Найти тему
Ada Knight

"Искра жизни" Эриха Марии Ремарка, обзор на книгу. Овчарка, золотая коронка и восставшие из мертвых. Забытые на холме и белый дом

Обложка книги "Искра жизни" Эриха Марии Ремарка
Обложка книги "Искра жизни" Эриха Марии Ремарка
"- Странно, - произнес он через некоторое время. - Иногда умирают сотни, и ты ничего не чувствуешь. А тут - один-единственный, которого даже толком не знаешь, а такое чувство, будто умирают тысячи.
- Наше воображение не умеет считать. И цифры не действуют на чувство - оно не становится от них сильнее. Оно умеет считать лишь до одного. Но и одного достаточно, если действительно чувствуешь."

Всем привет!

Сегодня я решила сделать обзор на историю о зарождении надежды среди смерти и развалин, человеке и любви в действии. Искра забрезжила светом в самом темном месте мира и сумела разгореться в пожар, несущий жизнь.

Книга полностью погружает в себя, не оставляя шансов на свободное время, вы будете проживать все вместе с номером 509 и другими, смотреть на большое серое небо и таких разных в своих проявлениях людей.

Давайте же приступим к обзору!😉

Предыстория произведения

"Памяти моей сестры Эльфриды посвящается."

С этих строк начинается произведение, о котором мы говорим сегодня.

Эльфрида Ремарк была самой младшей из детей, родилась она 25 марта 1903 года, после замужества взяла фамилию Шольц.

Эльфрида не поддерживала нацистский режим, а однажды высказала знакомой свое мнение о войне и Гитлере, после чего на нее написал донос муж этой самой знакомой. Конечно, сестра писателя почти сразу была арестована гестапо.

В октябре 1943 года Эльфриду Шольц приговорили к смертной казни на гильотине за "подрыв военной силы" Германии. В приговоре были слова "Ваш брат сбежал от нас, вы не убежите от нас" (Эрих Мария Ремарк на тот момент был уже в Америке).

Женщине не позволили выступить в сво защиту и пообщаться с адвокатом, было отклонено и прошение о помиловании. Казнь была назначена на 25 ноября, но затем ее перенесли на 16 декабря. Жизнь Эльфриды Шольц забрали в тюрьме Берлин-Плетцензее.

Старшей сестре Ремарков был выслан счет для оплаты на сумму 495 марок и 80 пфеннигов за содержание младшей сестры в тюрьме, суд и казнь.

Эрих Мария Ремарк даже не подозревал о смерти Эльфриды до 11 июня 1946 года. Это ужасное известие потрясло писателя и сподвигло на написание романа "Искра жизни", в котором национал-социализм предстает во всей красе.

Книга вышла в 1953 году, именно в этот год Ремарк последний раз в своей жизни посетил Германию, из которой уехал еще до войны. Главной целью поездки стало посещение тюрьмы, где была заключена Эльфрида.

В честь приезда Эриха Марии Ремарка в Западном Берлине показывали в кинотеатрах "На Западном фронте без перемен", что очень символично, ведь именно с этой книги все и началось (дебют Ремарка-писателя и вспыхнувшая в его сторону нелюбовь последователей нацистских идей).

Немного о сюжете

Сюжет разворачивается со знакомства с главным героем и местностью концлагеря Меллерн (прототипом которого стал Бухенвальд) где, как говорил начальник Нойбауэр, люди умирают в основном естественной смертью (это было причиной его гордости и оправданий).

Концлагерь Бухенвальд
Концлагерь Бухенвальд
"Скелет № 509 медленно поднял голову и открыл глаза. Он не знал, был ли он все это время в обмороке или просто спал. Впрочем, между тем и другим состоянием едва ли еще существовала какая-нибудь разница: голод и истощение давно позаботились об этом.
Он не услышал ничего подозрительного. Часовые на пулеметных вышках пребывали где-то посредине между сном и бодрствованием, позади тоже все было спокойно. Он осторожно поднял голову и посмотрел назад. Концентрационный лагерь Меллерн мирно дремал на солнце."

