После снятия семи печатей появляются всадники. Все, кроме белого обладают негативной символикой, указывая на войны, голод и мор. Кстати, четвретый всадник в греческом тексте не чёрный, а зелёный или бледный, что указывает на болезни.
В Откровении Иоанна содержится много загадочных образов, один из которых — всадники Апокалипсиса. У каждого из них конь имеет свой цвет: у первого — белый, у второго — рыжий, у третьего — вороной и у четвертого — бледный. Они появляются в 6-й главе Апокалипсиса и по сюжету идут друг за другом по мере открытия каждой из четырех первых печатей. Можно без преувеличения назвать их одним из самых трудных образов для понимания. Они породили различные интерпретации в массовой культуре и библеистике, которые часто довольно сильно отличаются от толкований Святых Отцов
Отличительной особенностью святоотеческих толкований является своего рода противопоставление первого всадника, как сугубо положительной силы, трем последующим, знаменующим невиданные бедствия.
Кто такие всадники по толкованию святых
Святой Кесарий Арльский писал:
Эти три коня суть один, они вышли после белого и против белого и имеют всадником дьявола, который есть смерть.
Чаще всего у отцов первый всадник понимался как сила христианской проповеди (свв. Андрей Кесарийский, Экумений Триккский, Викторин Петавский), реже — как Христос (св. Ириней Лионский).
В неправославном же мире достаточно широкое распространение получило понимание первого всадника как антихриста. В результате чего вся эта апокалиптическая четверица интерпретируется как единая разрушительная сила. Но стоит отметить притянутость этого толкования хотя бы потому, что в Тексте Откровения нет каких-то явных указаний на демоническую природу первого всадника. Вдобавок, явление антихриста должно произойти уже после Божьих казней, которые как раз и символизируют всадники. Важно помнить, что Бог, а не дьявол управляет событиями конца света, описанными в Откровении. Приказ от престола Божиего делает понятным, что изображаемые всадники не представляют собой антибожественные силы.
Насчет того, когда их ожидать, точных указаний Библия не содержит. Однако как у святых отцов, так и у нецерковных толкователей присутствует понимание, что хотя бы частично пророчества, которые несут с собой всадники, сбылись. Войны, гонения, глады и прочие бедствия, которые связывают со всадниками, как происходили в древности, так случаются и сейчас. Святой Андрей Кесарийский, живший в VI-VII вв. от Р.Х., писал о 8-м стихе 6 главы, что
"Сказанное здесь приложимо и к настоящему»
А уж сегодня сопоставлениям пророчеств с различными явлениями общественной жизни и катаклизмами и вовсе несть числа. Чуть что покажется похожим - тут и сбытие.
Чтобы сохранять спокойствие и ясность ума в ворохе самых разных интерпретаций, хочется напомнить, что, прежде всего, в понимании библейских текстов необходимо ориентироваться на традицию святых отцов, так как они были водительствованы тем же Духом, что и апостолы, и критически осмыслять мнения людей впечатлительных или вовсе далеких от православия.