Кажется, в этом мире возможно всё – даже сколотить целое состояние на том, что в буквальном смысле слова валяется под ногами. История рекламного гения Гари Даля, который стал миллионером, продавая пляжные камни в коробках, яркое тому свидетельство. Всего за три доллара 95 центов потребитель мог купить... камень – простой, обыкновенный, яйцевидной формы камень, который можно было выкопать практически на любом заднем дворе.
Самое удивительное то, что всего за несколько месяцев более миллиона человек сделали это! Они стали гордыми, хотя и слегка обескураженными владельцами «домашних камней», или Pet Rock, причуды 70-х, которую давно окрестили «одной из самых смехотворно успешных маркетинговых схем за всю историю».
Ранние годы будущего миллионера
Гари Даль родился в 1936 году в Северной Дакоте, в обычной рабочей семье: мать – официантка, отец – обычный рабочий на лесопилке. Как и многие его сверстники, Гари с детства мечтал о красивой жизни. Он поступил в Университет штата Вашингтон, окончив который – устроился редактором в одну из контор.
К середине 70-х Гари было уже под 40. Он по-прежнему работал редактором, и скромно жил в Калифорнии в небольшой съёмной квартирке. Однако всего один вечер в баре с друзьями изменил всю его жизнь... А начиналось всё с обычной дружеской болтовни в духе «обо всём и ни о чём».
Гениальная идея на миллион
Как это часто бывает – воистину гениальные идеи приходят тогда, когда их совсем не ждёшь. Так произошло и в случае с Гари, который в тот апрельский вечер зависал со своими друзьями в баре, обсуждая различные житейские темы. Так, в какой-то момент завязался разговор о домашних питомцах, а также о необходимости кормить, выгуливать и убирать за ними. В шутку Даль сказал своим товарищам, что его питомец не нуждается в уходе – потому что он «домашняя порода» (имея в виду камень). Несмотря на весь абсурд, Даля данная идея зацепила. Он решил, что из этого можно попробовать что-то сделать.
За последующие несколько недель он написал 36-страничную инструкцию, а также позаботился об оформлении, инвесторах и... самих камнях, разумеется. «Питомцами» стали пляжные мексиканские породы, каждая из которых обошлась Гари в один пенни. Однако продавал он Pet Rock почти за 4 доллара каждый. И люди это покупали! Гениальность была в упаковке. Каждый Pet Rock поставлялся в картонном футляре в виде переноски с отверстиями для воздуха, нежно уложенными на подложку. Забавным мастерским ходом мистера Даля было его сопровождающее руководство по уходу, кормлению и дрессировке Pet Rock. Как сказал он сам:
«Людям чертовски скучно, а это отправляет их в фантастическое путешествие! Можно сказать, что мы упаковали чувство юмора».
И это действительно было так. К примеру – инструкция по уходу содержала много комичных советов, в частности:
«Если, когда вы вынимаете камень из коробки, он кажется взволнованным, положите его на старые газеты. Камень будет знать, для чего нужна бумага, и не потребует дальнейших указаний».
Ещё один секрет успеха Pet Rock – Рождество, в канун которого они и появились на рынке. Это был недорогой, забавный и явно необычный подарок, поднимающий людям настроение. Гари Даль продемонстрировал себя как настоящего рекламного гения, и это сделало его миллионером! Так, всего за пару месяцев он стал знаменитостью, миллионером и, наконец, сменил свою скромную квартирку на просторный дом с бассейном. В своём интервью он рассказывал:
«В тот период от звонков не было отбоя – я отвечал сразу на несколько звонков! Поэтому я научил своего помощника выдавать себя за меня, чтобы он мог отвечать на звонки за меня...»
Дальнейшая судьба Даля
Как и в случае с любой историей – истории оглушительного успеха Pet Rock пришёл конец. Пик популярности «домашних камней» пришёлся на первые 2 месяца, когда «питомцев» раскупали по 10 тысяч экземпляров в день. Затем начался ожидаемый спад. Гари ещё пытался сразить публику остроумием, в частности – он продавал «Наборы для разведения песка», позволяющие покупателям выращивать свои «собственные пустынные пустоши». Но былого ажиотажа уже не было.
На вырученные с Pet Rock деньги Даль не только позаботился о личном комфорте, но и открыл бар в Калифорнии. Затем был суд с первоначальными инвесторами, которые посчитали, что Гари заплатил им слишком малую долю от прибыли. Суд, к слову, был не в пользу Даля.
Впоследствии Даль сосредоточился на рекламе и маркетинге, но не переставал пользоваться своими остроумием. К примеру в 2001 году он издал книгу под названием «Реклама для чайников». Его не стало в 2015 году – Гари страдал обструктивной болезнью лёгких. Как говорят некоторые биографы:
«История его успеха показывает, что любая причуда может вас обогатить...»