Действие происходит в марте 1945 года в Малом лагере, куда попадают совсем истощенные люди, не имеющие возможности работать. В бараке 22 не задерживаются дольше двух-трех недель, так как питание для умирающих совсем скудное, но есть и лагерные ветераны, которые уже много лет живут в этом страшном месте.

"Ветераны отвоевали себе угол слева от двери. Их оставалось двенадцать человек. Два месяца назад их было сорок четыре. Зима доконала их. Все они знали, что находятся на последней стадии: рацион все уменьшался, а иногда им вообще ничего не давали день или два. В такие дни кучи трупов перед бараками росли на глазах."

Один из ветеранов - главный герой, 509-й отдал 12 своих лет лагерям. Повествование в романе ведется от лица обитателей барака 22, отказывающихся прощаться с жизнью, и от начальника лагеря по имени Бруно Нойбауэр.

Противопоставляются несгибаемым так называемые мусульмане (не в религиозном плане). Мусульмане - это сдавшиеся люди, они выполняют какие-то необходимые для поддержания жизни функции, но если смерть приходит, то они мирно уходят с ней.

"Вот оно наконец-то: значит, я не животное. Не мусульманин. Не просто ходячий желудок, ненасытная утроба. Я ведь уже… Это ведь... сопротивление... это ведь... попытка снова превратиться в человека... это - начало..."

Ветераны стали друг для друга семьей и обретенным во тьме домом. Люди из Малого лагеря, находясь в крайне истощенном состоянии, находили возможность делиться едой и сигаретами, забота друг о друге и была основой жизни для ветеранов.

509-й, Бергер, Бухер, Агасфер и другие жили единым организмом, каждый из них делал то, что мог для поддержания жизненных сил в себе и товарищах.

"…Важно, что они были вместе. Это придавало им силы. Смерть так же заразительна, как и тиф, и в одиночку, как ни сопротивляйся, очень легко загнуться…"

Война уже близилась к завершению, но в лагере ничего не менялось, ведь заключенные совершенно отрезаны от внешнего мира.

О прежней жизни 509-му напоминает лишь город, расположенный довольно близко к концлагерю.

"Он ненавидел его, ибо ему казалось, что город навсегда забыл про него и про других узников."

Люди в городке живут размеренно и мирно, но все меняется, когда происходит воздушный налет.

"Безмятежно, словно ничего не случилось, стояло в небе окруженное золотым нимбом солнце, и это казалось почти невероятным, - то, что небо со своей синевой и белизной было таким же ясным, как час назад, а леса и холмы вокруг остались такими же спокойными и безучастными и продолжали дремать, залитые мягким светом, - словно один только город был проклят и обречен на гибель каким-то неведомым, зловещим судьей."

Бомбежка города пробудила главного героя и навела на первые мысли о возможной свободе.

509-й незамедлительно сообщил товарищам о произошедшем, ожидая реакции, но ее не последовало, ведь узники Малого лагеря давно похоронили все надежды на освобождение, чтобы не свести себя этими мыслями с ума.

"- Они бомбили город, - сказал он, тяжело дыша.
Никто не ответил. 509-й ничего не видел, глаза его еще не привыкли к темноте после яркого света. Он закрыл их на несколько секунд и снова открыл.
- Они бомбили город, - повторил он. - Вы что, не слышали?
Но и теперь никто не произнес ни слова. 509-й заметил у двери Агасфера. Он сидел на полу и гладил "овчарку". "Овчарка" рычала. Ей было страшно. Свалявшиеся волосы свисали на покрытое шрамами лицо, глаза испуганно сверкали в темноте.
- Самолеты улетели. Они бомбили город.
- Заладил, как попугай - "бомбили, бомбили"! — злобно проворчал кто-то из темноты."

