Найти тему
Михаил Самсонов

Погибший герой Николай Лесконоженко и его подвиг во время Второй мировой войны.

Великая Отечественная война была временем беспримерного мужества и героизма, проявленных людьми огромной страны. И на фронте, и в тылу люди проявляли готовность пожертвовать своей жизнью ради победы войны. Например, летчики совершали самоубийственные вылеты, таранили фашистские самолеты, а пехотинцы закрывали своими телами амбразуры вражеских дзотов. Напрашивается вопрос, какой неукротимый дух и сила воли требовались для такого героизма? Всего за годы Великой Отечественной войны наши летчики совершили 636 таранов как по воздушным, так и по наземным целям. Только в первый день войны произошло 15 таких случаев. Тридцать пять пилотов сбили два или более самолетов противника. Таких баранов Борис Ковзан казнил четыре, а Алексей Хлобыстов три. Николай Лесконоженко провел два тарана в одном бою,

Николай Лесконоженко был известным летчиком-истребителем, совершившим выдающийся подвиг на войне. До войны родился в мае 1919 года в селе Новоданиловка Екатеринославской губернии. После окончания 7 классов вступил в комсомол при ФЗУ. Николай работал слесарем в паровозном депо в Мелитополе и стал ударником. В нежном возрасте 17 лет он проявлял серьезное отношение к жизни и предпочитал выражать себя действиями, а не словами. Лесконоженко был известен как надежный и отзывчивый товарищ, который никогда никого не разочаровывал.

-2

Как и большинство молодых людей его времени, Николай мечтал летать и хотел подняться в небо. Таким образом, он совмещал учебу в аэроклубе и работу в депо. В 1938 году его призвали в армию и сразу отправили в Высшую авиационную школу, известную как Кача. После окончания училища в 1939 году Николай дослужился до младшего лейтенанта и поступил на службу в 513-й ИАП, который базировался под Ленинградом.

-3

Молодой лейтенант сражается на фронте с самого начала Второй мировой войны. 2 ноября 1941 года он возглавил свое подразделение, 513-й ИАП, на очередное задание. Николай поручил им прикрыть железную дорогу, по которой наши войска переходили на фронт. Кроме того, им предстояло нацелиться на переправу противника через реку Волхов. К тому времени Красная Армия потеряла много самолетов, поэтому командиры производили сокращения. В битве на Волхове Николай столкнулся с 6-м юнкерским и 6-м мессершмиттами, которые превосходили численностью его команду.

-4

Однако Николай и его летчики не растерялись. Они остались неустрашимыми, смело бросаясь в стычку. Советский летчик Клочко на своем ЛаГГ-3 набрал высоту, чтобы атаковать немецкие истребители. Зуев и Лесконоженко пошли за бомбардировщиками. Тем временем немцы поняли, что происходит, и поэтому три Bf.109 бросились в погоню, что привело к ожесточенному бою.

Поскольку у Лесконоженко закончились боеприпасы, а один из ЛаГГ не смог остановить бомбардировщик от сброса бомб, экипажу пришлось полагаться на радикальный маневр, чтобы уничтожить врага. В ходе боя самолет Лесконоженко протаранил фашистский «Юнкерс», задев его винтом в горизонтальный стабилизатор. Вскоре после этого сразу три «мессершмитта» атаковали истребитель Лесконоженко. Тем не менее, советский самолет врезался в ближайший «мессер», в результате чего он пикировал, а пилот погиб. Свидетелями происходящего с земли были командующий 52-й армией Клыков и его офицеры.

Николай, тяжело раненный в голову и руку, чудом посадил свой самолет, с помощью других солдат, которые бросились ему на помощь и срочно доставили его в госпиталь. Чиновники отметили его храбрость и подали прошение о присвоении ему звания Героя Советского Союза. К моменту награждения, в декабре 1941 года, Лесконоженко уже не было в живых. Малая Вишера и Мелитополь увековечивают его героизм улицами, названными его именем.

Массовый героизм советских людей во время Второй мировой войны можно объяснить, в том числе, двумя факторами: грамотной пропагандой и верой в то, что СССР создан и принадлежит народу. Движимые патриотизмом, многие советские граждане чувствовали готовность пожертвовать своей жизнью ради Родины. Эта культура героизма была широко распространена даже среди тех, кто боролся за свои территории, а не за коммунизм.

Во время Второй мировой войны были летчики, которые служили во вражеской армии, например, в нацистском вермахте. Для этого было множество причин, таких как заработная плата и принудительное присоединение, но количество советских пилотов, присоединившихся к авиационным силам нацистской Германии, было относительно небольшим и ограниченным по сравнению с общим количеством пилотов в СССР. Тем не менее значительное количество советских летчиков попало в плен и, таким образом, оказалось, что их использовали на благо своих похитителей. Этот трагический исход подчеркивает сложность войны и тяжелое положение мужественных людей, оказавшихся в ней.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц