Один царь пожелал узнать, кто хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью царь повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:
– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.
Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:
– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.
Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое навредить ближнему! Преподобный Амвросий как-то сказал:
Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается.
С завистью встречается, наверное, каждый в своей жизни. Несмотря на ее кажущуюся безобидность – это одна из самых мучительных проблем. Вроде только-только накопил на долгожданную собственную квартиру, а тут в запрещеннограмме кто-то показывает свой сказочный новый дом в лесу. И всё, квартира долгожданная уже не так радует.
Бывало такое, что чужое счастье злит или сильно огорчает?
Представьте рядом с собой талантливого и успешного человека. У него есть все, чего нет у тебя даже в мечтах. Часто на таких вешают ярлыки. Например, «он богатый, потому что повезло или украл». Рядом с успешными и сильными людьми одни испытают зависть, другие - чувство позорного стыда, а третьи его возненавидят (и всё вместе сразу).
Можно, конечно, сделать вид, что ты равнодушен к существованию людей лучше тебя. Евангельский фарисей так и сделал, пытаясь загородиться от Святого Бога своими праведными делишками. Помните, как он похвалялся перед Богом, что лучше кающегося мытаря?
Неуместная ревность и желание соперничества порождают зависть, подогревая гордыню. Плюс ко всему общество культивирует успех и богатство, которые усиливаются имущественным расслоением. Самооценка зависит от одобрения и признания, даже если ты не богат и не знаменит. Она формируется из-за пережитой когда-то боли обесценивания и унижения. Потому уязвленный человек так склонен к обидам, злобе и зависти. Сложно не проявить этого, даже если ты талантливый лицемер. У евангельского фарисея не получилось прикрыться за благочестивым "фасадом".
Как избавиться от зависти?
Человеку хочется доказать «всем» (на самом деле себе), что он лучше всех, что он достоин большего. Если покопаться, кто эти все, лучше которых нужно быть, достойным чего и зачем нужно становиться, и почему сейчас ты чего-то недостоин, вскроются ранние обиды и боль обесценивания.
Из-за гордыни сложно вспомнить старые обиды и отпустить их. Самостоятельно здесь не справиться, и стоит заручиться помощью священника. Святитель Василий Великий дает два простых совета для самопощи.
Первый совет: осознать, что завидовать вообще нечему. Богатство, слава, почет и уважение – это земные вещи, но сами по себе эти вещи ничего не дают. Пресыщение ими наоборот вводит в тоску и в отчаяние.
Второй совет: сублимировать зависть в творческое преображение самого себя, достигая добродетелей. Правда, эта рекомендация подходит для борьбы с особым видом зависти, связанным с честолюбием.
Преподобный Никон советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства. Можно подарить человеку, которому завидуешь, небольшой подарок и порадоваться его реакции. Так человек учится, что можно радоваться не только за себя, но и за других.
Главное, будьте готовы к возвращению страсти. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут, - наставлял преподобный Макарий.