Здравствуйте друзья!
Хочу напомнить Вам, что в рамках своего проекта «Версаль» я реконструирую облик солдат Людовика XIV на период Голландской войны 1672-1678 годов. Фигуры солдат я делаю из бумаги высотой 90 мм, примерно в масштабе 1:20.
Как мы уже знаем, огромную роль в появлении военной униформы сыграл Людовик XIV де Бурбон, король Франции в 1643 – 1715 годах. Именно он, первый в истории, обязал своих полковников одеть свои полки в единообразную униформу, соответствующую установленным образцам. Должность полковника французской королевской армии была очень престижна, патент командира полка стоил очень дорого, и многие знатные и богатые французские дворяне мечтали заполучить свой личный полк. Тема офицерских патентов, воинских званий и экономики королевской армии Франции очень обширна и требует отдельной статьи. Мы же пока вернёмся к нашим бумажным воинам.
В прошлой статье я рассказал о камзолах и галстуках моих солдат. Теперь же они получили главный атрибут униформы того периода - жюстокоры. Как я уже говорил ранее, это суконные кафтаны с прилегающим по талии фасоном, с узкой линией плеч и расширением к низу, без воротника, с короткими рукавами и карманами. Нижняя отрезная часть, состоящая из клиньев, была на жесткой полотняной или волосяной прокладке; в боковых швах и шлице спинки закладывались складки.
Жюстокоры, появившись в 1660-х годах, с небольшими изменениями в покрое, просуществовали до 1800-х годов и в качестве гражданского платья для высших и средних слоёв европейского общества, и в качестве военной униформы для всех чинов европейских армий.
Мои бумажные солдатики наконец-то «встали на ноги» – получили подставки.
Подставки я изготовил по технологии «холодный фарфор», они лёгкие, прочные, хорошо обрабатываются. На поверхность подставок я нанёс имитацию грунта, планирую в дальнейшем сделать травяной покров.
До крепления на подставки мне пришлось начать покраску фигурок в тех местах, которые будут труднодоступны после этой операции.
Теперь, когда мои солдатики начинают обретать цвет, я расскажу о главном придворном художнике Людовика XIV – Адаме Франсе ван дер Мейлене. Без этого человека невозможно было бы реконструировать облик французской королевской армии, а главное – цвета униформы, так как ни одного образца французских военных жюстокоров периода Голландской войны не сохранилось.
Адам Франс ван дер Мейлен (нидерланд. Adam Frans van der Meulen; родился 11 января 1632 г., Брюссель (тогда это были Испанские Нидерланды) — умер 15 октября 1690 г., Париж (Королевство Франция) — фламандский живописец и гравёр, большую часть жизни работавший во Франции; мастер батального жанра, видный представитель стиля Людовика XIV.
Вот, что говорится о нем в каталоге Национального музея Версальского дворца:
«После своего обоснования в Париже в 1664 г. Адам-Франц ван дер Мейлен, художник фламандского происхождения, стал придворным художником Людовика XIV. На гобеленах, и как живописец побед короля, он увековечил события, которые сопровождали военную и повседневную жизнь монарха: сражения, осады городов, передвижения двора, строительство королевских домов. Художник отправляется на место, рисует, делает наброски сцен, которые позволяют ему в мастерской точно воспроизвести историю царствования и топографию места».
Картины ван дер Мейлена имеют огромную историческую ценность, так как художник детально изображает одежду и внешний вид Короля, придворных, и что особенно ценно лично для меня, солдат и офицеров королевской армии. Считаю его первым художником-баталистом масштабно и с размахом изобразившем зарождение и развитие первой в мире регулярной армии, облачённой в единообразную униформу. Невозможно не поверить художнику, когда он передаёт цвет сукна форменных военных жюстокоров солдат Короля. Сужу только по репродукциям, но с цветом художник работает великолепно. Ведь несмотря на то, что мы видим потрясающие работы художника-баталиста, мы также видим и потрясающие, сочные пейзажи. Трава, деревья, панорамы местности, крепости, укрепления и даже осадные траншеи заставляют погрузиться нас во времена «войн в кружевах» и барокко.
Особенность батальных сцен, созданных Мастером состоит в том, что он, ценитель и знаток лошадей, изображает в основном кавалерию, пехота присутствует на полотнах в гораздо меньшем количестве.
Наиболее известна в этом качестве картина «Переход Рейна перед деревней Лобит 16 июня 1672 г.»
Мы видим крупное подразделение кавалерии в жюстокорах красного, синего, оливкового и бежевого цветов. Пушкари одеты в униформу оливкового цвета. Офицер гвардейской пехоты в синем жюстокоре с красным подбоем, подошёл к королю с докладом. Фигура офицера интересна тем, что на ней мы видим форменные кюлоты того времени. Они украшены по внешнему шву рядом из желтых (позолоченных?) пуговиц и натянуты на чулки, а не наоборот, как это было принято позднее.
Людовик XIV одет в роскошный и броский костюм в геральдических цветах, который включает в себя королевский жюстокор. В то же время генералы, расположившиеся за спиной государя, носят мундиры коричневых оттенков, хотя и украшенные золотыми галунами. Адам-Франц ван дер Мейлен, часто сопровождавший государя в военных походах, с точностью показывал особенности местности, дислокацию и передвижение войск. В то же время он, несомненно, хорошо понимал главную задачу подобных полотен – прославление военных подвигов короля. Поэтому художник изобразил Людовика XIV так, как изображают монархов на парадных конных портретах или монументах. Повернувшись вполоборота к зрителю, он сидит на вздыбленном коне, упираясь в бедро левой рукой, а правой – указывая путь своим войскам. На самом же деле, в момент форсирования Рейна Король был вместе со своим братом герцогом Орлеанским в монастыре близ города Эльтерберг.
Готовясь к проекту, я изучил несколько монографий западноевропейских униформологов, посвящённых армии Людовика XIV, все они прежде всего ссылаются именно на картины ван дер Мейлена. В следующих своих статьях, буду ещё неоднократно возвращаться к картинам художника Короля, а сейчас разрешите откланяться.
До новых встреч, друзья! Всем добра!
Продолжение следует.