Найти в Дзене
Мои Бумажные Войска

Проект «Версаль». Художник Короля.

Здравствуйте друзья!

Хочу напомнить Вам, что в рамках своего проекта «Версаль» я реконструирую облик солдат Людовика XIV на период Голландской войны 1672-1678 годов. Фигуры солдат я делаю из бумаги высотой 90 мм, примерно в масштабе 1:20.

Как мы уже знаем, огромную роль в появлении военной униформы сыграл Людовик XIV де Бурбон, король Франции в 1643 – 1715 годах. Именно он, первый в истории, обязал своих полковников одеть свои полки в единообразную униформу, соответствующую установленным образцам. Должность полковника французской королевской армии была очень престижна, патент командира полка стоил очень дорого, и многие знатные и богатые французские дворяне мечтали заполучить свой личный полк. Тема офицерских патентов, воинских званий и экономики королевской армии Франции очень обширна и требует отдельной статьи. Мы же пока вернёмся к нашим бумажным воинам.

В прошлой статье я рассказал о камзолах и галстуках моих солдат. Теперь же они получили главный атрибут униформы того периода - жюстокоры. Как я уже говорил ранее, это суконные кафтаны с прилегающим по талии фасоном, с узкой линией плеч и расширением к низу, без воротника, с короткими рукавами и карманами. Нижняя отрезная часть, состоящая из клиньев, была на жесткой полотняной или волосяной прокладке; в боковых швах и шлице спинки закладывались складки.

Жюстокор из сундука капитана с корабля "Рафаил". Датирую его примерно 1680 годами. Фото из открытых источников.
Жюстокор из сундука капитана с корабля "Рафаил". Датирую его примерно 1680 годами. Фото из открытых источников.

Жюстокоры, появившись в 1660-х годах, с небольшими изменениями в покрое, просуществовали до 1800-х годов и в качестве гражданского платья для высших и средних слоёв европейского общества, и в качестве военной униформы для всех чинов европейских армий.

Мои бумажные солдатики наконец-то «встали на ноги» – получили подставки.

Солдатики на подставках из холодного фарфора. Фото автора.
Солдатики на подставках из холодного фарфора. Фото автора.

Подставки я изготовил по технологии «холодный фарфор», они лёгкие, прочные, хорошо обрабатываются. На поверхность подставок я нанёс имитацию грунта, планирую в дальнейшем сделать травяной покров.

На чулках башмаках и кюлотах нанёс базовые цвета акриловыми красками. Фото автора.
На чулках башмаках и кюлотах нанёс базовые цвета акриловыми красками. Фото автора.

До крепления на подставки мне пришлось начать покраску фигурок в тех местах, которые будут труднодоступны после этой операции.

На подставки нанёс имитацию грунта. Фото автора.
На подставки нанёс имитацию грунта. Фото автора.

Теперь, когда мои солдатики начинают обретать цвет, я расскажу о главном придворном художнике Людовика XIV – Адаме Франсе ван дер Мейлене. Без этого человека невозможно было бы реконструировать облик французской королевской армии, а главное – цвета униформы, так как ни одного образца французских военных жюстокоров периода Голландской войны не сохранилось.

Портрет Ван дер Мейлена, написанный Николя де Ларжильером. Датируется 1687 годом.
Портрет Ван дер Мейлена, написанный Николя де Ларжильером. Датируется 1687 годом.

Адам Франс ван дер Мейлен (нидерланд. Adam Frans van der Meulen; родился 11 января 1632 г., Брюссель (тогда это были Испанские Нидерланды) — умер 15 октября 1690 г., Париж (Королевство Франция) — фламандский живописец и гравёр, большую часть жизни работавший во Франции; мастер батального жанра, видный представитель стиля Людовика XIV.

