Найти тему
Илья Тришулин

Растафарианство. Культы юности.

Растафарианство. Культы юности.

Значительная часть понятий и представлений об окружающей действительности формируется в раннем возрасте, пока сознание открыто к любым моделям мира и импринтам, а психика ещё достаточно гибкая, чтобы принять, подробно рассмотреть и опробовать на своей шкуре самые разные концепции.

Так к примеру, ещё в школе (году в 99-м) я познакомился с растафарианской культурой, что сильно славится практикой ритуального медитативного воскурения определенного вида трав.

Но эти практики не были для нас, молодых авантюристов, чем-то краеугольным.

Помимо них в данной религиозной традиции было много полезных концепций, которые актуальны и по сегодняшний день.

Например, концепция Вавилона.

Вавилон (или «Бабилан», если произносить правильно, на ямайский манер) – это "система", это совокупность всего негатива и зла, которые заключает в себе мир материалистичный, бездуховный, на всех уровнях и во всех смыслах, это "б̶е̶л̶ы̶й̶ западный человек" с его агрессивным лицемерным потребительским отношением к окружающему миру, к природе и другим людям.

Через это понятие с раннего детства я увидел, что мир действительно не совершенен и есть культуры и люди конструктивные (естественно, главным образом на тот момент для меня это были поклонники Хайле Селассие I-го, адепты культа Джа:) и неконструктивные – представители Вавилона, в особенности политики, органы власти и население с промытыми мозгами.

Понятно, какой библейский миф взят за основу в концепции Вавилона, как олицетворения мира, где утеряна связь всего со всем, где люди говорят на разных языках и тянут друг друга вниз, не давая спокойно развиваться и созидать.

Здесь же можно упомянуть распространенное в этой культуре понятие "измов и скизмов" ("isms & skisms"), выражающее осуждающее и пренебрежительное обобщение для всех религиозных и политических течений, распространённых в "Вавилоне".

Также в этом религиозном движении была интересна идея духовной репатриации – возвращения на исконную родину. Локально эта родина для растафарианца находится в Эритреи, в Эфиопии, а также в Небесном Иерусалиме и на горе Зайон (Сион, «mount Zion»).

Сейчас эта идея может быть также актуальна, но все мы понимаем, что под понятием духовной родины в первую очередь подразумевается ваше внутреннее пространство в сознании, где царит трансцендентальный источник, равновесие и осознанное восприятие.

Это то, о чём говорил тот самый Пророк: "Царствие Божие внутрь вас есть". (Это пребывание Бога внутри любящего Его человека.)

Ещё в этой культуре интересно и также по-своему актуально понятие "I'n'I", что немного неуклюже переводится на русский как "Я-да-Я",

которое по сути представляет собой довольно известную индуистскую формулу "Тат Твам Аси" (Ты есть То или Ты То еси), что говорит о единстве перевоплощающегося Атмана и Абсолюта, частного и общего.

Частица Бога есть в каждом из нас, в каждом из нас есть Его потенциал и в перспективе наше сознание может развиться до божественных масштабов.

Капля в океане и Океан в капле.

Все местоимения (ты, он, она, я) заменялись формой "I'n'I", так при обращении к другому человеку вы в первую очередь обращались к его духовной изначальной сущности и напоминали и себе, и ему о том, что в нём тоже есть часть Бога, что он существо в первую очередь духовное.

Также этим термином делался акцент на важности единства общины, а не на личных интересах индивидуума, который своим отдельным местоимением словно обособляется от брэдрен (братства).

"I" – это "священный слог", многие слова в языке растафарианцев начинались с этого звука, что придавало им духовный акцент, окрашивало тонами мистическими и добавляло новых тонких аспектов.

Было понятие Садху, человека, посвятившего себя полностью духовному пути и ведущего отшельнический образ жизни, по внешнему облику сильно напоминавшего шиваитского садху-аскета.

В этом южном ямайском движении в целом было много заимствований из восточных религий – из индуизма, даосизма, буддизма и джайнизма.

Таким образом растафарианство представляло (и представляет) из себя весьма занимательный синтез западных и восточных течений с примесью ямайских шаманских обычаев.

Для меня это был ценный и захватывающий опыт погружения в религиозную традицию. До сих пор я с теплотой и улыбкой на лице вспоминаю первые медитации и первые т̶р̶и̶п̶ы̶ путешествия, которые по сути всегда рассматривались как погружение в духовную мистерию.

Многие концепции из того времени актуальны и сегодня (если перечислять все, то заметка получится слишком объёмной).

Можно сказать, что заданный курс по пути знания не меняется с той давней поры.

Было ещё много погружений в самые разные эзотерические и религиозные школы и течения, в разные практики и эксперименты.

Возможно о некоторых из них я расскажу в будущем.

Приятно осознавать, что впереди нас ожидает большое количество открытий, самое главное из которых ждёт в самом конце, ведь жизнь, как известно, тем и интересна, что концовка у неё открытая!..)

Так смерть задаёт тон всей жизни. 🤌

© Арканариум. Илья Тришулин.

Апрель-май 2023.