Найти тему

Имажинэр и Россия. Назад в будущее.

// Статья об особом месте России в истории. //

Исторические и текущие социальные явления выглядят на первый взгляд как нагромождение событий, за которыми стоят амбиции или благие устремления личностей и социальных групп. Но это только часть правды. Чтобы более глубоко понять смысл происходящего в истории требуется некий философский подход. Концепция пост-имажинэра позволяет выявить этот смысл и механизм, который управляет всеми процессами в обществе. При этом она опирается на известные закономерности во Вселенной, что придает ей наукообразие и определенную достоверность. С ее помощью можно приблизиться к пониманию исторического пути России. Данная концепция развивает учение известного французского философа Жюльбера Дюрана. Ниже кратко изложены ее основные постулаты.

=======

Поведение и мышление человека обусловлены способом его выживания (в природе и обществе). Это вполне соответствует философской аксиоме, что бытие определяет сознание. Существует три базовых способа или режима существования индивида: пассионарный режим (или режим диурна), синтетический и мистический. Основная функция этих режимов – обеспечить индивиду чувство безопасности, т.е. борьба со смертью. Они называются режимами имажинэра, т.е. воображения, поскольку человек подменяет истинные мотивы своих поступков воображаемыми.

В режиме пассионарности (или диурна) человек воспринимает среду (все другое) как угрозу и старается подчинить ее себе. Это подчинение может иметь разные формы: явное стремление к превосходству над «другим», его освоение через рациональное осмысление, либо осквернение или уничтожение иного. В обществе это проявляется в том, что пассионарный режим вынуждает индивида проявлять агрессию и достигать превосходства над себе подобными, материализуя его в виде благ и привилегий. Естественным порождением этого режима является иерархическое устройство общества в виде социальной пирамиды и образование в ней "элитарного" слоя, непропорционально потребляющего блага.

В мистическом режиме индивиды существуют в союзе без агрессии и конкуренции между ними. Это – режим тесных связей, взаимопомощи и соучастия, что минимизирует тревоги человека и обеспечивает ему наиболее комфортное состояние. Его высшее проявление - любовь к ближнему, и материнская в частности.

Синтетический режим динамично объединяет в себе активность и пассивность в человеке или между партнерами, а именно - путем чередования их доминирования в циклических и ритмических процессах (наподобие того, как это происходит в музыке и танцах). Он способен захватывать индивида и регулировать давление среды на него (снижать или усиливать остроту восприятия угроз безопасности). Многие продукты цивилизации основаны на этом режиме, например: спорт, культура, игры. В частности, в «демократических» государствах процедура выборов имитирует синтетический режим, где верхи периодически меняются местами с низами. Общение и музыка – наиболее распространенные формы реализации синтетического режима.

Синтетический и мистический режимы образуют группу ноктюрна. Благоприятные режимы ноктюрна реализуются во многих сферах жизни людей (помимо вышеназванных), и в том числе: в семейных и дружеских отношениях, в общении с домашними животными, в благотворительной деятельности и заботе о ближних.

Пассионарный режим становится доминирующим в человеке под воздействием враждебной среды, в отсутствии действенных механизмов для переключения его в благоприятные режимы ноктюрна. В настоящее время режим пассионарности навязывается людям тотально как внутри общества через его агрессивные установки, так и извне через различные формы экспансии. Практически уже весь мир охвачен пассионарностью, что и определяет все негативные процессы в нем. В частности, он порождает в людях неуемное потребление материальных и прочих продуктов цивилизации.

=======

Для народов Руси изначально были свойственны благоприятные режимы ноктюрна (синтетический и мистический), что обуславливало их спокойный и миролюбивый характер. Глубокая смена времен года вовлекала людей в мощный циклический конвекционный поток, который обеспечивал им полноценный синтетический режим с чередованием активности и пассивности. Достаточно суровые природные условия побуждали людей к коллективной деятельности на основе взаимной поддержки, что характерно для мистического режима. Вместе с тем они позволяли народу совместно выживать без особых бедствий, которые могли бы переключить его в режим пассионарности. Поэтому общинный уклад жизни крестьян естественным образом преобладал в России. Принятие православия с его богатыми ноктюрническими традициями значительно упрочило аналогичный режим существования русского народа.

=======

В «Повести Временных лет» (862 г) упоминается о том, что коренные племена и рода Древней Руси враждовали между собой и поэтому договорились о призвании на княжение варягов. Очевидно, что повесть была написана с целью легитимации элиты, и в ней есть противоречие: если племена смогли договориться по такому важному вопросу, то тем более могли совместно решать и другие.

Ноктюрнический характер народов Руси косвенно подтверждается структурой русского языка. В основных западноевропейских языках имеется жесткая иерархия слов в предложении. В русском языке можно менять практически все слова местами без потери смысла. А в средние века на Руси тексты писались вообще без разделения на слова. Деление чего-либо на части или выстраивание иерархии – это свойства режима диурна, а горизонтальное объединение присуще режиму мистического ноктюрна.

В русском языке очень часто применяются выражения для эвфемизации, т.е. снижения негативности чего-либо, что соответствует мистическому режиму (например, "бьет - значит любит"). Склонность к эвфемизации проявляется даже в мягких названиях грозного русского оружия: тополь, акация, гвоздика, тюльпан, тосочка и т.п. То есть агрессия нам изначально внутренне не свойственна. Поскольку язык является основой сознания, он также определяет во многом естественный режим существования индивида.

В русском языке имеется обилие ругательств с использованием «эротических образов», что вовсе не означает бескультурье и грубость нашего народа. Такие словесные и визуальные образы активно провоцируют в человеке более благоприятный синтетический режим и позволяют снизить на него давление пассионарного режима. Это означает, что он на бессознательном уровне отторгается русским человеком.

Русские народные песни в массе своей имеют протяжный характер и плавную мелодичность, что провоцирует в человеке режим, близкий к мистическому. Это также указывает на склонность русского человека к этому режиму. Если прислушаться к русскому языку, то можно заметить в нем много слов, которые являются как бы фрагментами таких плавных протяжных песен и мелодий, например: красивый, любимый, ласковый. Все это не случайно. Мистический характер русской души и менталитета неразрывно связаны с русским языком и мистическим режимом имажинэра, который является изначальным и естественным для русского человека.

О ноктюрническом характере русского народа также свидетельствует концентрическая слоеная структура древних поселений на Руси (включая старую Москву), и наличие куполов на большинстве древних церквей. Эти качества являются четкими символами мистического режима (матрешка, чаша), которые выражают единение и защиту.

Еще одно немаловажное свидетельство особого российского менталитета – это почитание юродивых на Руси. Юродивыми были странствующие монахи и религиозные подвижники, ведущие аскетический образ жизни, и обличающие своим поведением и речами мирские ценности, разделяющие людей. В честь юродивого был даже назван собор Василия Блаженного в Москве. На Руси было больше всего юродивых, канонизированных в святые.

Наши сказки также отражают ноктюрнический характер русского народа (на уровне коллективного бессознательного). Положительными героями в них выступают Иван-дурак, простолюдин Емеля и работник Балда, что означает отрицание разной значимости людей и неуважение «сильных мира сего», т.е. неприятие главных качеств пассионарного режима.

Даже наш "неагрессивный" характер игры в футбол косвенно указывает на то, что у россиян нет такого маниакального стремления к превосходству, как на пассионарном Западе.

=======

Противоположность русского и западного менталитетов хорошо выражают слова поэта Ф.И. Тютчева - «умом Россию не понять». Холодный рациональный ум Запада не в состоянии понять Россию, поскольку является продуктом пассионарного режима. К сожалению, российская элита из-за своей диурнической наносной природы была отравлена этим умом и в массе своей не понимала Россию. Но в самой основе она оставалась ноктюрнической. Это подтверждается тем, что Россия всегда была бедна философской мыслью в ее классическом западном понимании. Философия – это результат работы пассионарного режима, который пытается «понять» мир с тем, чтобы не бояться его и управлять им, а также обосновать свои претензии на превосходство. В России философия, главным образом, содержалась внутри русской литературы. Она проникнута противоречием между стремлением к превосходству и желанием жить по совести, поиском истинных ценностей, тем самым отражая двойственную сущность русской интеллигенции.

