морроу и двое маленьких детей. Поэтому вертолетная сцена «Орешка» готовилась месяцами. Сцену снимали 9 съемочных групп, поскольку повторить ее не было возможности. Конечно, взрыв крыши небоскреба и врезающегося в него вертолета был снят на миниатюрных моделях, так как хоть студия Fox и предоставила для съемок строящийся небоскреб, взрывать его режиссеру не разрешили бы никогда.

-4

Несмотря на то, что действие картины разыгрывается под Рождество, в прокате фильм оказался 15 июля, что слегка снизило кассовые сборы, но они и без того оказались колоссальными. При бюджете в 28 млн долларов фильм собрал 141 миллион. Отзывы были хороши настолько, что в производство пошли еще несколько сиквелов, а первый «Крепкий орешек» был номинирован на «Оскар» в 4 категориях: лучший монтаж, лучшие визуальные эффекты, лучший звук, лучший монтаж звука. После премьеры Брюс Уиллис моментально стал звездой, заставив кусать локти актеров, которые с отвращением отказались сниматься в картине.

А вам нравится фильм «Крепкий орешек»? Подпишитесь на наш Дзен, и мы расскажем вам и о других новогодних и рождественских картинах. Например, здесь мы рассказали, как снимали мультфильм «Падал прошлогодний снег».