В 2018 году в фонды музея поступили более 111 новых образцов горных пород, минералов и ископаемых флоры и фауны. Среди них оказалось много редких и ценных для исследователей находок. Некоторые виды представлены в экспозиции впервые.
Эффектный полированный балтийский янтарь подарила музею директор института дополнительного образования Вера Живаева. Интересна его цветовая гамма. Среди малопривлекательной массы болотистого цвета ярко выделяются слои с поверхностями напластования. Эти поверхности зеркально отражают свет, придавая янтарю тёплый золотистый оттенок. Яркие отражения от контактных поверхностей образуют красивые переходы золотистых и медовых тонов.
Благодаря преподавателю кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин» Георгию Мозговому в музее начала формироваться коллекция огранённых ювелирных камней. Первым экспонатом стал гранат, привезённый из Таиланда. Множество полированных граней, переливаясь оттенками малиново-красного, создают на поверхности граната причудливый геометрический узор и придают минералу особую глубину.
Новым минеральным видом в коллекции музея стал кордиерит, полученный в дар от давнего друга музея, московского минералога Дмитрия Тонкачеева. Переливающийся на свету памирский минерал, привезённый из Таджикистана, отличается глубоким сине-фиолетовым цветом. Интересной особенностью является то, что кристаллическая решётка кордиерита схожа с бериллом, но места ионов бериллия занимают ионы алюминия и частично кремния. Кордиерит – довольно редкий и интересный ювелирный камень.
Дмитрий Тонкачеев и его коллега, бельгийский минералог Мишель Завадски подарили Политеху ещё два необычных образца. Первая новинка, впервые представленная в музее, – кристалл фторрихтерита из канадской провинции онтарио. Этот минерал открыт на территории России, но обычно он встречается здесь в виде небольших зёрен или пластин. А кристаллы заметных размеров поступают как раз из Канады. На боковых гранях фторрихтерита можно заметить асбестовидные агрегаты – места срастания минералов. Здесь есть отпечатки, оставленные мелкими кристаллами светло-серого цвета – кварца, а также коричневато-жёлтые мелкие кристаллы пока не установленного состава.
Второй подарок Тонкачеева и Завадски тоже прибыл из Канады. Это кристалл апатита. Такой минерал уже представлен в музее, но новый образец необычен своим нежным розоватым оттенком. Таким образом, он расширяет не только географию, но и цветовую палитру апатитов Политеха.
Частная коллекция Сергея Кириллова уникальна тем, что все её экспонаты – минеральные образования и палеонтологические остатки – собраны в черте Самары, в районе Больничного и Постникова оврагов. В прошлом году владелец передал музею небольшой образец распиленной и отполированной сеп- тарии. На срезе отчётливо виден причудливый живописный рисунок, образуемый прожилками и трещинами. Находка весьма неожиданная, поскольку этот вид минералов необычен для Самары.
Редкую находку сделали геологи Политеха прошлым летом на берегу Волги. Исследователи обнаружили необычный кремень с двойным рисунком. У отполированного образца явно обозначено ядро округлой формы и овальные наслоения вокруг него. В то же время можно заметить и второй – зигзагообразный – рисунок. Это стилолитовые швы, которые формируются при землетрясениях. Такая структура необычна для кремней Самары.
Необычный образец привёз из Анапы доцент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» Василий Данилушкин. Фрагмент ракушеч- ника представляет собой скопление створок и фрагментов двустворчатых моллюсков и гастропод. Он примечателен необычной формой. Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что сцементированные створки образуют фигуру доисторического животного. Можно различить клюв, глаз и другие части тела. Директор музея Александр Сидоров назвал это творение природной арчимбольдеской из раковин. (Арчимбольдеска – аллегорическое изображение реального или мифологического персонажа, составленное из овощей, фруктов, цветов, коряг, колосьев и т.п. Название происходит от имени итальянского живописца и декоратора Джузеппе Арчимбольдо (1526 – 1593), активно использовавшего эту технику в своём творчестве).