Найти в Дзене
Кинопроба

Смотри в оба: Киноляпы в советской мелодраме «Девчата»

Оглавление

Кадры из фильма «Девчата» | Kinoproba.com
Кадры из фильма «Девчата» | Kinoproba.com

Смешная и немного наивная мелодрама «Девчата» входит в число самых топовых фильмов советской эпохи, а также считается одной из лучших работ режиссера Юрия Чулюкина.

Понаблюдать за приключениями бойкой поварихи Тоси в исполнении Надежды Румянцевой в 1962 году собирались полные кинозалы – 34,8 млн человек. И, как минимум, еще столько же зрителей познакомились с картиной и пересматривали ее уже посредством современных стриминговых платформ.

Более чем за 60 лет существования киноленты ее успели разобрать на цитаты и кадры. Однако не утаились от зоркого зрительского глаза и небольшие киноляпы, присутствующие, наверное, в любом киношедевре. Именно об этих «недочетах» мы сейчас и расскажем в материале «Кинопробы».

Профессор кислых щей

Первым делом, когда Тося Кислицына приезжает в общежитие уральского леспромхоза «Бодровского», зрители вместе с остальными центральными персонажами фильма узнают о «пятерках по борщам». И получала она их за время обучения в кулинарном училище в Симферополе, дипломом об окончании которого она хвалится новым соседкам.

Да и всевозможные вариации приготовления картофеля советская девушка навряд ли бы узнала в те годы где-то кроме профильного учебного заведения. Более того, Тоська хвастается достижением совершеннолетия и наличием паспорта. Тогда почему в фильме она продолжает учиться, да еще и по школьным учебникам?

Вспомните: главная героиня каждый вечер проводила за домашними заданиями из вечерней школы. И когда Илья Ковригин в исполнении Николая Рыбникова приносит Тосе билеты в первый ряд филармонии, в руках влюбленной девушки виднеется книга с упражнениями по химии. Крупным планом. Когда же старшие подруги во главе с «мамой» Верой (Нина Мельникова) пытаются ее не пустить на концерт, девушка в запале говорит:

«В детдоме воспитывали, в училище воспитывали. Сюда приехала – нет, опять воспитывают. Что, одни задачки решать? Да пропади они пропадом ваши задачки!».

Ответ на эту «несостыковочку» можно найти в первоисточнике – повести Бориса Бедного «Девчата», которая в 1961 году прославила труд писателя. Согласно книге, Тоська образования не имела. После выпуска из детдома она сначала отработала в колхозе, а затем стала домработницей. И только спустя время ей удалось устроиться на предприятие на Севере, тогда она и пошла получать знания в «вечерке».

Однако учебники фигурируют во всех ключевых эпизодах повести, поэтому главная героиня и в кадре периодически появляется за книгами – режиссер не стал окончательно перекраивать сценарий.

Кадр из фильма «Девчата», 1962, СССР.
Кадр из фильма «Девчата», 1962, СССР.

Билеты-фениксы

Стоит отметить, когда Вера, Анфиса, Надя (Инна Макарова) и Катя (Люсьена Овчинникова) не хотели отпускать Тосю в клуб с Ильей, в запале ссоры они порвали билеты. Но по приходу влюбленных на концерт, Ковригин спокойно предъявляет их контролеру, и держит эти же билеты в руках на крупном плане, называя их места.

-4

Там еще осталось немножечко варенья?

Не менее интересные «метаморфозы» происходят уже во время первого чаепития Тоси с позаимствованными из чужих тумбочек продуктами. Сначала банка сгущенки постоянно меняет свое местоположение на столе в зависимости от угла съемки, а затем и вовсе пропадает из кадра.

«Терзают смутные сомнения» и по поводу центральной фигуры всей ее трапезы – той самой половинки батона, которые девушка обильно поливает толстым слоем варенья из банки с надписью «Клюква». При этом прекрасно видно, что на столе присутствует еще и полная закрытая баночка «Сливового». Однако со сменой кадров постоянно меняются местами и тары со сладким угощением. А с внезапным приходом соседок по комнате, закрытое «Сливовое» вдруг пустеет на половину. После чего к себе в тумбочку его уносит «злая» Анфиска (Светлана Дружинина).

-5
-6
-7
-8

Что ничье, то наше

К слову о тумбочках. В продолжении сцены та же самая Анфиса упрекает Тосбку в воровстве:

«Всю жизнь о такой соседке мечтала! Это кто ж тебя научил по чужим тумбочкам лазить, а?».

