Найти в Дзене
Правила жизни

Самый ужасающий эксперимент СССР: почему правительство поместило кучу заключенных на необитаемый остров

В 1933 году более шести тысяч людей оказались совсем одни на необитаемом острове посреди Оби. Никаких инструментов для существования у них не было. Среди людей, над которыми проводили эксперимент были бродяги, нищие, уголовники и бывшие кулаки. Рассказываем все, что с ними произошло Нет паспорта — отправляйся в ссылку Паспортная система в СССР появилась в начале 1930 годов. Для реализации новой системы созданной Паспортно-визовой службе придумали непростую задачу: очистить города и рабочие поселки «от лиц, не занятых общественно-полезным трудом, укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов». Справлялись с этой задачей быстро: отлавливали людей без документов в городах и отправляли в ранее созданные спецпоселения для раскулаченных. В течение 1933 года планировали депортировать в Сибирь и Казахстан около двух миллионов людей, тем самым сильно повысить население этих регионов. Чистки при этом в реальности оказались массовыми облавами — задерживали всех людей без ра
Оглавление

В 1933 году более шести тысяч людей оказались совсем одни на необитаемом острове посреди Оби. Никаких инструментов для существования у них не было. Среди людей, над которыми проводили эксперимент были бродяги, нищие, уголовники и бывшие кулаки. Рассказываем все, что с ними произошло

Нет паспорта — отправляйся в ссылку

Паспортная система в СССР появилась в начале 1930 годов. Для реализации новой системы созданной Паспортно-визовой службе придумали непростую задачу: очистить города и рабочие поселки «от лиц, не занятых общественно-полезным трудом, укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов». Справлялись с этой задачей быстро: отлавливали людей без документов в городах и отправляли в ранее созданные спецпоселения для раскулаченных. В течение 1933 года планировали депортировать в Сибирь и Казахстан около двух миллионов людей, тем самым сильно повысить население этих регионов.

Чистки при этом в реальности оказались массовыми облавами — задерживали всех людей без разбора, часто даже тех, у кого были документы. При этом никакой оперативной работы с задержанными не велось. Не выясняя ничего об их жизни и личности, пойманных моментально отправляли к железнодорожным эшелонам и этапировали в Сибирь. Но и на месте прибытия никто разбираться не хотел. Тем более, что и сами места не были толком подготовлены к приему и содержанию такого количества заключенных.

Необитаемый остров

В мае в штрафную Александро-Ваховскую комендатуру приехали два поезда ссыльных из Москвы и Ленинграда. Поскольку места и ресурсов на размещение стольких людей на территории комендатуры не было, руководство приняло решение отправить трудопоселенцев на остров Назино. Он располагался посреди русла Оби близ места впадения в нее речки Назинской. Из-за этого решения более шести тысяч заключенных оказались на куске суши размером полтора на полкилометра.

Работа на острове сразу закипела: было разбито несколько палаток для размещения больных и сильно ослабленных трудопоселенцев, в одной из них даже организовали раздачу питания: 500 граммов хлеба, 32 грамма крупы, 13 граммов сахара и соли. Хотя довольно быстро и этот скудный пайек пропал — хлеб заменили мукой низкого качества, которую заключенные должны были сами превращать в хлеб. Вот только никаких условий для этого не было. Людям приходилось питаться «болтанкой» — смесью муки и воды, которая вызывала в основном заворот кишок.

Каннибалы

Помимо проблем с питанием и отсутствием оборудования начали появляться и другие препятствия для жизни: суровые погодныме условия и обилие кровососущих насекомых. К тому же, жители острова были истощены еще и длительной поездкой через всю страну. Из-за этого всего на острове быстро началась эпидемия тифа. А многие из людей оказались лишены какого-либо пайка, поскольку еду отбирали уголовники.

В этих условиях борьбы за жизнь начались жестокие массовые убийства и случаи каннибализма. После этого руководство комендатуры попросту самоустранилось, пустив все на самотек. Лишь изредка приплывала баржа, чтобы забрать тела умерших, хотя примерно каждый день умирало 40-70 человек.

Попытка замять инцидент

Поняв, что случилось, чиновники Сиблага пытались скрыть всю информацию, чтобы никакие партийные органы не узнали о происходящем. Но информация до столицы все равно дошла — инструктор Нарымского окружного комитета партии В. А. Величко написал личное письмо Сталину, в котором подробно поведал о трагедии. Уже в сентябре проблему обсудили в политбюро, после чего направили специальную комиссию. Она подтвердила все происходящее на острове.

Осенью 1933 года результаты расследования были засекречены, а программа массовой депортации свернута, как «опасный и асоциальный эксперимент».

А вы знали про эту историю? Делитесь в комментариях!