=======

Именно эта миролюбивая ноктюрническая основа исконных российских народов не позволила им изначально выделить из своей среды элиту в ее западном агрессивном варианте. Она была пришлая. Благодаря свойству режима ноктюрна поддерживать союзы, практически все народы чувствовали себя в Российской империи относительно комфортно. Компенсационные механизмы этого режима в соединении с христианством позволяли русскому народу терпеть свою пассионарную элиту, если она не затрагивала основ их жизни, и даже снижать уровень ее пассионарности и трансформировать в русскую.

По причине междоусобной борьбы элит формирование полноценной социальной пирамиды в России затянулось на несколько столетий (ее властного слоя), что характерно для многих государств того времени и обусловлено нестабильной природой пассионарного режима. Фактически, этот процесс завершил император Петр-I. К тому моменту в элитарном слое скопилось слишком много пассионарного материала, который социальная пирамида уже не могла «переварить», т.е. предоставить им всем блага и привилегии. Чтобы выправить и стабилизировать ситуацию требовалась реформа пирамиды, экономики и внешняя экспансия для получения дополнительных ресурсов. Петр-I открыл дорогу для новой волны «голодных» пассионариев, урезонил с их помощью прежнюю властную элиту (не уничтожая ее) и направил их энергию в созидательное русло внутри страны и на внешние завоевания. При этом он сохранил ноктюрнический способ существования русского народа, естественный для него. Преобразований Петра-I хватило на несколько столетий относительно спокойного существования и эволюционного развития России.

-2

Прозападные Столыпинские реформы, индивидуализация и пролетаризация крестьян, а также Первая мировая война подорвали традиционный уклад жизни народов России, что привело к диурнизации российского общества, т.е. к распространению пассионарного режима в массах, их люмпенизации и «перегреву котла». Этим не преминули воспользоваться неудовлетворенные и ущемленные элитарные группы, совершив две «революции» и устроив гражданскую войну.

=======

В результате поражения в той же войне и резкого ухудшения условий жизни массовый рост пассионарности произошел и в Германии. Но в отличие от ноктюрнической России, это логично вызвало появление в ней фашизма, который обеспечил ее доминирование в Европе и позволил Германии на некоторое время оптом удовлетворить притязания своих пассионарных масс в превосходстве и потреблении благ. Но природа фашизма и требовала продолжения "банкета" и схватка с СССР была неизбежна.

В свою очередь, сталинская массовая диурнизация 1930-х годов с одновременным реформированием и «прореживанием» социальных пирамид дала возможность провести ускоренную индустриализацию СССР и обеспечила победу над Германией. Репрессии и отказ от христианства с разрушением храмов были шоковыми инструментами повышения пассионарности масс, поскольку христианские традиции мешали этому процессу, поддерживая режим ноктюрна.

Другими инструментами стали пропаганда нового "справедливого" образа жизни, культ успешного рекордсмена (в частности, стахановское движение), «раскрепощение» женщин, массовое рациональное образование, культ пролетариата-гегемона и советского человека (как вершине всех пирамид, которому будет подвластно все). Многие разбуженные пассионарии получили привилегированные места в новой социальной пирамиде (партийно-номенклатурной системе), прославление и награды, а прочим дали «хлеб и зрелища» и пообещали изобилие в коммунистическом будущем.

=======

Некоторое время пассионарную энергию масс удавалось направлять в созидательное русло (в частности, на "стройки коммунизма"). Но в конечном итоге, постоянная генерация пассионариев и люмпенов-потребителей привела к их переизбытку, репрессивная машина гуманизировалась, что вызвало смену режима и распад СССР из-за неспособности экономической и политической системы удовлетворить или ограничить их возросшие аппетиты. Затем напряженность спала благодаря перестройке старой социальной пирамиды, самоуничтожению пассионарных элементов в результате жесткой конкурентной борьбы, посадкам и миграции. А люмпенам рыночная экономика предоставила возможность потреблять в изобилии суррогаты и удовлетворять свой «нутритивный» рефлекс.

К сожалению, под влиянием прежних установок общества в России продолжается тотальная диурнизация (навязывание пассионарного режима массам) и люмпенизация ее граждан, которые порождают завышенные социальные претензии и неуемное потребление. Это способствует росту напряженности при отсутствии эффективных экономических инструментов для удовлетворения их запросов. Также не развиты механизмы для снижения градуса пассионарного режима и его компенсации.

Государству пока удается удовлетворять основную "элитарную" группу пассионариев (диурнов), вовлекая их в социальные пирамиды (властные, экономические, научные, культурные, спортивные). Также с этой целью оно выделяет огромный кусок бюджета на различные малофункциональные фонды, центры и агентства, т.е. на создание бесполезных придатков социальных пирамид. Но государственного пирога уже хватает не всем и часть "элиты" ушла в инагенты или эмигрировала. А сколько простых диурнов и люмпенов ждут удобного случая, чтобы выплеснуть свою неудовлетворенность или реализовать острую необходимость в превосходстве. Они всегда будут благодатной почвой для переворотов, преступности, терактов и фашизации. Все это - ненормально и требует вдумчивого пересмотра всей социальной политики государства и установок общества.

Конечно, пассионариев можно на какое-то время организовать и направить их энергию в созидательное русло жесткими методами, как это сделал в свое время Сталин. Но у него на тот момент были веские причины для этого и достойная цель. К тому же практика показала, что такие меры не обеспечивают долгосрочной стабильности общества. К сожалению, его преемники не смогли решить проблему "утилизации" избыточного количества пассионариев в мирное время, снизить факторы их массового появления и создать экономику под удовлетворение их потребностей. Руководители СССР были зашорены идеологией и не понимали сущности общественных процессов.

=======

Тотальное навязывание пассионарного режима уже привело к деградации российской деревни и росту мегаполисов, где существует больше возможностей для самореализации диурнов и удовлетворения люмпенов. Вместе с тем, именно там происходит наиболее активная и массовая диурнизация и люмпенизация людей. В конечном итоге, все это способно привести к повторению 17-го или 90-х годов прошлого века, т.е. к разрушению России.

Нужно выйти из общей колеи, которая ведет весь мир в пропасть. Для этого Россия должна отказаться от тотальной диурнизации своих граждан и вернуться в естественный для нее режим ноктюрна. Необходимо полноценно возродить христианскую религию, которая богата ноктюрническими традициями, понизить агрессивность среды (в том числе максимально расширить социальные гарантии), прекратить разрастание и показушное процветание паразитических мегаполисов, а также отказаться от антихристианской пропаганды разной значимости людей.

Принцип тотальной индивидуальной конкуренции нужно заменить принципом совместного выживания в условиях агрессивной среды. В этом случае Россия сможет эффективно использовать энергию и ресурсы своего общества, не растрачивая их понапрасну на бесконечное удовлетворение своих пассионариев и люмпенов.

Речь идет не просто о сохранении «анахроничной» самобытности русского народа, а о сохранении русской цивилизации, в корне противоположной западной, и способной нейтрализовать ее разрушительное влияние на мир. Возврат в режим ноктюрна не означает отказа от реального прогресса общества, ибо в этом режиме есть способность развиваться и поглощать «другое» (в частности, полезные достижения науки и техники).

=======

Для стабильного существования и бесконфликтного развития общества пассионарии не нужны в большом количестве. Они хотят быть «уважаемыми» людьми и пусть будут. Но только этот статус должен присуждаться за реальные заслуги и не давать ощутимых материальных выгод, чтобы не подвергаться деградации. В частности, они могут быть государственными и политическими деятелями, бизнесменами, мыслителями, учеными, рекордсменами, «звездами» шоу-бизнеса. Они могут даже править государством, но с пониманием своей диурнической сущности, которая базируется в значительной степени на страхе социальной смерти и побуждает их "всплывать" наверх. При этом они должны учитывать и сохранять уникальную ноктюрническую основу российского народа.

Справедливость такого подхода к раздаче почетных титулов и их «материализации» можно пояснить на простом примере. В СССР было, наверное, больше всего кандидатов и докторов наук в мире, которые входили в благополучный раздутый слой социальной пирамиды. Эти «ученые» получали государственные премии и приличные надбавки к зарплатам за свои научные звания. При этом они не смогли научно предсказать кончину СССР и предложить пути выхода из надвигающегося кризиса. Что могло быть главнее этой проблемы? А сколько их "свалило за кордон", когда открылись границы? При отмене господства пассионарного режима ученые и специалисты не исчезнут, но у них будет совсем другая мотивация. В частности, врачами будут становиться люди, которые хотят заботиться о ближних, а не наживаться на их бедах в погоне за благами.

=======

Режим пассионарности изначально вызван стрессами и страхами, и неспособностью психики их компенсировать без навязчивого стремления к превосходству. В гуманном обществе поводы для стрессов и страхов должны быть минимизированы, и тогда режим диурна ослабнет сам по себе, если не навязывать его искусственно, как это происходит сейчас. Но без распространения христианского мировоззрения в массах низвергнуть его окончательно не получится.

Пассионарный режим можно с успехом заменить режимом синтетического ноктюрна, имеющим двойственную природу. Он позволяет бесконфликтно переключаться в активный режим, мыслить рационально и творчески. (В частности, коллективный "мозговой штурм" и научные дискуссии - примеры рационального мышления в синтетическом режиме.)

Кроме того, российские пассионарии (как и все прочие) в массе своей всегда будут слишком благосклонно относиться к диурническому Западу и стремиться туда, поскольку там живут их «собратья по разуму». Для них он является верхней ступенькой в социальной лестнице. К тому же пассионарный режим антагонистично относится к режиму мистического ноктюрна, который является глубинным для России. Пример многих представителей нашей богемы, высоких чиновников и долларовых миллионеров хорошо иллюстрирует этот факт. Они не связывают свою безопасность с укреплением России. Люмпены-потребители также предрасположены к Западу, ибо оттуда всегда исходят самые привлекательные суррогаты.

=======

Если бездумная тотальная диурнизация в России продолжится, то ее ожидают большие потрясения. Тогда для сохранения общества понадобится репрессивная машина, наподобие сталинского режима, от которого в первую очередь пострадала прежняя элита.

Россия может выбрать западный вариант развития, т.е. реформировать свою экономику по их подобию и заняться внешней экспансией, чтобы удовлетворить притязания своих накопившихся пассионарных масс и люмпенов. На данном этапе это имеет смысл. Но в конечном итоге, продолжение политики тотальной диурнизации приведет к перегреву мирового пассионарного котла, ускоренному истощению ресурсов и полному уничтожению ноктюрнической основы России.

Еще одним вариантом развития может стать смещение социальных пирамид и потребления в виртуальную сферу наподобие "Интернет-матрицы", а также замена потребляемых суррогатов еще большими суррогатами, но это – мягкий вариант «конца света без конца» с деградацией людей и превращением их в люмпен-планктон. Мы и так уже стоим одной ногой в «Матрице», но еще не поздно вернуться в «Зеон».

======

Если вдуматься, то Господь не зря поместил Россию подальше от диурнического Запада в достаточно суровые природные условия, но при этом дал ей все для совместного выживания без агрессии и внутренней конкуренции (ресурсы, православие и особый язык, определяющие наше глубинное сознание). У нашего народа был долгий и богатый опыт правильной жизни, и у нас еще осталась генетическая память о ней. Русь потенциально является тем Ноевым ковчегом, который способен сохранить человечество и человечность от надвигающейся катастрофы. Нужно только все это осознать и осмыслить себя, а не следовать слепо в западном направлении, к концу истории, куда повернуло большинство. У России была непростая, но славная история, и в ее запасниках еще хранится великая культура, которые могут помочь нам в этом.