Только вот, если повнимательнее присмотреться – банку компота и варенье героиня берет с общего стола, куда еще несколькими минутами раньше принес Ксан Ксаныч (Виктор Байков). Да, она до этого понюхала флакончики чужих духов на тумбочке, провела рукой по чужим подушкам, вытащила и обратно убрала в шкатулку торчащее кружево, после чего достала из своей сумки пластинку и начала слушать на граммофоне. Но внутрь чужих тумбочек – не заглядывала. К тому же, откуда детдомовской девчонке знать, что нужно спрашивать разрешения, чтобы взять продукты с общего стола?

Кадр из фильма «Девчата», 1962, СССР.
Кадр из фильма «Девчата», 1962, СССР.

Избушка, повернись ко мне передом!

Избушка, в которой располагалась столовая для рабочего класса, выглядит изнутри и снаружи абсолютно по-разному. С внешней стороны, справа от входной двери, можно разглядеть маленькое окошко. Когда же повариха оказывается внутри – оно превращается в два внушительных окна.

Когда же к концу фильма столовая перебазируется в более оснащенный вагончик, начинается новая «чехарда», но уже с сервировкой стола. Сначала обиженная на Илью Тося забирает с его стола пустую тарелку с хлебом, хотя в предыдущем кадре она была переполнена нарезным батоном. Однако еще через мгновение хлеб снова появляется перед Ковригиным без участия поварихи. И пока он ест гречку, за соседним пустующим столиком то появляется, то исчезает еще одно блюдо с хлебными ломтиками.

-10
-11

Еловый вопрос

Новый вопрос относительно столовой возникает после того, как новоиспеченная повариха бродит по лесу в поисках еловых веток для растопки печи. Да, охапку девушка собрала немалую. Но каким образом этого количества веточек должно хватить для растопки поварской печи – не понятно.

Тем более, что в столовой день изо дня беспрерывно готовятся завтраки, обеды, ужины, греется вода для мытья посуды, да и просто для питья. Плюс, необходимо отапливать помещение. Ворох еловых веток закончился бы, пожалуй, еще на этапе варки огромной кастрюли супа.

Еще одна загадка – почему же сотрудники лесопилки не могли натаскать воды и нормальных дров для повара? Да, после первой ссоры с Ковригиным, неугодную повариху могли перестать снабжать материалами для топки. Но ведь собирать хворост на делянку Тося ходила еще до этого инцидента.

Кадр из фильма «Девчата», 1962, СССР.
Кадр из фильма «Девчата», 1962, СССР.

Лес рубят – шапки летят

И все же, вернемся все к той же делянке, где Илья валил лес со своими товарищами. А парень-то оказывается, фокусник. Объясним: когда он заносит пилу над стволом дерева, на нем – обычная меховая шапка, что была у каждого мужчины в СССР. Но окрикивая через мгновение замеченную среди елок Тосю, головной убор на персонаже превращается в настоящую ушанку. При этом, пилу главный герой из рук не выпускал.

-13
-14

Газета, меняющая название

Ближе к концу фильма приезжий фотокорреспондент делает фотографию Ковригина для местной газеты. И спустя пару кадров портрет Ильи красуется на стенде в пермском издании «Чусовской рабочий».

Когда же Тося через пару секунд выкупала в ларьке все экземпляры печатной прессы, она спросила у продавщицы: «У вас есть «Лесоруб» сегодняшний?», указывая на стену с «Чусовским рабочим».

-15
-16

Круговорот предметов в кадре

Заметим, что не только шапки, валенки, хлеб и банки со сгущенками хаотично перемещаются в кадре или меняют свой вид. То же самое происходит в фильме и с гитарой, что сначала висит на стене в комнате девочек, а потом оказывается уже лежащей на кровати.

Меняют свою скрутку и одеяла, которые приносит в начале картины комендант в исполнении Михаила Пуговкина: сначала они сложены «прямоугольничком», а затем –закручиваются друг в друга. А когда Тося залезает на ящик с гвоздями, чтобы подслушать разговор соседок, на нем явно видна надпись «35 кг». Во-первых, весят такие гвозди килограмм 40, а во-вторых, откуда столько сил в такой маленькой и хрупкой девушке? Не фильм, а сплошной немой вопрос.

-17
-18