В начале 2015-го года в одном из судов Нью-Йорка перед присяжными заседателями предстали крайне необычные подсудимые. Среди них был пожилой раввин – руководитель иудейского религиозного суда, раввин, возглавлявший иудейскую духовную школу, а также их жены и ряд более молодых родственников.
Обычно подобные граждане Америки представляют из себя очень респектабельную публику, законопослушную, и, кстати, богатую. Как же они оказались в такой ситуации? И в чем их обвиняли?
В связи с этим нужно рассказать небольшую предысторию. Дело в том, что развод вполне допустим в иудаизме. Инициировать эту процедуру может каждая сторона. Но окончательно этот факт признается состоявшимся, если муж передает своей бывшей официальный документ. Без этого документа невозможно заключение повторного брака. А все дети, которые появились у женщины в этом случае будут считаться незаконнорожденными (мамзерами) – по иудейским понятиям, это очень нехорошо.
Уже в древности получение документа являлось немалой проблемой. Есть много причин, по которым мужья воздерживаются от выдачи разводного листа: из желания сохранить брак, из боязни «потерять лицо» перед своей общиной, просто из вредности. А сейчас многие таким путем вымогают у женщин деньги. О том, что среди религиозных евреев распространена практика, когда мужчина всю жизнь учит Тору, а его обеспечивает жена, мы уже говорили.
Так или иначе, апологеты иудаизма написали много книг на этот счет. И большинство из них допускает применение в этом случае принуждения. Раввин, руководитель религиозного суда, может устроить недобросовестному мужичку бойкот. Ему ничего конкретно не будет, но против него ополчится вся община, ведь отказ в разводе является очень большим проступком для верующих евреев. Поэтому некоторые мудрые книжники полагали, что в этом случае допустима даже порка. В общем, юридических тонкостей с этим связано много.
После Второй мировой Нью-Йорк стал мировым центром ортодоксальных евреев. В основном, сюда приезжали те, кто по религиозным причинам не признавал право на существование Израиля – представляете, какая здесь собралась публика. Это очень и очень консервативные люди, для которых религия – это все.
Поэтому проблема, так сказать, назрела. И один бруклинский раввин по имени Мендель Эпштейн нашел возможность это решить. Крепкие мужички в масках ловили мужей, отказывающихся дать женам развод, прямо на улице. Либо же, заманивали их в тихое место под тем или иным предлогом – одному, например, предложили работу переписчика Торы.
С помощью спецсредств, главным из которых был электрический хлыст для быков, они приводили своих подопечных в чувство. И не было таких упрямцев, кто бы отказывался от предложения подписать документ о разводе. Весь арсенал их методов привести запрещено в связи с правилами этой площадки. Но он был богат, очень богат – русские братки из 1990-х раввинам из Нью-Йорка могли позавидовать.
Банда «Электрохлыст», так ее окрестили американские журналисты, оказывала «юридическую помощь» еврейским женщинам на протяжении около тридцати лет. С середины 1980-х и до 2013-го года она совершала одну-две акции в год, добиваясь развода для отчаявшихся евреек.
Мендель Эпштейн был осторожен: он не оставлял на телах следов и хорошо использовал психологический фактор. Дело в том, что мужчине пришлось бы объяснять полиции не только традиции иудаизма, но и резоны, по которым он не дает развода жене. А по социальным причинам, для многих это было недопустимо.
Поэтому около двух десятилетий, несмотря на слухи, которые распространялись в еврейской общине; несмотря на митинг, который состоялся у дома раввина с лозунгами его остановить; несмотря на обращение мужей в полицию, банда «Электрохлыст» оставалась на свободе. И хорошо показала несовершенство американской правоохранительной системы.
Но когда Эпштейн постарел, он перестал самостоятельно участвовать в акциях и занимался только организаторской деятельностью. А потому раввин, передавший дела молодым членам своей семьи, не уследил за тем, что старательные юниоры начали переходить определенные рамки. Они стали требовать от мужчин дополнительные деньги, помимо тех, что уже получили от их жен, и начали действовать более жестко. И теперь каждый, кто прошел через них, мог доказать этот факт, предъявив отметины на своем теле. В общем, в 2013-м году за раввинов взялось ФБР и с помощью «подсадной утки» их скоро поймали.
Это был очень тяжелый процесс. Многие евреи-ортодоксы были недовольны только тем фактом, что на скамью подсудимых попали раввины. Многие из них, исходя из традиционного иудейского отношения к этому вопросу, считали их героями, которые спасали несчастных женщин.
Может, именно поэтому члены банды по принуждению получили достаточно малые сроки, что нехарактерно для американского правосудия. Старшему ребе дали всего десять лет, его заместителю – 8, а остальным и того меньше. Кстати, на заседании Эпштейн потрясал Талмудом и говорил, что если уж человек действительно разделяет традиции иудаизма, то он заведомо согласен, что в этом случае к нему может быть применена физическая сила.