Найти тему
Банки.ру

Банки просят у военных список граждан, которым направлены повестки. Зачем это нужно

Оглавление

Российские банки хотят получать от Министерства обороны данные о гражданах, которым направлены повестки в военкомат, узнал РБК. Сейчас финансовым организациям такая информация не предоставляется, но по закону об электронных повестках они обязаны будут отказывать «уклонистам» в кредитах. Как банки узнают, кто именно уклоняется от призыва, остается неясным. Письмо с описанием этой проблемы направил в ЦБ и Минобороны глава Национального совета финансового рынка.

Как и когда заработают электронные повестки

Закон об электронных повестках был спешно принят Думой 11 апреля, а уже через три дня подписан президентом. Если раньше повестку необходимо было вручить гражданину лично в руки, то теперь закон позволяет направить ее через Интернет. Повестка будет считаться доставленной с момента размещения на «Госуслугах».

Информация о таком «вручении» будет фиксироваться в едином реестре воинского учета. С этого дня гражданину запрещается выезд из страны. Если же он не явится в военкомат в течение 20 дней, его ждет поражение в правах, в частности, запрет на получение кредитов.

Единый реестр воинского учета начнет работу уже в ходе осеннего призыва, пообещал глава Минцифры Максут Шадаев.

Узнать за 60 секунд

Для банков стало сюрпризом, что они также должны будут следить за исполнением обновленного закона «О воинской обязанности», поделился глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. Пока непонятно даже, каким образом правильно отказывать подобным клиентам в кредитах, отметил он: неизбежно будут и споры, и жалобы.

В связи с этим банки просят предоставить им доступ к данным о дате направления и вручения повестки, а также о дате, когда начинают действовать ограничительные меры. Кроме того, им понадобится расширенная информация о гражданине: Ф. И. О. и адреса для идентификации человека банкам недостаточно. Участники рынка хотят, чтобы эти данные поступали им в течение 60 секунд и без необходимости получать согласие гражданина на проверку.

Вопросы без ответов

Целый ряд вопросов пока остается без ответа. Непонятно, например, как быть, если заявка на кредит была подана еще до введения ограничительных мер. Вероятнее всего, банку придется отказывать клиенту уже на этапе подписания договора.

Также непроговоренной осталась проблема клиентов, обратившихся за рефинансированием или реструктуризацией уже имеющегося кредита, ведь по сути «это продолжение обслуживания уже имеющихся обязательств», отмечает Емелин.

Отдельный вопрос — каким образом банки будут узнавать о снятии ограничений в отношении того или иного клиента. Непонятно, будут ли финорганизации рассматривать внесение в реестр, а затем удаление из него как дополнительный фактор риска. Может сложиться ситуация, когда банки в принципе станут менее охотно кредитовать мужчин.

Данные о россиянах, которым направлены повестки, банкам будут необходимы, признают эксперты. Однако чем шире круг тех, кто имеет доступ к данным реестра, тем выше опасность утечки данных, отмечают они.