Найти тему
Сергей Миронов

Дети в Сети, или где найти беспризорников нашего времени

Оглавление

Что вы представляете при словах «беспризорность» и «безнадзорность»? Бездомных несовершеннолетних времён НЭПа, ставших, по словам Антона Макаренко, частью цены, уплаченной за революцию? Сирот послевоенных времён, получавших говорящие фамилии вроде Непомнящий или Неизвестный? Или грязных и голодных детишек, ходивших по квартирам с протянутыми ладошками в 90-е?

Кажется, все эти явления канули в Лету. «Ура! – рапортует Минпросвещения. – Беспризорность побеждена!» Пришло ли время праздновать на самом деле? Что считать беспризорностью и безнадзорностью в наши дни? И почему, если предоставленных самих себе детей не видно на улицах, пора бить тревогу?

«Я начал жизнь в трущобах городских…»

Русская версия хита из «Генералов песчаных карьеров», судя по улицам, подземным переходам и вокзалам, действительно утратила актуальность и поют её разве только в караоке.

Казалось бы, вполне естественно должны прозвучать на этом фоне слова директора Департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения.

Вполне убедительно, если учитывать, что тех самых беспризорников давно нигде не видно. Но почему после прочтения этой цитаты у вдумчивого человека остаётся чувство смутного беспокойства?

Цифры врут?

Для начала разберёмся в терминах.

-2

Разница между этим категориями существенная, однако отдельной статистики по беспризорным и безнадзорным детям в нашей стране не существует.

Соответствующий учёт, кстати, ведут Минздрав, и Минтруд, и МВД. Однако в открытом доступе размещены только данные полиции.

«Тинькофф Журнал» на основании данных МВД РФ
«Тинькофф Журнал» на основании данных МВД РФ

Сомнений нет: число беспризорных и безнадзорных год от года снижается. Но кто попадает в эту статистику? МВД располагает несколькими видами данных: учитываются те, кого задержали по подозрению в совершении правонарушения, те, кого поймали на улице, и те, чьи родители заявили о пропаже несовершеннолетнего. Хотя, если верить отряду «Лиза Алерт», из неблагополучных семей такие заявления поступают крайне редко.

Как говорится, не пойман – не вор! А если без шуток, большой вопрос, можно ли при подсчёте реального количества беспризорников ориентироваться на эти показатели – шанс попасть в статистику при умелых действиях ребёнка оказывается не таким уж большим, а умельцев тут хватает.

Есть ещё любопытные данные. Согласно сведениям «Тинькофф Журнал», например, в 31 регионе за последние три года количество беспризорников не уменьшалось, а росло.

Если же взять количество беспризорных и безнадзорных детей за прошлые годы и некоторые экономические показатели, видна ещё одна тенденция.

-4

Выходит, количество беспризорников напрямую зависит от уровня жизни в субъекте Федерации: чем он выше, тем меньше детей, нуждающихся во внимании и поддержке родителей. И наоборот.

И ещё в группе риска неполные семьи, число которых тоже неуклонно растёт.

«Тинькофф Журнал» на основании данных Всероссийской переписи населения 2020 года
«Тинькофф Журнал» на основании данных Всероссийской переписи населения 2020 года

«Глобальный» переезд

А теперь, когда все данные перед нами, настало время делать выводы.

Раньше предоставленные сами себе дети болтались по городу и искали приключений там. А родители волновались, если ребёнок редко появлялся дома – не связался ли с плохой компанией? Мало ли что натворит.

А сейчас чиновники из разных ведомств ищут детей на улицах – и не находят. А родители (часто не равнодушные и не пьющие, а просто погруженные в трясину материальных проблем) вроде и радуются: дети постоянно дома. Ну, сидит в телефоне и от компьютера не отрывается – что с него взять, все они сейчас такие.

И мало кто задумывается, что понятие безнадзорности, как и дети, тоже изменилось – и переехало в Интернет! Туда же, где скрылись от всяких статистик и подсчётов большинство подлинных безнадзорных, всё так же предоставленных самих себе. Внешне кажется, что ребёнок дома в полной безопасности, а на самом деле родители знать не знают, что происходит по ту сторону экрана.

Стоит ли говорить, что эти изменения явно не относятся к числу заслуг Минпросвещения, МВД, Минтруда или любых других ведомств.

Атака на святое

Не буду перечислять все опасности, которые таит в себе Всемирная паутина. Но даже из новостной повестки понятно, насколько её негативное влияние на детей возросло во времена открытой пропаганды бандеровской идеологии.

В социальных сетях и мессенджерах, с помощью всевозможных ресурсов и даже безобидных, на первый взгляд, игр их часто знакомят с антироссийским контентом, осуществляют массированное информационно-психологическое воздействие и в конечном итоге нередко вовлекают в совершение преступлений.

Вот так незамысловато: играл в Мышек и Барашков – получил задание наклеить на виртуальные остановки QR-коды, ведущие на статью о трагедии в Буче с проукраинской позицией. Пообщался в мессенджере – бросил коктейль Молотова в военкомат в Череповце за вознаграждение в 5000$. Искал подработку – поджёг релейные шкафы на железнодорожном перегоне в Калужской области…

«Как спроектировать квадрокоптер»

Думаю, после этих примеров никто не станет спорить с тем, что решение проблемы цифровой безнадзорности – дело государственной важности.

Что делать? На всех уровнях по-разному.

Если речь о родителях – следовать «банальным» советам психологов и больше общаться с детьми, чтобы знать, что происходит в их жизни.

А со стороны государства необходимы два направления работы.

Во-первых, признать: раз школьников XXI века нельзя полностью вывести из цифровой реальности, остаётся только создавать для них интересный и качественный контент, ресурсы, содержащие только те нормы и ценности, которые мы хотели бы им передать. Как известно, свято место пусто не бывает: если мы не заполним его действительно важными понятиями, найдутся сомнительные блогеры или другие онлайн-персонажи, далёкие от наших с вами культурных традиций, которые просто заморочат детям голову.

-6

И конечно, подобные ресурсы не должны быть скучными! Вполне возможно было бы реализовать на них идею «образование через развлечение», предложить самим школьникам создавать часть контента.

Во-вторых, следовало бы почаще напоминать детям о том, что живём мы всё же не в виртуальном мире и предлагать действенные (и бесплатные!) способы прочувствовать это.

Лучший путь для этого – увеличение финансирования внеклассного образования и создание кружков, секций, курсов на безвозмездной основе.

Тем, кто уверен в том, что молодёжи это «не зайдёт», спешу возразить: словосочетание «кружок авиамоделирования» для современных детей, возможно, звучит скучно, а вот если будет речь будет идти о моделировании беспилотников или о том, как спроектировать собственный квадрокоптер, что-то подсказывает, что найдётся множество желающих посещать занятия. Мало того, что дети будут заняты делом, так в перспективе ещё и будущие кадры для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ появятся!

Кстати, о подготовке кадров. И волонтёры, и непосредственные участники СВО сегодня говорят о том, что защитникам Отечества пригождаются начальная подготовка, базовые навыки стрельбы, ориентирования, связи, знание цифровых технологий. Этому опять же не учатся с телефоном и планшетом в руках – вот и ещё одно перспективное направление для организации работы с молодёжью. С нашей точки зрения, необходима масштабная программа возрождения ДОСААФ, увеличение его финансирования и полномочий.

В общем, я уверен, что сейчас самое время перестать следовать порочной практике «пожарной команды»: если всё так же обращать внимание на перезревшие проблемы и только устранять последствия ЧП, не думая о профилактике, лучше не станет, а победа над безнадзорностью так и останется мнимой.

✅ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

1️⃣ Гаагский фарс: что на самом деле стоит за угрозой ареста Владимира Путина

2️⃣ “Это просто командировка, мама”. История химика, который стал снайпером и назвал винтовку “Дашей”

3️⃣ Город-феникс: как Мариуполь стал символом освобождения от нацизма