Найти в Дзене

Чем занимается психолог в школе или в ДОУ?

Оглавление

В обществе принято считать, что психолог – это человек, который занимается всем и ничем одновременно, так как его работы не видно глазами, она остаётся как личный опыт клиента.

Но в системе образования у психолога есть вполне определённые задачи, которые приходится выполнять ежедневно.

Основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога по ФГОС:

  • Психологическая диагностика
  • Психологическая профилактика и психологическое просвещение
  • Развивающая работа и психологическая коррекция
  • Психологическое консультирование

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика предполагает изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установление характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).

С помощью диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно-развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов.

Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.

Психологическое индивидуальное и групповое обследование ребенка в детском саду и школе проводится с письменного согласия родителей или лиц их замещающих, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.

Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).

Коррекционно-развивающая работа

Данное направление работы психолога нацелено не на исправление недостатков, а на изменение во внутренней, психологической сфере воспитанников и выработку у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях. Это помогает детям стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

В своей практике педагог-психолог использует: игротерапию, арт-терапию, сказкотерапию, пальчиковую гимнастику, релаксационные упражнения, игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности, упражнения для развития познавательных процессов и многое другое.

Психологическая профилактика

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.

Психологическое консультирование

Целью является оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ или школы. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

На практике же часто оказывается, что психолог в школе или ДОУ выполняет совсем не свои профессиональные функции и это далеко не всегда связано с производственной необходимостью (замещение отсутствующих педагогов). Недостаточно оборудованное пространство в кабинете или несовременные методические материалы очень осложняют жизнь специалистов.

Сейчас к психологу предъявляются высокие требования в плане образования и квалификации, он в первую очередь должен быть компетентным. У достойного специалиста всегда есть профильное образование, сертификаты о пройденных специализациях и курсах, а также практический опыт консультирования. Важно и постоянное саморазвитие, повышение квалификации в той области, в которой работает специалист. Всё это относится к внутренним ресурсам специалиста, но есть и внешние.

В государственной школе может учиться от нескольких сотен до нескольких тысяч человек — непозволительно большая нагрузка для одного человека.

Чтобы психолог качественно выполнял свою работу, ему нужны определённые ресурсы в виде времени на свою непосредственную работу, хорошее профессиональное оборудование и подходящее помещение.

От имеющихся ресурсов напрямую зависит качество работы специалистов в образовательных учреждениях. Качество работы почти всегда соответствует условиям работы.

Проблема развития ресурсов затрагивает всю систему образования, поэтому кардинально поменять что-либо, обойдя корни, не получится. Что может сделать администрация для повышения качества работы специалистов – найти подходящего человека и обеспечить ресурсом для работы. Это под силу, при желании, любому муниципальному образовательному учреждению.

В помощь педагогам и администрации образовательных учреждений мы хотим предложить комплексный инновационный продукт, который позволит в разы улучшить положение с обеспечением ресурса для работы кабинета педагога-психолога, дефектолога в образовательном учреждении.

Профессиональные столы психолога-дефектолога «Гармония» Prof, «Гармония» Edu, «Гармония» Prof Edu являются многофункциональными диагностико-коррекционными центрами развития, разработанными инженерами-конструкторами Новочеркасской Фабрики Интерактива.

Коррекционные столы психолога созданы для пополнения материально-технической базы кабинета психолога в детских садах и общеобразовательных школах, а также для расширения развивающей и коррекционной предметной среды.

Наша команда рада представить улучшенную профессиональную версию интерактивных столов психолога, которые представляют собой автоматизированное рабочее место педагога-психолога.

С помощью данных интерактивных средств можно решать множество психолого-педагогических задач:

  • проведение диагностики
  • реализация комплекса мероприятий по коррекционным, развивающим, дополнительным образовательным программам
  • осуществление консультативных работ
  • проведение анализа результативности оказываемой помощи
  • тренировка точных двигательных навыков и координации движения, тренировка памяти и скорости реакции
  • работа с детьми с особыми потребностями (расстройство внимания, СДВГ, аутизм, ДЦП, гипотония и др.)

Многофункциональный диагностико-коррекционный центр развития (Интерактивный стол психолога) создан по рекомендациям психологов, дефектологов и включает в себя традиционные методы коррекционной педагогики, психологии и компьютерные технологии.

Многофункциональность системы позволяет специалисту проводить как индивидуальные, так и групповые занятия, а также решать множество развивающих и коррекционных задач:

  • На групповом занятии дети могут выполнять игровые задания, не мешая друг другу.
  • Широкий возрастной диапазон участников коррекционного процесса – с младшего дошкольного до старшего школьного возраста (3 – 17 лет) позволяет использовать комплексы в различных образовательных учреждениях (детские сады, школы, медико-психолого-педагогические центры, детские развивающие центры, центры социальной помощи, детские учреждения интернатного типа).
  • Соответствует ФГОС.
  • Каждый из элементов «Стола психолога»» может быть использован индивидуально и в группе, но не отвлекая ребенка, позволяя сосредоточиться на конкретном задании.
  • Дидактический материал находится в зоне «ручной доступности», но не на виду.
  • Демонстрация коррекционного материала не вызывает угасания интереса ребенка.
  • Повышение качества обучения детей с трудностями в обучении за счет создания традиционных и компьютерных методов организации коррекционной и развивающей деятельности.
  • Предоставление информации в различной форме (текстовая и графическая информация, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала.
  • Проведение образовательной деятельности на высоком методическом уровне.
  • Представляет собой симбиоз диагностической, коррекционно-развивающей, сенсорной и консультативной зон в едином комплексе.
  • Отображение коррекционных материалов в доступной для детского восприятия форме.
  • Повышение динамики процессов за счет интерактивного взаимодействия и полного погружения ребенка в процесс диагностики.
  • Возможность загрузки собственных разработок и методик.
  • Удобная интегрированная панель управления коррекционным комплексом.
  • Стильный эргономичный корпус.

