Заявила об этом на первом же собрании. Мол, не ждите, что я буду любить ваших детей, моя обязанность их учить. А любить их должны дома.
В принципе, я не против такого подхода. И дети будут собраннее, школу будут воспринимать как место получения знаний, и не будет слез при расставании после окончания началки.
И вообще, это школа, а не садик, где воспитательницы детям как вторые мамы. Пора привыкать к взрослой жизни.
Но насколько оправдать такой подход?
У семилеток-первоклассников мотивации к учебе нет. Учатся они или из-под палки - "не сделаешь домашку, не получишь мороженое". Либо за поощрения - "сделаешь домашку - получишь мороженое".
Еще один мотивационный подход - искреннее желание получить похвалу от значимого человека. И хорошо, когда учитель таким человеком станет. Если учитель безэмоциональный робот - похвала от него мотивацией для ребенка не станет.
Так и произошло в нашем классе. Дети не невзлюбили учительницу, они просто не воспринимали ее как человека. Она же в свою очередь не видела разницы между детьми, не воспринимала их как личностей. Есть дети без проблем - не опаздывают, не шумят, поднимают руку. И есть дети с проблемами, которые мешают вести урок.
Дочь говорила про учительницу "она злая". В семь лет подобрать правильный эпитет еще сложно. Слова "равнодушная" она еще не знает, говорит по принципу, раз не добрая, значит злая.
Кое-как мы все-таки подобрали термин "строгая". Я задавала дочери вопросы "она вас бьет?", "Она на вас орет?", "Она вас лупит линейкой по затылку?". На все вопросы дочь ответила: "Нет". Значит она злая? Получается, что нет. После таких разговоров дочери стало в школе полегче. Она поняла, что есть люди между "злая" и "добрая", и наша учитель еще не самый худший вариант.
Однако до конца проблему отношений ребенка с учительницей это не решило.
В третьей четверти мое терпение лопнуло. Вечные придирки и замечания в дневнике вынудили меня составить разговор с учительницей в присутствии школьного психолога. Вот там я выплеснула все, что накопилось.
Что "не любить" детей - это не значит относится у ним формально и равнодушно. Что ее профессия педагога подразумевает выбор метода обучения в зависимости от темперамента и характера ребенка. Что педагог обязан знать азы детской психологии. Что ее подход "ругать за ошибки, не замечать достижения" - не работает.
Странно, но учительницу удивили мои слова, что даже мне, взрослому человеку, сложно общаться с ней. Когда я при психологе объяснила, что я за три четверти ни разу не услышала про свою дочь ни единого хорошего слова от учителя - удивилась уже психолог.
И уже она стала задавать учительнице вопросы про мою дочь, неужели она действительно за 7 учебных месяцев ни разу ни сделала ничего, за что ее можно было похвалить? Оказалось, что есть за что. Но учитель не считала нужным на таких ситуациях акцентировать внимание, потому что когда дети ведут себя нормально это же нормально, за что тут хвалить?
А знаете, что самое смешное? У нашей учительницы 21 год педагогического стажа. И за все это время она так и не освоила метод позитивного подкрепления...
Вдвоем с психологом мы убедили учительницу изменить подход хотя бы к одному ребенку (моей дочери). Хотя бы ради эксперимента)
Хвалить три раза в день за любую мелочь.
-Какая ты молодец, сегодня без напоминаний сдала тетрадь.
-Как красиво получилось у тебя написать это слово.
-Как здорово, что ты сегодня на урок отвлекалась всего два раза.
И знаете, сработало. На следующий же день после уроков ребенок взахлеб рассказывала мне, как учительница сказала ей, что она молодец и не написала замечание за забытую линейку. Через неделю она заявила мне, что учительница не такая уж и плохая. В школу она стала с радостью, а не через силу. Портфель собирает тщательнее - "чтобы не расстраивать учительницу", на урока ведет себя лучше - "ведь учительница так радуется, когда я себя хорошо веду". И замечания теперь не по три штуки за один день, а раз в неделю.
Конечно, до конца шалости не ушли. Но теперь они "в пределах допустимого". А самое главное, у дочери появился стимул вести себя лучше. Она увидела, что за это можно получить похвалу и одобрение.
Учитель стала становиться "важным взрослым".
Родители, не бойтесь подходить с разговором к учителю. Не бойтесь предлагать свои варианты взаимодействия учителя с вашим ребенком. Это же ваш ребенок и вы лучше его знаете!