Открываю дверь, а на пороге гость стоит. Вернее, не стоит, а настойчиво в дом лезет.
–Куда без приглашения? – интересуюсь я.
Жук смотрит на меня и блестит. Смотрит и блестит. Беру на руки – не кусается. Только рогом в ладонь тычется да лапками перебирает. На ощупь твёрдый как панцирь черепахи. Гладкий, бурый, словно каштан. Вот и имя нашлось: Каштан!
–Мама, смотри, у меня питомец появился, – показываю жука. Мама громко визжит и отдаёт Каштана обратно. Хорошо, хоть не бросила, а то бы сломал себе лапку или крылышко. И пришлось бы ему в гипсе ходить.
–Дедушка, как этот жук называется?
–Ох, какой великан, – восхищается дед. – Это жук-носорог. Похоже, он родился в бабушкином компосте, которым она землю удобряет.
–Я его хочу угостить чем-нибудь вкусненьким. Он любит конфеты?
–Конфеты? Хо-хо-хо, – смеётся дедушка. – Я читал, что взрослый жук-носорог вообще ничем не питается. А, когда он был личинкой, ел трухлявый пень.
Не верю, что такой большой, толстый жук ничем не питается. Кладу его в банку, предлагаю конфету. Каштан крутит головой. Даю мармеладку. Копает её лапами.
–Что ты ковыряешься в еде? Жуй, привереда.
Подсовываю траву, капустный лист, ягоды. Но жук только зарывается в них с головой, протыкая ягоды рогом. Ну и пусть. Может, хоть сока попьёт.
Подбегает бабушка с тарелкой пирожков и кидает мне прямо в руки булку с черникой:
–Лови, внучка! Щёки наедай!
–У меня-то щёки уже на лице не помещаются, – говорю я с набитым ртом, а вот у Каштана их совсем нет.
–У какого Каштана? – интересуется бабушка, надевая очки и внимательно разглядывая жука как под лупой.
–Жука нужно унести подальше от огорода, – решает бабушка. – Он у нас грядки перекопает и корни овощей подроет. Каштан твой – вредитель! У бабушки Нины его сородичи помидоры сгубили. Она таких носорогов целую кастрюлю вынесла к пруду – пускай там роются.
Делать нечего! Беру банку и топаю к деревянному мостику, который через пруд перекинулся: «Топ-топ-топ». А жук в банке побрякивает как камень: «Бряк-бряк-бряк». Беру его в руки, спускаюсь к воде.
– Каштан, теперь ты будешь жить у пруда, – говорю. – Давай я тебя с соседями познакомлю. Гляди, какие жуки-плавунцы: наверху плавают-плавают, а на глубину не ныряют. Трусишки.
Жук одобрительно кивает головой, ему понравились плавунцы.
–А ещё здесь водомерки живут, на комаров похожие. Скользят по воде как на коньках. Они уже яйца на ряске отложили. Вон их как много.
Каштан отворачивается от водомерок. Не хочет с ними дружить, потому что у них лапки щекотливые, а он щекотки боится.
–Вот туча улиток, присосавшись к дощечке, плывёт и прогоняет водомерок с дороги. Эгегей, берегись!
Жук неслышно хихикает. Ему понравилось, что улитки на корабле разогнали щекотливых водомерок.
–А у самой воды, Каштан, заросли синих незабудок. Их так много, что они похожи на небо. Один букет прямо из трухлявого пня торчит. Он будет твоим домом, дружок.
Каштан нюхает цветы, обустраивается в старом пне, готовится к новоселью. А к нему из других пней в гости сородичи собираются: те самые, которых сюда бабушка Нина принесла.
–Прощай, приятель. Живи с соседями дружно! – ласково говорю я и долго машу ему рукой.
Каштан кряхтит и поднимает переднюю лапку – в ответ помахать хочет.