Основным отличием от аналогичного оборудования является полный диагностический набор программ, необходимых в работе школьного психолога и психолога ДОУ, что позволяет не отвлекаться от своих профессиональных задач в поиске каких-либо бланковых методик. Также можно обрабатывать тесты автоматически, сохраняя результаты в базе данных, что позволяет быстро и корректно формировать статистические справки и отчёты о проделанной работе, а также смотреть динамику развития каждого ребёнка, с которым проводились коррекционно-развивающие мероприятия.

Вот наглядный пример имеющихся диагностических методик по столам, но можно что-либо добавить по желанию учреждения.

📊«Гармония» Prof

1. Программное обеспечение «IT Гувернёр»

Комплект развивающий программ для сенсорных поверхностей. 25 блоков направленных на обучение, игру и развитие (519 игр). В едином реестре российских программ для ЭВМ 

2. Программное обеспечение «Дошкольная психодиагностика»

Тестирование компьютерное и на бумажных бланках
— Автоматические заключения после проведения диагностики
— История работы психолога с детьми, родителями и воспитателями
— Аналитика результатов тестирования

В едином реестре российских программ для ЭВМ 

3. Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки и Ф.Амен

— Стимульный материал в 2-х вариантах: для мальчиков и для девочек.
— Авторское методическое пособие с рекомендациями по применению методики и программой коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.  

4. Диагностика развития понятийных форм мышления (методика В.М. Астапова)

— Диагностика сформированности понятий (рисуночный стимульный материал с изображением конкретных ситуаций повседневной и учебной жизни — 35 заданий).
— Диагностика умения переносить элементарные понятия на учебный процесс (вербальный стимульный материал)

5. Программное обеспечение для создания мультипликации

Для кружковой работы и коррекционной работы с одарёнными. 

📊«Гармония» Edu

1. Программное обеспечение «IT Гувернёр» 

Комплект развивающий программ для сенсорных поверхностей. 25 блоков направленных на обучение, игру и развитие (519 игр). В едином реестре российских программ для ЭВМ.

2. Программное обеспечение «Школьная психодиагностика»

В едином реестре российских программ для ЭВМ 

3. Оценка индивидуального риска аддиктивного поведения у подростков 

Назначение:

— Для оценки вероятности наличия и степени выраженности проявления отдельных химических и нехимических зависимостей и форм аддиктивной реализации у подростков.
— При индивидуальном или групповом тестировании в группах подростков с выявленным в ходе предварительного скринингового обследования высоким риском склонности к аддиктивному поведению или как отдельный этап для оценки индивидуальной и групповой динамики.
— Для психологического и экспертного сопровождения профилактических, реабилитационных или просветительских программ, направленных на предупреждение или отказ от злоупотребления психоактивными веществами или аддиктивной реализации у детей и подростков. 

4. Оценка психологических факторов предрасположенности к аддиктивному поведению у подростков 

Блок методик для осуществления индивидуальной и групповой экспертной оценки психологических факторов, влияющих на увеличение риска аддиктивной реализации у подростков, степени выраженности отдельных проблем (индивидуальные особенности, эмоциональные нарушения, социальная адаптация, семейные отношения), повышающих риск аддиктивной реализации. 

5. Диагностика и развитие социальной ответственности подростков 

Программа предназначена для психологической оценки социальных качеств личности учащихся, влияющих на адаптацию, риск девиантного поведения и способность преодолевать кризисные ситуации.

6. Профориентационная система ПРОФИ- II. Новая версия ПКОБПТ 

Блок тестов содержит:

— Диагностику структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павловой, Н.О. Садовниковой.
— Методику экспресс-диагностики работоспособности по психомоторным показателям (теппинг-тест Е.П. Ильина).
— Опросник для определения типов мышления и уровня креативности Дж. Брунера.
— Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» В.В. Либина.
— Тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана.
— Методику изучения мотивации обучения в ВУЗе Ильиной Т.И.
— Методику изучения мотивов профессиональной деятельности Головей Л.А.
— Дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО) Е.А. Климова.
— Опросник «Карта интересов» в модификации О.Г. Филимоновой.
— Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л. 

7. Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников. 

Блок включает раздел с особенностями познавательной деятельности.

8. Диагностика умственного развития школьника 

Программа предназначена для психологов образовательных учреждений и может использоваться в школьной психологической службе с целью:

— Контроля за эффективностью школьного обучения в рамках сопровождения внедрения ФГОС;
— Оценки сформированности универсальных учебных действий;
— Выявления учащихся, имеющих трудности в умственном развитии и нуждающихся в коррекционной помощи;
— Выявления особенности и эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов. 

9. Диагностика школьной адаптации

Блок состоит из 7 тестов, выявляющих разные компоненты риска школьной дезадаптации. Также позволяет оценить функциональные ресурсы ребенка при необходимости принятия решения о его переводе в другой класс, повышения для него уровня учебной нагрузки, вовлечения во внеклассную деятельность. 

10. Программное обеспечение для создания мультипликации

Для кружковой работы и коррекционной работы с одарёнными.

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.