Что вы представляете при словах «беспризорность» и «безнадзорность»? Бездомных несовершеннолетних времён НЭПа, ставших, по словам Антона Макаренко, частью цены, уплаченной за революцию? Сирот послевоенных времён, получавших говорящие фамилии вроде Непомнящий или Неизвестный? Или грязных и голодных детишек, ходивших по квартирам с протянутыми ладошками в 90-е?
Кажется, все эти явления канули в Лету. «Ура! – рапортует Минпросвещения. – Беспризорность побеждена!» Пришло ли время праздновать на самом деле? Что считать беспризорностью и безнадзорностью в наши дни? И почему, если предоставленных самих себе детей не видно на улицах, пора бить тревогу?
«Я начал жизнь в трущобах городских…»
Русская версия хита из «Генералов песчаных карьеров», судя по улицам, подземным переходам и вокзалам, действительно утратила актуальность и поют её разве только в караоке.
Казалось бы, вполне естественно должны прозвучать на этом фоне слова директора Департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения.
Вполне убедительно, если учитывать, что тех самых беспризорников давно нигде не видно. Но почему после прочтения этой цитаты у вдумчивого человека остаётся чувство смутного беспокойства?
Цифры врут?
Для начала разберёмся в терминах.
Разница между этим категориями существенная, однако отдельной статистики по беспризорным и безнадзорным детям в нашей стране не существует.
Соответствующий учёт, кстати, ведут Минздрав, и Минтруд, и МВД. Однако в открытом доступе размещены только данные полиции.
Сомнений нет: число беспризорных и безнадзорных год от года снижается. Но кто попадает в эту статистику? МВД располагает несколькими видами данных: учитываются те, кого задержали по подозрению в совершении правонарушения, те, кого поймали на улице, и те, чьи родители заявили о пропаже несовершеннолетнего. Хотя, если верить отряду «Лиза Алерт», из неблагополучных семей такие заявления поступают крайне редко.
Как говорится, не пойман – не вор! А если без шуток, большой вопрос, можно ли при подсчёте реального количества беспризорников ориентироваться на эти показатели – шанс попасть в статистику при умелых действиях ребёнка оказывается не таким уж большим, а умельцев тут хватает.
Есть ещё любопытные данные. Согласно сведениям «Тинькофф Журнал», например, в 31 регионе за последние три года количество беспризорников не уменьшалось, а росло.
Если же взять количество беспризорных и безнадзорных детей за прошлые годы и некоторые экономические показатели, видна ещё одна тенденция.
Выходит, количество беспризорников напрямую зависит от уровня жизни в субъекте Федерации: чем он выше, тем меньше детей, нуждающихся во внимании и поддержке родителей. И наоборот.
И ещё в группе риска неполные семьи, число которых тоже неуклонно растёт.
«Глобальный» переезд
А теперь, когда все данные перед нами, настало время делать выводы.
Раньше предоставленные сами себе дети болтались по городу и искали приключений там. А родители волновались, если ребёнок редко появлялся дома – не связался ли с плохой компанией? Мало ли что натворит.
А сейчас чиновники из разных ведомств ищут детей на улицах – и не находят. А родители (часто не равнодушные и не пьющие, а просто погруженные в трясину материальных проблем) вроде и радуются: дети постоянно дома. Ну, сидит в телефоне и от компьютера не отрывается – что с него взять, все они сейчас такие.
И мало кто задумывается, что понятие безнадзорности, как и дети, тоже изменилось – и переехало в Интернет! Туда же, где скрылись от всяких статистик и подсчётов большинство подлинных безнадзорных, всё так же предоставленных самих себе. Внешне кажется, что ребёнок дома в полной безопасности, а на самом деле родители знать не знают, что происходит по ту сторону экрана.
Стоит ли говорить, что эти изменения явно не относятся к числу заслуг Минпросвещения, МВД, Минтруда или любых других ведомств.
Атака на святое
Не буду перечислять все опасности, которые таит в себе Всемирная паутина. Но даже из новостной повестки понятно, насколько её негативное влияние на детей возросло во времена открытой пропаганды бандеровской идеологии.
В социальных сетях и мессенджерах, с помощью всевозможных ресурсов и даже безобидных, на первый взгляд, игр их часто знакомят с антироссийским контентом, осуществляют массированное информационно-психологическое воздействие и в конечном итоге нередко вовлекают в совершение преступлений.
Вот так незамысловато: играл в Мышек и Барашков – получил задание наклеить на виртуальные остановки QR-коды, ведущие на статью о трагедии в Буче с проукраинской позицией. Пообщался в мессенджере – бросил коктейль Молотова в военкомат в Череповце за вознаграждение в 5000$. Искал подработку – поджёг релейные шкафы на железнодорожном перегоне в Калужской области…
«Как спроектировать квадрокоптер»
Думаю, после этих примеров никто не станет спорить с тем, что решение проблемы цифровой безнадзорности – дело государственной важности.
Что делать? На всех уровнях по-разному.
Если речь о родителях – следовать «банальным» советам психологов и больше общаться с детьми, чтобы знать, что происходит в их жизни.
А со стороны государства необходимы два направления работы.
Во-первых, признать: раз школьников XXI века нельзя полностью вывести из цифровой реальности, остаётся только создавать для них интересный и качественный контент, ресурсы, содержащие только те нормы и ценности, которые мы хотели бы им передать. Как известно, свято место пусто не бывает: если мы не заполним его действительно важными понятиями, найдутся сомнительные блогеры или другие онлайн-персонажи, далёкие от наших с вами культурных традиций, которые просто заморочат детям голову.
И конечно, подобные ресурсы не должны быть скучными! Вполне возможно было бы реализовать на них идею «образование через развлечение», предложить самим школьникам создавать часть контента.
Во-вторых, следовало бы почаще напоминать детям о том, что живём мы всё же не в виртуальном мире и предлагать действенные (и бесплатные!) способы прочувствовать это.
Лучший путь для этого – увеличение финансирования внеклассного образования и создание кружков, секций, курсов на безвозмездной основе.
Тем, кто уверен в том, что молодёжи это «не зайдёт», спешу возразить: словосочетание «кружок авиамоделирования» для современных детей, возможно, звучит скучно, а вот если будет речь будет идти о моделировании беспилотников или о том, как спроектировать собственный квадрокоптер, что-то подсказывает, что найдётся множество желающих посещать занятия. Мало того, что дети будут заняты делом, так в перспективе ещё и будущие кадры для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ появятся!
Кстати, о подготовке кадров. И волонтёры, и непосредственные участники СВО сегодня говорят о том, что защитникам Отечества пригождаются начальная подготовка, базовые навыки стрельбы, ориентирования, связи, знание цифровых технологий. Этому опять же не учатся с телефоном и планшетом в руках – вот и ещё одно перспективное направление для организации работы с молодёжью. С нашей точки зрения, необходима масштабная программа возрождения ДОСААФ, увеличение его финансирования и полномочий.
В общем, я уверен, что сейчас самое время перестать следовать порочной практике «пожарной команды»: если всё так же обращать внимание на перезревшие проблемы и только устранять последствия ЧП, не думая о профилактике, лучше не станет, а победа над безнадзорностью так и останется мнимой.
✅ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
1️⃣ Гаагский фарс: что на самом деле стоит за угрозой ареста Владимира Путина
2️⃣ “Это просто командировка, мама”. История химика, который стал снайпером и назвал винтовку “Дашей”
3️⃣ Город-феникс: как Мариуполь стал символом освобождения от нацизма