Каждый день на нас буквально сваливается целая куча информации - реклама, соц.сети, телепередачи, книги и т.д. А замечали ли вы когда-нибудь, как много в этой информации стало уловок заблуждения и изменения мнений? Я, например, каждый день сталкиваюсь с текстами, которые насильно хотят повлиять на психику человека. И если раньше роль этой незаметной манипуляции отводилась только рекламщикам и политическим технологам, то сегодня каждый SMM-щик каждого салона красоты пытается повлиять на твой выбор. Все без исключения хотят тебя привлечь, тебе продать, тебя "зацепить".
Давайте разбираться.
1. Влияние анонимного авторитета.
«По данным многочисленных исследований, учёные…», «специалисты утверждают…», «человек из окружения Правительства…».
Подождите! Какой человек? Какие доктора? Какие исследования? На примере одной только медицины скажу, что такие ссылки чаще всего оказываются ложью и только придают авторитет несуществующему источнику. Именно поэтому я всегда советую проверять, проверять и проверять, особенно если дело касается вашего здоровья, документов, больших финансовых вложений.
2. Интригующий заголовок.
«Найдена причина язвы!..», «Исход дела ошеломил участников…».
Все подобные заголовки, щедро осыпанные эмоциональными метафорами, являются лишь рекламным ходом Интернет-магазинов и издательств. Вообще, всё что касается эмоций не вызывает доверия. Помните, что в любой хорошей научной или научно-популярной статье любое слово, цифру или график можно подтвердить, найдя его первоисточник.
3. Эффект Барнума.
«Приходите домой. Кошелёк почти пуст. Что сегодня на ужин? Ничего, ведь ты так и не спланировал своё питание. Но на это есть решение!».
Общие фразы, подходящие под каждого человека завлекают и заинтересовывают в продолжении истории. То, что в описании изначально похоже на вас, сразу начинается восприниматься как личный прогноз, обращение конкретно к вам. Поэтому кажется, что автору знакома ваша история и что данные курсы или товар вам очень нужны.
"Вы часто устаёте и грустите? Вам лень убираться дома и вы женщина? Получается, что вам нужен мой курс по женской энергии".
Чем шире ЦА, тем обобщённее проблемы. А выяснить их не так сложно - просмотр статистики поисковиков и ты уже знаешь, какие бытовые или личные вопросы волнуют каждого второго пользователя.
4. Опросы общественного мнения.
Аргумент очень убедительный, ведь это реальные люди! Но вот в чём «изюминка»: в действительности, стоит доверять стоит только опросам социологов – людей, чьё образование напрямую связано с этой отраслью.
Опросы журналистов и блогеров часто полны излишне эмоциональными формулировками и некорректными ответами, которые априори влияют на мнение респондентов.
Например, на вопрос «Любите ли вы готовить?» нельзя ответить Да/Нет/По настроению.
Человек – существо с многогранной душой и миллионами оттенков психики. В такой случае формулировка должна включать хотя бы: Да/Скорее да, чем нет/ Нет/Скорее нет, чем да/ Затрудняюсь ответить.
С первого взгляда мелочь, но в опросах на серьёзную тему может сильно исказить результаты.
5. Из самого банального: вырывание из контекста или «додумывание».
«Певец был замечен в компании красивой девушки»…- гулял с сестрой.
«2 литра воды в день избавят от лишнего веса…» - в системе с правильным питанием, активными занятиями спортом, минимизацией стресса и исключением острых и хронических заболеваний.
Нет информации – давайте придумаем её сами :)
6. Принцип контраста.
Такие тексты часто используется во время предвыборных компаний. «Пока Х достраивают двадцатую детскую больницу, У задержаны за расклейку агит-листовок». Такой заголовок сразу настраивает на негативное отношение к У. И даже если сразу после прочтения этой статьи показать человеку другую, где У реально строят сотую больницу и открывают тысячный детский сад – будут люди, которые не поверят.
Это такой наглядный пример принципа «Кто первый встал, того и тапки», "Кто первый опозорил, тот в плюсе". Захват мнения - серьёзная проблема нашего общества. Люди стали мало оценивать ситуацию комплексно, с разных сторон. В большинстве своём, общественные мнения формируется по принципу первичного аффекта. Услышал, увидел, теперь я за них.
__________________
Развивать эту тему можно до бесконечности. И кажется, что всё давно известно и понятно, но как и в любой науке создаются всё новые и новые способы захвата внимания, изменения мнения и т.д. Появляются новые уловки, новые обороты, новые механизмы взаимодействия с аудиторией.
Можно ли это как-то предотвратить? Я думаю, что решением всего и вся в этой сфере становятся критическое мышление и рациональный взгляд.
Нам нужно выработать способность:
- задавать вопросы;
- искать и сравнивать разные источники информации;
- проверять факты на логику;
- отделять факты от интерпретации
- и многое другое.
Поэтому мой совет: