DVHAB.ru предлагает посмотреть, что представляет из себя эта дорога, которой, кстати, юридически не существует. Ради бюрократической простоты ее объединили с трассой Хабаровск - Комсомольск. Теперь этот «Франкенштейн» бюрократической мысли называется «Трасса А-376 Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре». Поэтому никогда толком не поймешь, что на каком километре находится и на какой именно дороге.
Начинали сооружать ее в 1997 году, по воспоминаниям первостроителей, практически наугад, даже без проекта.
Еще тогда многим было очевидно, что с направлением ошиблись. Лучше было бы строить ее вдоль железной дороги Комсомольск - Советская Гавань (там до сих пор нет автомобильных трасс, от чего страдают жители нескольких поселков). Альтернатива была — через село Арсеньево, с другой стороны Анюйского нацпарка, которого, к слову, тогда еще не было. Третий вариант — вообще с юга, через Сукпай, по Оборской ветке.
Почему в итоге выбрали именно этот вариант, знает только инициатор строительства - Виктор Ишаев. В тех краях даже старых лесовозных дорог местами не было, поэтому пришлось пробиваться через перевалы Сихотэ-Алиня по настоящей таежной «целине».
Первоначальной задачей было сделать 300-километровый «зимник» в грунтовом или гравийном исполнении, чтобы потом, в перспективе, закатать его в асфальт.
В результате проехать в этом направлении стало можно уже в начале 2000-х.
Изначально планировалось полностью закончить магистраль в асфальто-бетонном варианте в 2010 году. Но строили трассу в итоге ровно 20 лет. Торжественная церемония открытия состоялась в октябре 2017 года.
Что характерно — оба главных подрядчика, «Дальспецстрой» и «Дальстроймеханизация», вскоре после этого «умерли».
Какое-то время это была натуральная «дорога смерти». Так ее и назвал застрявший там боксер и депутат Николай Валуев в 2019 году.
Дело в том, что к моменту достройки всей трассы первые заасфальтированные участки уже развалились, связи не было. Поэтому если машина ломалась, последствия были очень печальными.
Потом здесь сделали сотовую связь, МТС ловит практически везде. Состояние трассы после передачи ее федералам заметно улучшилось.
Одна из достопримечательностей трассы — скалы в районе реки Анюй, примерно на 90 - 91 км.
Но ожидающих увидеть по дороге просторы девственной тайги Сихотэ-Алиня здесь ждет разочарование. Никакой тайги вдоль трассы давно уже практически нет — леса после неоднократных сплошных пожаров и рубок представляют из себя ни на что не годный «вторичник»-тонкомер.
Кстати, такая картина по всему Хабаровскому краю, поэтому народные легенды о лесных богатствах региона сильно преувеличены. Доходило до того, что ванинский лесокомбинат «Аркаим», пока еще был жив, арендовал для лесозаготовок участки в Красноярском крае.
Единственное жилое место на этой трассе — кафе, в народе называемое «Половинкой», поскольку находится оно примерно посередине. Еще в 2018 году краевые власти подготовили перечень участков земли для размещения АЗС, мотелей и кафе, но желающих не нашлось.
Отметим, что «лавры» дороги смерти в Хабаровском крае сейчас перехватила трасса Селихино - Николаевск. Ее чудовищное состояние обещают исправить уже лет десять, но природа пока сильнее краевого бюджета и дорожных служб. Магистраль настолько ужасна, что по ней по закону даже нельзя запустить пассажирское регулярное движение. Поэтому все перевозки либо нелегальны, либо оформлены как туристические рейсы. Все об этом знают, но мирятся. Каждому, кто жалуется на асфальт в Хабаровске, рекомендуется проехать разочек по этой «дороге смерти» хотя бы до Де-Кастри. Вы многое поймете об этом суровом мире, и улицы краевого центра покажутся вам не имеющими аналогов автострадами мирового уровня.
Фото Данила Бирюкова