Разрушение города стало первым шагом к внутренней свободе, окончательно оковы заключенных были разбиты после инцидента с 509-ым и Бухером, который произошел, когда в лагерь пришел доктор, ставивший эксперименты над людьми.

Он должен был найти добровольцев, которые согласились бы пойти с ним, но все уже понимали, что еда и теплая постель - это лишь приманка для изголодавшихся людей, поэтому добровольно почти никто не вышел, а 509-го и молодого паренька забрали принудительно.

Они стали первыми людьми, отказавшимися подписать соглашение на добровольную госпитализацию в лагере, за что были жестоко наказаны. Конечно, оба чуть не погибли в бункере (наказание), но двое узников стали героями для остальных заключенных. 509-й и Бухер пробудили в людях сопротивление против ужасной судьбы и почти угасшую жажду к жизни.

"Получив каждый свою долю, они принялись медленно жевать хлеб. Внизу, глубоко в долине, пылал город. Позади была гора трупов. Никто из ветеранов не нарушал молчание. Они ели хлеб, и вкус его был необычным, не таким, как всегда. Этот хлеб был чем-то вроде причастия, возвышавшего их над остальными обитателями барака. Над мусульманами. Они начали борьбу. У них теперь были товарищи. У них была цель. Они смотрели на холмы и на поля вокруг них, и на город, и на ночное небо - и не замечали в этот миг ни колючей проволоки, ни пулеметных вышек."

Вот здесь я написала больше о чувствах от этого фрагмента⬇

Описывать полный сюжет произведения не имеет смысла, поскольку нужно именно погрузиться в книгу и прожить все вместе с героями для полного понимания масштаба.

Ниже я хочу привести несколько особенно зацепивших меня моментов!

Овчарка

Меня очень сильно впечатлила история заключенного, сошедшего с ума от пыток. Человека сломили настолько, что он стал считать себя овчаркой, его пришлось дрессировать и общаться словно с собакой.

"Один из двенадцати свихнулся и считал себя немецкой овчаркой. У него не было ушей: он лишился их, когда эсэсовцы использовали его вместо чучела для натаскивания сторожевых собак."

Это очень страшно даже просто представить, ведь когда-то это была нормальная человеческая жизнь. У мужчины была семья, любящие люди и мечты, а затем пришла партия, сказавшая, что есть господские и низшие расы.

"Профессии"

В который раз меня потряс тот факт, что человек может приспособиться ко многому в жизни, даже в таких страшных обстоятельствах заключенные продолжали заниматься тем, чем могут.

"Бергер был одним из немногих заключенных, имевших разрешение покидать Малый лагерь. Он уже несколько недель помогал при обработке трупов в крематории. Старосты секций не обязаны были работать, но врачей не хватало, поэтому его откомандировали туда. Это было выгодно для барака. Через одного капо из лазарета ему иногда удавалось добыть для скелетов немного лизоля, ваты, аспирина или чего-нибудь в этом роде. А под соломой на его «койке» была спрятана бутылка йода.
Но важнее всех для ветеранов был Лео Лебенталь. Он был связан с подпольным рынком рабочего лагеря и, как поговаривали, даже кое с кем на воле. Как это ему удавалось, никто толком не знал. Знали только, что тут были замешаны две шлюхи из известного заведения "Летучая мышь", расположенного неподалеку от лагеря, и якобы даже один эсэсовец. Но об этом никто ничего толком сказать не мог. А Лебенталь ничего не рассказывал.
Он торговал всем подряд. Через него можно было достать окурки, морковку или пару картофелин, отходы из кухни, кость, а иногда и кусок хлеба. Он никого не обманывал. Он лишь заботился о товарообороте. Позаботиться о себе самом, тайком от других, никогда не приходило ему в голову. Торговля поддерживала в нем жизнь - торговля, а не то, чем он торговал."

Товарищество

По отдельности жители Меллерна не прошли бы через весь кошмар концлагеря, они поддерживали жизнь соседа и выживали сами благодаря товарищам.

Удивительно, насколько стойко в измученном человеке может продолжать жить человечность. Конечно, такие страшные события подсвечивают в каждом те или иные черты и подталкивают к разным поступкам, но главное - это то, что люди сохраняют в себе душу в темные времена.

"Любой из них не задумываясь отдал бы все, что у них было, если бы это действительно могло спасти 509-го."

Ожидание смерти

В книге был момент оглушенного ожидания смерти главным героем. Время растянулось и одновременно ускорилось, небо стало слишком низким и удушающим, все это я чувствовала вместе с 509-ым, было действительно страшно.

"Двадцать минут. Тридцать. Чей-то вздох за спиной. Светлеющее небо. Где-то далеко-далеко. Едва уловимое эхо в груди - далекий удар сердца. Оживающий пульс, крохотный барабан жизни. И вновь эхо. Двойное. И руки, вновь ставшие руками. И искра, которая не погасла, которая еще теплится - теперь даже ярче, чем прежде. Чуть ярче. Благодаря чему-то, что пришло вместе со страхом. Рука бессильно повисла, выронив часы.
Из него струилась воля к сопротивлению."

Я очень старалась не думать о том, что в концлагерях погибло несколько миллионов человек, но мысль об ушедших безвременно жизнях преследовала меня на протяжении почти всей "Искры жизни".

Взгляд с другой стороны

Эрих Мария Ремарк показал концлагерь не только изнутри, но и с точки начальника Нойбауэра.

Он не только национал-социалист, содержащий лагерь медленной смерти, но и семьянин, садовод и любитель кроликов.

Очень здорово переданы внутренние метания и попытки оправдать свои действия обстановкой и временем.

"Это были белые и серые ангорцы. Они спали, но когда он включил свет, они сонно зашевелились. Нойбауер просунул палец сквозь проволочную петлю решетки и потрепал их мягкую шерстку. Он не знал ничего на свете, что могло бы быть мягче этой шерстки. Потом он набрал из корзины, стоявшей поблизости, капустных листьев и моркови и рассовал все это по клеткам. Кролики не спеша принялись за угощение, мягко шевеля своими нежными розовыми губами.
Нойбауэр продавал шерсть. Но ему никогда и в голову не пришло бы зарезать хотя бы одного из этих кроликов."

Белый дом у холма

Для Бухера и Рут (второстепенные герои-влюбленные) белый дом был олицетворением жизни и будущей свободы, они смотрели на него с холма сквозь колючую проволоку и считали, что пока бомбы не коснулись их надежды, они будут жить.

"Сад стоял в цвету. Но, приблизившись к дому, они увидели, что прямо за ним взорвалась бомба. Она разрушила всю заднюю часть постройки. Целым и невредимым остался лишь фасад. Сохранилась даже резная наружная дверь. Они открыли ее. Но она вела к груде обломков.
Они молча смотрели на то, что так долго считали домом. Все это время они верили, что пока он стоит, у них тоже все будет хорошо. Они верили в иллюзию. В руину с уцелевшим фасадом. В этом была и ирония, и какое-то странное утешение. Эта иллюзия помогла им выжить, а остальное не имело значения."

Иллюзия очень красиво подпитывала в них жизнь, не разрушая веру и надежду одним лишь своим фасадом.

Я могу привести еще десятки невероятных в самом разном смысле сцен, но оставлю это для вас.

Произведение тяжелое, сильное и потрясающее душу тем, что люди и правда переживали это. Люди, которые ничем не отличаются от нас, разве что религиями и языками.

"Искра жизни" о свободе и воле, любви и страхе, о лицемерии и честности на грани безумия. Очень и очень советую каждому к прочтению, Ремарк гений о Человеке.

Делитесь впечатлениями в комментариях, я буду рада обсудить книгу с вами!😁

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц