Ольга Шилова
Статья Ваша очень актуальна для текущего времени и событий в наше время происходящих, нужно бы несколько опережать или, важнее, дисциплинировать этот вал информации на тему воспитания умов школьного возраста, используя педагогику, которая несколько "зависла" в прошлом, в Духе текущего Времени.
СВЕРХЗАДАЧА Антона Семёновича Макаренко не устарела (для своего времени он её успешно решил), а для нашего времени она просто оказалась недорешённой для логического завершения, к которому может, как раз подвинуть "свалившаяся на все умы" информатика и её возможности, которые могут оказаться не столько созидательными, сколько разрушительными, о чём Вы и информируете умы читающих.
У А. С. Макаренко опорной базой было трудовое воспитание, которое сейчас в школах отсутствует. Совсем. Школьные уроки "труда" не ориентированы на получение трудовых навыков ни для себя, ни для решения трудовых задач в коллективе.
для сравнения могу написать, что в моём детстве был пришкольный участок, на котором отрабатывалась летняя практика всех учащихся вплоть до 8-го класса, и мы не понаслышке были знакомы с садово-огородными культурами и способах ухода за ними до получения урожая. У старшеклассников была уже и столярка, и слесарка, и вполне приличные навыки шитья и азы приготовления пищи. Кроме того, каждую неделю группами по очереди мы проводили генеральные уборки в классе: мыли полы, панели, двери, парты, протирали пыль на окнах (Я писала когда-то об этом нашем опыте О. А. Чагину), а летом кому-то выпадало счастье для мальчишек ремонтировать парты и столы, а девочкам заниматься покраской. И никто от труда не помер, думается, что всем всё пригодилось.
У нашего градообразующего предприятия, Кирсинского кабельного завода, было и своё подсобное хозяйство, куда школьников иногда приглашали "выручить", если персонал "зашивался"
Ещё немного, но уже к подобию трудового воспитания: у моих сыновей в детском саду (сама я в д/сад не ходила) были свои "генеральные уборки", знакомящие дошкольников с уходом за цветами в группе и за аквариумом, в котором плавали красивые рыбки, они помогали няне накрывать на столики и убирать за собой после тематических занятий.
В. А. Сухомлинский в своих трудах и в родной для него" Павлышской средней школе", "Сердце отдаю детям", и в работе с родителями, "Родительская педагогика", и, конкретно, с мальчиками (его "Письма к сыну" помогли мне несколько развернуть мозги моего мужа к воспитательному процессу сыновей), проводил в жизнь ту составляющую воспитания, которая может быть названа идеологией, и многое в ней также не устарело, просто коммунистическую идею можно спокойно перевести в нормальное ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РУСЛО.
Много интересного открыла для себя, читая книги Е. А. и Б. П. Никитиных, вырастивших здоровенькими и смышлёными своих семерых детей: "Мы и наши дети", "Материнство", "Отчий дом", "Развивающие игры" (многие пришлось мастерить и выполнять в чертежах самим), "Мы, наши дети и внуки"... И много ещё тогда интересного печаталось в небольших книжечках с названием "Народного университет. Педагогический факультет" и в журнале "Семья и школа", в котором СЕМЬЯ была поставлена на 1-е место . Но поскольку мой ум был несколько своеобразным по способу выбранного мышления, то любой прочитанный и заинтересовавший меня материал я перерабатывала для себя и с учётом возможностей местных условий, на 1-м месте среди всего был муж, очень неординарный человек ("Бодливой корове БОГ рог не даёт").
Теперь о школе. Мне всегда везло с учителями, до сих пор помню всех по именам и отчествам. Благодарна - всем! Математику преподавали женщины, и лишь в 10-м я один месяц математиком был Михаил Никонович, со скрипом верящий, что я могу решать тригонометрические задачки.
