Найти тему
Аудэкс

Вопросы налогообложения иностранных организаций и применения СОИДН

ФНС РФ опубликовала разъяснение по порядку применения соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН), с учетом ратифицированной «Многосторонней конвенции о противодействии размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» (далее -MLI) (письмо № ШЮ4-13/2691@ от 09.03.2023). Территориальные налоговые органы должны учитывать приведенную информацию при анализе трансграничных операций.

Основные положения этого документа включают в себя:

  • определение содержания и видов доходов, порядок налогообложения;
  • влияние положений СОИДН на налоговые обязательства, установленные НК РФ;
  • порядок применения MLI на примере СОИДН с Республикой Кипр, и др.

«Многосторонняя конвенция о противодействии размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» в РФ была ратифицирована в 2019 году. Это международное многостороннее соглашение между странами, которое направлено на унификацию положений СОИДН без необходимости индивидуального пересмотра самих соглашений странами в двустороннем порядке. План BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) был подготовлен для решения вопросов гибридных схем (злоупотребление практиками противоречий и пробелов налогового законодательства разных стран, ограничения на использование налоговых льгот, злоупотреблений, связанных со статусом постоянного представительства и пр.) В рамках данного плана странами ОЭСР в 2016 году в Париже была подписана Многосторонняя конвенция МLI, которая предусматривает минимальный стандарт, обязательный для всех стран-участниц: взаимосогласительные процедуры и избежание злоупотреблениями СОИДН. Расширенные положения являются опциональными, страны- участницы самостоятельно выбирают статьи конвенции, которые будут применять в отношении соглашений об избежании двойного налогообложения, необходимо обоюдное согласие сторон налоговой конвенции на их применение. С вступлением в силу MLI, для определения налоговых обязательств международной сделки необходимо будет учитывать не только нормы национального законодательства и налоговой конвенции, но и положения MLI (при совпадении подходов стран-партнеров по налоговой конвенции).

Использование МLI обязывает участников тестировать деятельность налогоплательщиков для применения льгот СОИДН, - их деятельность должна быть экономически целесообразна. Также важно, что компании могут воспользоваться льготами СОИДН, если они ведут активную предпринимательскую деятельность в одной стране, и доход, получаемый в другом государстве связан с этой деятельностью.

После ратификации конвенции 01.01.2020 Россия распространяла действие МLI на 70 СОИДН, среди которых были такие государства как Кипр, Чехия, Великобритания, и др. На сайте ОЭСР представлена таблица сопоставлений данных из положений MLI подписантов для возможности проверки статуса соответствия условий МLI по каждому государству. В обсуждаемом письме № ШЮ4-13/2691@ представлен перечень государств, в отношении которых действует конвенция MLI c 2021, 2022 и 2023 годов. Следует учитывать, что в настоящее время, действие некоторых СОИДН приостановлено и денонсировано, актуальный списокдействующих СОИДН представлен на сайте Министерства Финансов РФ. Например, за 2022 год не будет возможности зачесть по СОИДН налоги, уплаченные в Королевстве Нидерландов.

Итак, в обсуждаемом документе разъясняется содержание доходов для СОИДН и порядок их налогообложения. Доходом иностранной компании признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Если отсутствуют признаки экономической выгоды, выплата не может признаваться доходом. Доход иностранной организации может подлежать налогообложению в РФ только на основании НК РФ. Предусматривается что необходимо определить вид выплачиваемого дохода, убедиться, что НК РФ предусмотрено взимание налога у источника выплаты. Положения СОИДН могут только улучшить положения налогоплательщика, так как лишь налагают ограничения на внутреннее налоговое законодательство государств-партнеров. Если же НК РФ налогообложение какого-либо дохода не предусмотрено, положения СОИДН не дают налоговым органам дополнительных оснований для налогообложения.

Более подробный обзор представлен в статье на нашем сайте.