«Девушка с распущенной косой» - портрет кисти Ивана Николаевича Крамского. Работа датирована 1873 годом, экспонируется в Государственной Третьяковской галерее.
Вторая половина XIX века в русском и европейском искусстве связана с эпохой романтизма. В это время в живописи обрела популярность традиция изображать человека в период болезни. Писались как выздоравливающие, так и умирающие люди, переживающие последние мучительные мгновения. Вопреки расхожему мнению, эта тенденция акцентировала внимание ценителей Прекрасного не на страданиях, а на тонких нюансах, в том числе на изменениях, которые недуги различной степени тяжести накладывали на внутренний мир человека.
Крамского интересовала не социальная составляющая темы болезни и смерти. Живописец заострял внимание на том особенном спокойствии, умиротворении, что отражается на лике человека, охваченного недомоганием. В момент болезни никто не задумывается о богатстве и нищете, не заботится о мирской суете. Соответственно, художник справедливо полагал, что эти вопросы не должны занимать и мысли живописца, колдующего над изображением пациента.
Портрет «Девушка с распущенной косой» относится к наиболее известным работам Ивана Крамского, написанным на тему болезни. Эта картина излучает лирико-драматическое настроение. Композиционно она решена по диагональному направлению. Лицо молодой женщины освещено и выражает утомление. У созерцателей есть прекрасная возможность познакомиться с ним поближе, рассмотреть детали. Героиня бледна и измучена, но все равно ничто не может стереть ее природную красоту.
Иван Крамской придерживался мнения, что в момент болезни, находясь меж двух миров, человек имеет возможность отстраниться от привычной суеты, расслабиться и заглянуть в свой внутренний мир. Под воздействием физических мучений пробуждается особенная духовная красота, которую в быту большинство людей скрывают. Живописец постарался зафиксировать на портрете именно этот момент пробуждения натуры, глубоко скрытой в обычные дни.
Картина «Девушка с распущенной косой» занимала особое место в душе и сердце художника Крамского. Это была одна из самых его любимых картин, потому не подлежала продаже до самой смерти живописца и даже не покидала его мастерскую.