Мне интересно понять: действительно ли объем математики советской школы нужен каждому гражданину?
Как математик, конечно, я использую царицу наук в большом объеме и в жизни, и в работе. Детей и внуков учу занимательной математике, но, с учётом слабости школьных программ и учителей, всё выходит несколько по-другому. Однако, знаю и много моих ровесников, кого в старших классах математика просто отвратила от школы, настолько они ее не любили, не понимали и не принимали, несмотря на хорошего (по моим критериям) учителя математики.
Может все же некая индивидуальность ребенка должна учитываться при обучении? Особенно сейчас при наличием интеллектуальных алгоритмов? Современные технологии, такие как например, ChatGPT, позволяют адаптировать многие аспекты тестирования, тренажёра, суфлера, помощника в обучении для использования личного спарринг партнёра каждым желающим. Конечно, всё это возможно только при условии наличия рядом мудрого педагога, а может и психолога или наставника. Мне кажется, модель советской школы - 25-30 учеников разного уровня развития и один учитель на всех школьных предметах с 1 по 10 класс в современных условиях - полная утопия.
Учитывая, ожидаемые потери 300 миллионов рабочих мест (https://meduza.io/feature/2023/04/01/iskusstvennyy-intellekt-mozhet-zamestit-300-millionov-rabochih-mest-v-razvityh-stranah-on-spravitsya-s-polovinoy-zadach-v-yurisprudentsii-i-administrativnom-sektora) и в основном среди белых воротничков - бухгалтеров, юристов, программистов, маркетологов, и то, что темные силы будут пытаться воспользоваться потерей рабочих мест для введения базового дохода (https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10978756), что есть фактически современное рабовладение, может даже не от государства, а от транснациональных корпораций, нужно срочно, предоставить возможность изучить повышение КПД человека до максимального уровня творческого потенциала, данного ему Творцом. Иначе, нововведения будут использоваться для расчеловечивания людей.
Как математик и специалист в ИИ с 30-ти летним стажем, понимаю, что достижения ИКТ остановить невозможно, а использовать их можно, также, как и столовый нож - во благо или во вред . Но мы же не отказываемся от столовых ножей, а просто учим детей ими правильно пользоваться, стараясь минимизировать риски от возможного вреда. Когда мы учились и росли, не было многих вещей, которые есть сейчас и их невозможно запретить, ограничить или отменить. А запретный плод, как мы знаем, особенно притягателен и сладок. Поэтому государство должно предоставить в школы безопасный интернет, также как предоставляет питьевую воду и электричество, а творчество учителя должно стать качественно иным. Нужны специалисты и нужен мягкий социально-научный эксперимент совмещения педагогики с технологиями, но с защитой от лоббирования технокомпаний. Такие эксперименты уже ставят на своих детях многие образованные и не совсем родители. Нужно учитывать, что знания, когнитивная мощность и интеллект детей и молодежи формируется уже не в тех условиях и не теми методами, что 30-40 лет назад.
Недавно была опубликована статья, на английском языке, где папа для дочки с 3 до 5 лет специально натренировал ChatGPT отвечать на все ее вопросы, сочинять для нее сказки, ребусы и играть с ней, как опытная няня. Опыт проходит отлично. А что будет с девочкой дальше - пока неясно. ((https://aisnakeoil.substack.com/p/i-set-up-a-chatgpt-voice-interface?utm_source=post-email-title&publication_id=1008003&post_id=114786080&isFreemail=true&utm_medium=email)
Если брать модель советской школы в ее высшем проявлении, например, через опыт и систему А.С. Макаренко, которую Советское Правительство приняло на вооружение, но растеряло то, что Антон Семеныч называл СВЕРХЗАДАЧЕЙ, а Шалва Амонашвили ЕДИНСТВОМ ЦЕЛИ, то может такой общий фундаментальный подход, усиленный в индивидуальном порядке современными технологиями, и воспитает творческих субъектов и счастливых обладателей здоровой психики, крепкой нравственной основы, духовной культуры и интеллектуальной самостоятельности в мыслительной деятельности.
Именно человеческий потенциал людей такого уровня, умеющих сохранять интерес к саморазвитию, к постановке и достижению целей в условиях неопределенности и хаоса, поможет сохранить и развить жизнь на земле и в космосе.
Если предположить, что смысл жизни человека - найти свою миссию и превратить ее в дело своей жизни, чтобы самоактуализироваться и самореализоваться, то лозунг "каждому свое, во благо всем" может превратиться в фундамент для создания новой экономической формации вокруг развития Человека по Образу и подобию. Неважно, как это потом назовут. Я вижу и верю, что на землю приходят разные души и разные люди, кому-то нужно то, что совсем вредно другому. Главный вопрос текущего момента, как выявить талант, помочь развить нравственность, поставить на должный уровень родную словесность, практиковать любовь к близким, к родному краю и все это без церебрального сортинга, предлагаемого профессором Сергеем Савельевым? Нужно гармоничное развитие левой и правой половинки мозга и синергия между ними. Такое воспитание и образование практиковали греки. В СССР же математически талантливого ученика посылали учиться в математическую школу. А может нужно в музыкальный или филологический класс, если математика и так у него - врождённый талант?
Все эти вопросы нужно активно обсуждать без крайностей, без кликушества, без цепляния за старые и особенно уже отжившие форматы образования, которые отлично служили индустриальному обществу, но будут тормозить информационное общество.
Пока мы мешкаем, тормозим, залипаем в спорах и бранимся, технократы быстренько пользуются современными медийными подходами к родителям, бюрократам и чиновникам от образования, чтобы продвинуть свои вредоносные экспресс-решения, как мы недавно видели в период пландемии и свежеиспечённых вакцин от так и не выделенного вируса. #иринамухина