Почему «РЭПТ и психодинамический подход»? Эти два направления не просто вызывают интерес, но я выбрала их для себя, как для клиента, так и в качестве инструмента, который использую в психологическом консультировании.
Я не ставлю целью глубокое исследование РЭПТ, психодинамического подхода, их истории, теории, практики и техники, сходства и различий, однако я постараюсь раскрыть тему в достаточной степени, чтобы найти точку соприкосновения подходов, опору в их понимании, а также истории становления. Будучи противником эклектики в психологии, все же верю, что лишними знания не бывают, и понимание психических процессов с разных точек зрения может обогатить опыт специалиста.
Первое, что обычно понимают под термином «психодинамика» - это «движение, разворачивание, рост и затухание, взаимодействие и борьба сил внутри психики человека».
Психодинамический подход исходит из предположения, что в психике человека есть собственные движения и взаимодействия энергий; он берет начало от принципов и методов психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений; основой психодинамического подхода в консультировании является понимание динамики психической жизни человека, которая основана на концепции «бессознательного».
Психодинамический подход не равен психоанализу, но он, впрочем как и психотерапия вообще, из него вырос.
Согласно психодинамическому подходу, определяющим в понимании природы человека и его болезни является то, что все психологические феномены – это результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил. Цель его понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникающие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.
Проблема психоаналитического лечения в том, что это очень долго и дорого. Уже во времена Фрейда надежды на чудодейственность психоанализа начали таять: даже истерическая конверсия, фобии и обсессивные расстройства оказалось не просто вылечить, длительное время, которое требовалось для того, чтобы ушел симптом не было главной проблемой, зачастую полного выздоровления пациентов не случалось, несмотря на соблюдение правил классического метода, либо симптомы возвращались вновь. Среди сторонников Фрейда стали появляться его критики. А позднее это привело к развитию поведенческой терапии, сместившей дискурс на научность. Но тем не менее бихевиоризм психоанализ на рынке психотерапевтических услуг полностью не вытеснил. До сих пор существуют десятки психоаналитических направлений, которые, надо отметить, уступают в популярности КПТ, первым из которых стал РЭПТ Альберта Эллиса.
Но даже самые рьяные критики учения Фрейда должны признать, что психоанализ — колыбель любой психотерапии! Вылупившись из медицины, благодаря преодолению сопротивления его создателя, психоанализ приобрел субъектность. Вот как описывает начало этого пути, который можно обозначить появлением собственной техники психоанализа — метода свободных ассоциаций, Елена Ромек в своей работе:
«Общая идея психоневрозов, сформировавшаяся под влиянием Шарко, Брейера, Жане и собственного врачебного опыта Фрейда, состояла в следующем: симптомы пациентов образуются в ходе негативной компенсации и являются разрешениями неосознаваемых ими (бессознательных) противоречий в отношениях с значимыми для них людьми. Невротики «прячутся в своей болезни, как раньше имели обыкновение удаляться в монастырь, чтобы доживать там свой век». Стратегия терапии таких расстройств заключается в доведении до сознания их бессознательных предпосылок). Для этого необходимо, во-первых, вскрыть связь между симптомами и лежащими в их основе побуждениями (желаниями, мотивами), затем выявить жизненные ситуации, в которых возникают такие побуждения, обнаружить в глубине их первичную, или травматическую, ситуацию, в которой побуждение не смогло реализоваться нормальным образом в силу определенных причин - встретив запрет, противодействие и т. д., - и стало толчком к формированию обходных путей данного невроза. Далее нужно сделать патогенное противоречие предметом сознания пациента с тем, чтобы он мог разрешить его нормальным образом. Обе (взаимосвязанные) задачи предполагают преодоление сопротивления пациента анализу, представляющее собой, как показал Фрейд, проявление того же психологического процесса (вытеснения), который привел к возникновению симптома. Но как добиться этого? Прямой путь непосредственного внушения, которым пользовались магнетизеры и гипнотизеры, не подходил по указанным выше причинам. В конечном счете, он оказывался не только ненадежным, но также долгим (бесконечным) и мучительным для пациента. И вот в 90-х гг. XIX в. Фрейд нашел остроумное решение этой проблемы. Он соединил логику обходных путей, лежащую в основе образования невротических симптомов, и целенаправленное применение искусственных психологических стимулов, практиковавшееся гипнотизерами. В результате родилась техника свободных ассоциаций.В «Лекциях по введению в психоанализ» Фрейд описывает ее так: «Мы просим больного прийти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья, и сообщить нам все, что он может определить при этом по внутренним ощущениям: чувства, мысли, воспоминания в той последовательности, в которой они возникают. При этом мы настойчиво предостерегаем его не поддаваться какому-нибудь мотиву, желающему выбрать или устранить что-либо из пришедших ему в голову мыслей, хотя бы они казались слишком неприятными или слишком нескромными, чтобы их высказывать, или слишком неважными, не относящимися к делу, или бессмысленными, так что незачем о них говорить. Мы внушаем ему постоянно следить лишь за поверхностью сознания, отказаться от постоянно возникающей критики того, что он находит, и уверяем его, что успех лечения а, прежде всего его продолжительность, зависят от добросовестности, с которой он будет следовать этому основному техническому правилу анализа».
Вплоть до появления в 30-е годы в США первого непсихоаналитического направления — психодрамы Морено, история психотерапии - это история психоанализа.
Альберт Эллис никогда не скрывал, что РЭПТ кое-что позаимствовала у Альфреда Адлера, который считал, что поведение человека обязано его идеям. Концепция Адлера о важной роли чувства неполноценности в психологических расстройствах определило взгляд Эллиса на то, что эготревожность основывается на концепции самооценки, которая может быть организатором фундаментальных человеческих расстройств.
Теоретики неофрейдизма, такие, как Карен Хорни, Эрих Фромм, Гарри Салливен, следовали путем Адлера, сосредоточившись на изучении того, как социальная среда участвует в формировании личности. Они считали, что наиболее значимым для формирования личности является удовлетворение социальных потребностей — потребностей в защищенности, безопасности, в признании (принятии). Когда эти потребности не удовлетворяются, люди испытывают сильный дискомфорт и стремятся решить проблему, используя других людей, получив от них то, в чем они нуждаются. Стратегии, используемые для этого, — стремление к превосходству над другими или, напротив, чрезмерная зависимость от других — формируют личность. Салливен придавал столь большое значение межличностным отношениям, что определил личность как «паттерн интерперсонального поведения индивида».
Карен Хорни не создала своего особого метода, она лечила с помощью психоаналитических техник, но ее теории принесли много пользы и послужили толчком для развития целого ряда направлений, в том числе РЭПТ Альберта Эллиса.
Лично для меня Карен Хорни фигура в психологии особенная, на заре своего погружения в психологию и психоанализ, именно ее труды приоткрыли двери в природу человеческой психики. Я долго не могла определиться с направлением, искала, какое же из них будет соотноситься с тем представлением, которое подарила мне автор. И к моему большому удивлению не современный психоанализ, а РЭПТ Альберта Эллиса развил ее самые интересные идеи и придал им форму практического инструмента в том числе и самопомощи!
Ученица Фрейда, а также впоследствии его непримиримый критик Карен Хорни в работе «Невроз и рост личности» пишет о том, что если человеку представить возможность, он склонен развивать заложенные в нем человеческие задатки. Она писала о стремлении человека к росту в сторону самореализации. Источником такого роста она видела силу реального собственного Я. Таким образом, Карен Хорни верила в лучшее в человеке, что было не свойственно теории Фрейда, который исходит из того, что природа человека изначально негативна и нуждается в исправлении и компенсации; а также не считала психоаналитическое лечение единственной возможностью к изменениям. Она первая, кто писала о самоанализе, опубликовала несколько книг, написанных простым языком, популяризируя свои идеи и психотерапию.
Понятие образа Я является одним из важнейших открытий Карен Хорни. Она представила образ Я как состоящий из трех частей: Я-реальное, Я-идеальное и Я в глазах других и рассмотрела процесс формирования каждой из частей. Ввела концепт базальной тревоги, который приводит к опасению ребенка выражать свои чувства и мысли и к отчуждению от реального собственного «Я» что выражается в формировании идеального «Я», наделенного жесткими внутренними предписаниями, принуждениями. То есть «Идеальное Я» - это идеальный образ, навязанный ребенку его окружением, которое зачастую не относится к ребенку как к отдельной личности, а, подчиняясь собственным неврозам, требует от ребенка соответствовать его ожиданиям. Такая идеализация себя является всеобъемлющим невротическим решением и порождает невротические требования. Невротик, пишет Хорни, не может не прийти к заключению: что-то не в порядке с миром вокруг меня, мир должен измениться! Невротик считает, что имеет право на особое внимание, почтение. Все, что он делает, обязано не иметь вредных последствий. Желание и потребности превращаются в требования, а их неисполнение ощущается как несправедливая фрустрация.
