Картина «Любитель» (1867), показывает убогость духовного мира, бесполезность существования одного из представителей «высших классов». Это тем более интересно, что на картине изображено портретное лицо — известный московский богач и меценат Н. Медынцев. Художник показал его в обстановке богатого кабинета, очень тонко раскрыв при этом вкус, направленность интересов героя картины. Застывшая на губах нехорошая, нечистоплотная улыбка, жест правой руки позволяют понять, что «любитель» погружен в созерцание картины весьма фривольного содержания. Акцентируя это, Прянишников помещает на стене подобную же картину, для большей выразительности показывает только часть ее — обнаженную грудь красавицы и край причудливой золоченой рамы. Художник погружает все в полумрак, выделяя светом лицо и тонкие, унизанные кольцами пальцы рук «любителя». Большеносая, отвратительная физиономия, обрамленная тщательно напомаженными волосами, тщедушная фигура, кокетливый костюм — шелковый малиновый халат и ночные туфли на каблуках — весь облик старого ловеласа вызывает чувство неприязни и брезгливости.
Тщательная выписанность предметов обстановки вполне оправданна—обстановка дополняет характеристику «героя» и в то же время этим приемом сопоставления человека с вещами художник как бы подчеркивает ничтожность богача. Картина очень выразительна в рисунке и композиции, менее удачен ее колорит. Цвет служит средством наиболее точной и подробной характеристики вещей и не раскрывает эмоционального строя картины.
К сюжету, взятому Прянишниковым, в те годы обращались многие художники.
Прянишников осмеивает пороки отдельного человека, ограничивается, говоря словами Добролюбова, «отдельными ударами по отдельным лицам». Поэтому картина «Любитель» уступает произведениям Перова и Неврева, где раскрывается социальный смысл явления, остро ощущается зависимость человека от общих условий жизненного строя того времени. И только при сопоставлении с однотемными картинами других художников с другими работами Прянишникова того же времени становится более ясным ее социальный смысл.
На картине изображен художник-любитель с палитрой и кистями в одной руке и с трубкой в другой, с удовольствием рассматривающий свое еще незаконченное творение на мольберте. Стоящая рядом с ним женщина с грудным ребенком, вероятно, супруга живописца, пытается оценить созданную им композицию. На стене комнаты развешаны другие работы дилетанта, образцы его вкусов – графический портрет, напоминающий детский рисунок, и морские пейзажи, в которых запечатлено бескрайнее море. К началу 1860-х годов подобные романтические композиции стали прибежищем салонных художников. В изображенных картинах на стене чувствуется ирония Перова по отношению к салонным «эстетам». Рабочее место художника оборудовано в темной комнате. На окнах видны шторы, почти не пропускающие лучи солнца. Искусственный свет на картине падает не на произведение, чтобы лучше осветить мольберт, а на художника, который грузно откинулся в кресле.
Владимир Стасов высоко оценил эту картину. Сравнивая «Дилетанта» Перова с образом «музыкального дилетанта» в творчестве Мусоргского, он писал:
«“Дилетант” — это толстяк, военный, в свободное время дома марающий холсты, сам перед ними блаженствующий, вместе с женой, усердно глядящей на картину в кулак <…>. Картина изумительно правдивая и тотчас же переносящая зрителя в атмосферу ничтожнейшего и ненужнейшего баловства с искусством»
В картине «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» Николай Неврев изобразил сцену продажи крестьянской девушки. За столом вальяжно расположились помещики – хозяева положения, которые в неторопливой беседе обсуждают сделку. В их позах нет напряжения или скованности, они ощущают себя свободно и естественно в роли вершителей судеб. Иначе изображена сама крепостная – в глазах девушки застыли слезы, взгляд направлен в пустоту, руки в нервном жесте сложены на груди. Позади, ожидая исхода встречи, толпятся другие крестьяне.
Художник подробно изображает интерьер жилища помещика. На стене расположены часы и барометр, на полках лежат стопки книг. Над столом висит картина на сюжет из античной мифологии «Суд Париса», рядом – подписанный портрет деятеля Французской революции Мирабо. Через детали Неврев создает портрет своего героя – помещика, который мнит себя просвещенным, оставаясь приверженцем устаревших крепостнических порядков.
Источники: Т.Н. Горина. «Илларион Михайлович Прянишников», материалы с сайта "Моя Третьяковка"
🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.