А до него была Екатерина Михайловна, так она выписывала на доске номера для решения дома или в классе : 1-й столбик - много номеров Для тех, кто хочет попробовать себя на 5-ку, рядом - 2-й столбик, поменьше, - для тех, кто тянет на 4-ку, далее 3-й столбик - кто сколько сможет, в дальнейшем "уточнимся".Двоечников у нас почти не было, 1 или 2, может, 3 (из очень неблагополучных семей, но никакого "угнетения" в наших школьных коллективах не было) . Вот такой был у нас "церебральный сортинг", очень практичный и добровольный, в одном классе учились и дети техничек, и учителей, и высоких партработников, и инженерного состава завода, и школьная практика была обязательна для всех. Возможно, что кое-кто и уклонялся, бывало...
Сергей Вячеславович Савельев очень интересно рассказывает, хотя иногда и на грани фола, о том, что создание ИИ невозможно, но почему-то упорно настаивает на технологиях и соответствующей им технике, способной вычислить "особо одарённые умы", как-то упуская из виду, что и Эйнштейн и Максвелл не сразу открылись миру в качестве "особо одарённых".
Возвращаясь к началу Вашей статьи с вопросом, "...действительно ли объем математики советской школы нужен каждому гражданину?..", могу с большой долей уверенности сказать, что ОБЪЁМ МАТЕМАТИКИ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ и был, и до сих пор нужен каждому ученику средней школы, нужно лишь "апгрейдить" некоторые разделы с условием, что сфера школьной математики учитывает уже и информатику и, стало быть, всё, что за ней тащится непременным "хвостиком" и как он аукнется в будущем для люБОГо ЧЕЛО - ВЕКА, являющего собой земное воплощение БОЖЬЕГО ЗАМЫСЛА в качестве ВЕНЦА ТВОРЕНЬЯ.
Мы же в школе сначала знакомились с АРИФМЕТИКОЙ и четырьмя простыми действиями с числами, представленными цифрами в разных комбинациях. А теперь, если вспомнить формулировку Н. Тесла, что:
"МИР это единая непрерывная электромагнитная среда, а закон резонансов есть наиболее общий природный закон. Все связи между явлениями, процессами, событиями, в мире устанавливаются исключительно путём разного рода простых и сложных электромагнитных космических резонансов" - то школьная АРИФМЕТИКА нас знакомила с простейшими резонансами, выраженными в целых числах. Практически это был первый заброс в наше с Вами время. Далее следовала наша школьная АЛГЕБРА с введением в понимание, что цифры могут быть заменены буквами латинского алфавита, а РЕЗОНАНСЫ становятся более сложными, включая затем и формулы сокращённого умножения, и тригонометрические функции и логарифмы, и интегралы, и дифференцирование и... далее Вам, Ирина Константиновна, МА-ТЕМА-ТИК-А (мать - и - мачеха) более знакома, чем мне. И это всё о нём, о РЕЗОНАНСЕ, РЕЗОНАНС - практически НАНО - СРЕЗ любого события или процесса в любой точке Космического Пространства, а значит, и на ЗЕМЛЕ.
Если Вас заинтересует, то могу продолжить, как это связывается с родной АЗБУКОЙ, человеческой РЕЧЬЮ и множеством ЯЗЫКОВ земного НА-род-ОН -А-селен-IЯ, через ФИЗИКУ, ХИМИЮ, БИОЛОГИЮ-МАТЕМАТИКУ-ИНФОРМАТИКУ-АСТРОНОМИЮ-АСТРОЛОГИЮ-ЧЕРЧЕНИЕ-РИСОВАНИЕ-ЧТЕНИЕ-ПЕНИЕ-МУЗЫКУ и ... общественно-полезный (или НЕ-полезны!) ТРУД, чтобы именно он "...ВЛАДЫКОЙ МИРА стал и всех в одну семью спаял.." в полном соответствии Божьему Замыслу. Божий Замысел доведён до человеков через ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ, ПЕРВАЯ из которых - это о ЗАКОНЕ СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ, в том числе и ЖИВОТ(ЖИЗНЬ)ТВОРЯЩЕЙ и ЖИЗНЕПОДДЕРЖИВАЕМоЙ и даруемой Большим Космосом.
Скоро выйдет наша беседа с Ольгой Шиловой на эту тему.