«Иррациональные или невротические требования ... представляют собой невротические потребности, невольно превращенные в требования».
Также она пишет, что каждая невротическая потребность способна превратиться в требование. Их всеобъемлющая функция - увековечить иллюзию невротика о себе, а также переложить ответственность на внешние факторы. Все это происходит за счет тирании «Надо». Так же как у Эллиса, эти долженствования иррациональны: они не проходят проверку реальности и выполнимости, могут быть фантастичными, полностью пренебрегать условиями, при которых они могли бы быть выполнимы.
Также я вижу сходство с РЭПТ в том, что как Эллис считает, что дисфункциональные эмоции возникают в ответ на иррациональные убеждения, в которых содержится требование, так и Хорни пишет о том, что если мы испытываем чрезмерную эмоциональную реакцию, в наших интересах исследовать ее.
Чего нет в теории Хорни, что есть у Альберта Эллиса?
Некоторые из идей Хорни действительно угадываются в РЭПТ. И известно, что Альберт Эллис прошел тренинг в психоаналитической школе Карен Хорни. Мысль К. Хорни о том, что при неврозах имеет место так называемая тирания долга, обязанности (tyranny of the shoulds), оказала заметное влияние на концептуальное оформление РЭПТ. Но Эллис пошел дальше, указав на догматическую и абсолютистскую природу этих долженствований — «Я должен, я обязан; вы/они обязаны» и т. п. Более того, именно Эллис подчеркнул необходимость и возможность изменения этих мыслей в терапевтических целях.
Сегодня концепция образа Я Хорни лежит в основе большинства гуманистических направлений психотерапии, которые направлены в первую очередь не на разбор детских воспоминаний, а на принятие человеком самого себя. Ведь именно принятие себя таким какой ты есть и позволяет человеку измениться. РЭПТ как гуманистическая психотерапия не исключение, принятие себя одна из главных целей РЭПТ, а безусловное принятие человеческой личности и отказ от ее оценивания — один из принципов гуманистической терапии, на которых основывается РЭПТ Альберта Эллиса.
РЭПТ Альберт Эллис, как он сам пишет в книге «Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии», начал разрабатывать в 1955 году, поработав на поприще психологии более 10 лет, и консультируя друзей по поводу сексуальных и межличностных проблем. Эллис, обнаружил, что может успешно помогать людям решать их проблемы за достаточно короткий период. Тем не менее единственной возможностью консультировать было пройти дальнейшее обучение клинической психологии , Эллис решил освоить психоанализ, считая его самой глубокой и эффективной из существующих тогда форм терапии. Поначалу Эллису даже нравилось работать психоаналитиком, но со временем он все больше разочаровывался в подходе: он оказался не таким эффективным, как ожидалось. Эллис стал экспериментировать с другими существующими на тот момент направлениями, и даже преуспел в них, однако эффективность по-прежнему оставляла желать лучшего. Он обратился к философии, наибольшее влияние на его мысли оказали труды греческих и римских стоиков, подчеркивающих философские причины психологических нарушений. Похожих взглядов придерживались и некоторые древневосточные философы (Конфуций, Лао-Цзы, Будда Гаутама). Таким образом, Эллис считает, что взгляд, что людей расстраивают не события как таковые, а их мнение об этих событиях — стал основанием РЭПТ.
В качестве основных психологических идей, повлиявших на становление РЭПТ, Эллис называет понятие Хорни о «тирании долженствования», некоторые идеи Адлера (вслед за индивидуальной психологией РЭПТ уделяет особое внимание целям, задачам, смыслам и ценностям людей, а также использует активно-директивные методы обучения, учитывает социальный интерес, придерживается целостного и гуманистического взгляда на человека).
Несмотря на первоначальное название (рациональная терапия), в РЭПТ всегда использовались как когнитивные и эмоциональные, так и поведенческие методы. На сегодняшний день это прочно утвердившаяся форма когнитивно-поведенческой терапии.
Прежде, чем приступить к описанию главных теоретических понятий РЭПТ, его особенностей и отличий от психодинамического подхода, сделаем шаг назад и вернемся к последнему. Психодинамический подход основывается на основных идеях психоанализа таких как:
- Принципы и механизмы психической деятельности: принцип удовольствиянеудовольствия, принцип реальности, первичных и вторичных процессов, защитных механизмов, организаторов психики и некоторых других.
- Метапсихология Фрейда: первая и вторая топики, экономика (либидо и инвестирование), динамика (влечение, конфликт).
- Психосексуальное развитие (этапы, фиксации).
- Техника (сеттинг, перенос и контперенос, интерпретация, сопротивление, толкование сновидений и т. п.).
- Диагностика (структура личности, психопатология, психическая травма).
Несмотря на то, что РЭПТ, как и все психотерапии, вырос в том числе из психоанализа, он значительно отличается от него. Не претендуя на полноту, обозначу некоторые отличия подходов:
Первое важное отличие: те принципы и механизмы психической деятельности, этапы психосексуального развития, фиксации, травмы — все то, что в психоанализе является основой психодиагностического исследования, опираясь на которое, строится дальнейшая терапевтическая работа, РЭПТ считает основанными на фиктивных «доказательствах», которые не подкреплены исследованиями. Более того, которые чаще могут привести к терапевтическому вреду, нежели к пользе. В РЭПТ не стоит вопрос «почему и откуда симптом». Считая, что не рационально копаться в прошлом, в проблеме, РЭПТ опирается на то, что дискомфорт человеку доставляют его мысли, оценки себя, других людей, ситуаций в настоящем и фокус на том, что происходит с клиентом сейчас.
РЭПТ не оценивает человека (а психодиагностика по сути оценка и есть), поскольку РЭПТ прежде всего — гуманистическая психотерапия. Она разоблачает оценивание себя, вместо этого она учит безусловному принятию себя и других людей.
Там где в психоанализе есть строгие запреты на самораскрытие специалиста, в РЭПТ это лишь рекомендация. В некоторых случаях терапевт может поделиться собственным опытом преодоления проблемы, что делал и сам Альберт Эллис. Широко известно, как он преодолел социофобию, и эта личная история и по сей день вдохновляет читателей на изменения. РЭПТ более гибкая психотерапия — здесь нет строгих правил и по поводу рамки, кадра.
РЭПТ директивная психотерапия. В отличие от молчащего психоаналитика, РЭПТ-терапевт будет занимать более активную позицию, заниматься психологическим просвещением и обучением клиента инструментам, которые он мог бы в дальнейшем использовать самостоятельно. Используя сократический диалог и эксперименты, давая домашние задания, РЭПТ-терапевт активно направляет процесс терапии, тогда как в психоанализе все происходит медленно, основной техникой будут свободные ассоциации клиента и редкие интерпретации психоаналитика.
РЭПТ — ориентированный на решение проблемы, четко структурированный метод, благодаря шагам РЭПТ; в психоанализе нет четкой структуры сессии, специалист двигается за свободными ассоциациями клиента, используя свободно плавающее внимание, он связывает, интерпретирует материал, который появляется.
В условиях современного мира по-настоящему важно то, что издержки на подобного рода терапию не столь высоки, как финансовые, так и временные, поскольку консультирование ограничено во времени.
Еще одно явное преимущество РЭПТ — небольшие риски зависимости от терапевта и терапии.
Модель ABC, в расширенном варианте — ABCDE — это ядро теории РЭПТ. Через формулу АВС можно описать не только процесс возникновения ошибочных (иррациональных) эмоций и поведения, но и как устранять их причины. Здесь А – активирующее событие; B – вербализация, верования, или убеждения (то, что мы себе говорим о событии); C – следствие или реакция (эмоциональная и поведенческая) – то, с чем клиент обращается к специалисту.
Как реагировать на событие – это наш выбор. Фактически РЭПТ – это философский подход, «изящное решение» Эллиса предполагает допущение, что Активирующее событие не искажается клиентом, что оно останется столь же серьезным, и клиента побуждают изменить свое отношение к той реальности, в которой он живет. «Неизящное решение» - попытка помочь пациенту осознать и исправить ошибочное восприятие А, а если это возможно, то и изменить само А (то есть ситуацию).
Альберт Эллис на основе психодинамических теорий в том числе смог найти инструменты — эффективные и доступные, которые, несмотря на кажущуюся в сравнении с психоанализом простоту, быстрее приводят к изменению эмоций и поведения клиента, меняя его жизнь к лучшему едва ли не после первой сессии. С помощь шагов РЭПТ, терапевтической стратегии (формулы А-В-С), выявления иррациональных убеждений различных типов (требования, катастрофизирующие прогнозы, убеждения связанные с НТФ, обесценивающие убеждения), их оспаривания с помощью техник диспутирования, а также поведенческим упражнениям, клиент научается быть сам себе терапевтом.