Вот, что гово­рится о нем в ката­логе Наци­о­наль­ного музея Вер­саль­ского дворца:

«После сво­его обос­но­ва­ния в Париже в 1664 г. Адам-Франц ван дер Мей­лен, худож­ник фла­манд­ского про­ис­хож­де­ния, стал придворным художником Людо­вика XIV. На гобе­ле­нах, и как живо­пи­сец побед короля, он уве­ко­ве­чил собы­тия, кото­рые сопро­вож­дали воен­ную и повсе­днев­ную жизнь монарха: сра­же­ния, осады городов, пере­дви­же­ния двора, стро­и­тель­ство коро­лев­ских домов. Худож­ник отправ­ля­ется на место, рисует, делает наброски сцен, кото­рые поз­во­ляют ему в мастер­ской точно вос­про­из­ве­сти исто­рию цар­ство­ва­ния и топо­гра­фию места».

Картины ван дер Мейлена имеют огромную историческую ценность, так как художник детально изображает одежду и внешний вид Короля, придворных, и что особенно ценно лично для меня, солдат и офицеров королевской армии. Считаю его первым художником-баталистом масштабно и с размахом изобразившем зарождение и развитие первой в мире регулярной армии, облачённой в единообразную униформу. Невозможно не поверить художнику, когда он передаёт цвет сукна форменных военных жюстокоров солдат Короля. Сужу только по репродукциям, но с цветом художник работает великолепно. Ведь несмотря на то, что мы видим потрясающие работы художника-баталиста, мы также видим и потрясающие, сочные пейзажи. Трава, деревья, панорамы местности, крепости, укрепления и даже осадные траншеи заставляют погрузиться нас во времена «войн в кружевах» и барокко.

Особенность батальных сцен, созданных Мастером состоит в том, что он, ценитель и знаток лошадей, изображает в основном кавалерию, пехота присутствует на полотнах в гораздо меньшем количестве.

Наиболее известна в этом качестве картина «Переход Рейна перед деревней Лобит 16 июня 1672 г.»

Картина ван дер Мейлена "Переход Рейна 1672." Изображение из открытых источников.
Картина ван дер Мейлена "Переход Рейна 1672." Изображение из открытых источников.

Мы видим крупное подразделение кава­ле­рии в жюсто­ко­рах крас­ного, синего, оливкового и беже­вого цве­тов. Пуш­кари одеты в уни­форму олив­ко­вого цвета. Офи­цер гвардейской пехоты в синем жюсто­коре с красным подбоем, подо­шёл к королю с докла­дом. Фигура офи­цера инте­ресна тем, что на ней мы видим фор­мен­ные кюлоты того вре­мени. Они укра­шены по внеш­нему шву рядом из жел­тых (позо­ло­чен­ных?) пуго­виц и натя­нуты на чулки, а не наобо­рот, как это было при­нято позднее.

Людо­вик XIV одет в рос­кош­ный и брос­кий костюм в гераль­ди­че­ских цве­тах, кото­рый вклю­чает в себя коро­лев­ский жюсто­кор. В то же время гене­ралы, рас­по­ло­жив­ши­еся за спи­ной госу­даря, носят мун­диры корич­не­вых оттен­ков, хотя и укра­шен­ные золо­тыми галу­нами. Адам-Франц ван дер Мей­лен, часто сопро­вож­дав­ший госу­даря в воен­ных похо­дах, с точ­но­стью пока­зы­вал осо­бен­но­сти мест­но­сти, дис­ло­ка­цию и пере­дви­же­ние войск. В то же время он, несо­мненно, хорошо пони­мал глав­ную задачу подоб­ных поло­тен – про­слав­ле­ние воен­ных подви­гов короля. Поэтому худож­ник изоб­ра­зил Людо­вика XIV так, как изоб­ра­жают монар­хов на парад­ных кон­ных порт­ре­тах или мону­мен­тах. Повер­нув­шись впол­обо­рота к зри­телю, он сидит на вздыб­лен­ном коне, упи­ра­ясь в бедро левой рукой, а пра­вой – ука­зы­вая путь своим войскам. На самом же деле, в момент форсирования Рейна Король был вместе со своим братом герцогом Орлеанским в монастыре близ города Эльтерберг.

Готовясь к проекту, я изучил несколько монографий западноевропейских униформологов, посвящённых армии Людовика XIV, все они прежде всего ссылаются именно на картины ван дер Мейлена. В следующих своих статьях, буду ещё неоднократно возвращаться к картинам художника Короля, а сейчас разрешите откланяться.

До новых встреч, друзья! Всем добра!

Продолжение следует.