Философская направленность РЭПТ сейчас играет особое значение: когда мы существуем в эпоху нестабильности и травмы, опора на философию стоиков, ее подход к экзистенциальным проблемам — эффективный инструмент для помощи клиенту. Не могу не отметить, что кризисный период в жизни клиента — явное противопоказание к психоанализу, ведь предполагается, что в анализ человек должен прийти, когда у него все более или менее стабильно, но у кого из нас сейчас есть такая роскошь?
Заключение.
Сообщества терапевтов в современном мире порой разделяются на лагеря. «Я работаю в РЭПТ (или КПТ); я не занимаюсь этими психодинамическими вещами». Выше я сама на две страницы обозначила отличие подходов. Но на самом деле, так ли уж они кардинально различны? И каково мое профессиональное позиционирование?
РЭПТ - это первая КПТ, и как и другие когнитивные подходы занимается изучением, оспариванием и заменой иррациональных убеждений, которые влияют на наши эмоции и поведение.
Психодинамический взгляд заключается в том числе в том, что понимание скрытой работы психики приведет к изменениям в результате терапии. В РЭПТ утверждается, что это так не сработает (ведь осознание того, что проверять замки пять раз перед сном иррационально и бессмысленно, не ведет к изменениям, хотя это понимание и является важным). Здесь мы изучаем иррациональные убеждения и мысли, которые стоят за ними, и, обнаружив, что наши убеждения не совсем выдерживают критику, мы можем разработать альтернативы, которые лучше соответствуют, более рациональны, а затем закреплять эти новые новые мысли (рациональные убеждения), вписывая их в психику.
Но эти искаженные способы мышления ведь не появляются ниоткуда. Они исходят из нашей уникальной истории и опыта. Кроме того, мы часто не осознаем иррациональности, искажения, то есть, в некотором смысле, они бессознательны.
Психодинамическая терапия занимается тем, что исследует и раскрывает скрытые идеи, которые стоят за иррациональными убеждениями, ту «прошивку», которую мы получаем вместе (и благодаря) нашей личной истории. В связывании иррационального в настоящем с личной историей и есть по сути та работа, которую проделывает психоаналитик. При консультировании клиента в РЭПТ-подходе, на мой взгляд, знание истории клиента часто чрезвычайно полезно для угадывания того, какие убеждения могла создать у человека его жизнь.
Таким образом, когнитивный и психодинамический подходы могут работать вместе. Безусловно, я верю, что лишь понимания проблемы (первого инсайта РЭПТ) порой недостаточно, чтобы сразу выработать новый способ мышления, но некоторым из клиентов крайне важно ответить для себя на вопрос «почему, откуда?», прежде чем двигаться дальше в сторону изменений. И в РЭПТ, которая следует за клиентом, можно помочь ответить и на этот вопрос, опираясь на те знания, которые подарил миру психоанализ.
Психоанализ — не только первая из психотерапий, благодаря которой появились все другие направления, в том числе РЭПТ, но до сих пор изучается в институтах на факультетах психологии. Эти знание никогда не бывают лишними: они становятся источником теоретической интуиции, которая может помочь в работе с клиентом.
Психоанализ, как антибиотик, он нужен не для всех, и подходит не каждому. Но иногда это единственное, что приведет к стабильным изменениям в жизни. Кто-то скажет, как Эллис, что нет тому доказательств и подтвержденных исследований. Да, это так. Во многом эффективность психоанализа — это вопрос веры, которая укрепляется с практикой и связанными с нею свидетельствами, как удивительно все это работает. Человек, выбравший психоанализ по сути своей верующий специалист. Он верит в бессознательное, которое нельзя потрогать, пощупать, измерить.
Я верю как в бессознательное и эффективность психоанализа, так и в РЭПТ. Но разделяю эти подходы в работе в зависимости от запроса клиента либо до первой сессии, либо после нее. Люди разные — кому-то нужен сейчас антибиотик, а кому-то витаминка. А может и вовсе не нужны эти таблетки, а нужна лишь удочка, а так он и сам понимает, где его рыба находится и что мешает ее ловить.
Список литературы:
- Ромек Е.А., Социальный статус психотерапии. Ростов н/Д 2003, Российская государственная библиотека, 2003, год (электронный текст).
- Ромек Е.А., Психотерапия: рождение науки и профессий. Ростов-на-Дону, 2005.
- Эллис А., Драйден У, Практика рационально-эмоциональной повденеческой терапии. СП 2002.
- Хорни К., Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию, Питер, 2019.
Подписывайтесь на мои каналы в соцсетях: